Ярослава Сазанович
Конспект занятия «Технология изготовление куклы–бессонницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Технология изготовления куклы – бессонницы
Тип:Усвоение новых знаний и способов действия
Цель:Изготовить куклу-бессонницу
Задачи:
Личностные:
• Учить детей технологии изготовления куклы-бессонницы предметная
• Учить ставить цель
• Сформировать интерес к изготовлению куклы – бессонницы
• Осознавать значимость сохранения народной культуры
Предметные:
• Закрепить знания и умения учащихся выполнять разметку, заготовку, соединения
Метапредметные:
Регулятивные:
Темочки:
• Анализировать сравнивать делать выводы
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
Познавательные:
• Познакомить с историей куклы-бессонницы
Коммуникативные:
• Уметь слушать и понимать высказывания педагога и собеседника
• Уметь вести диалог
Оборудование: презентация к уроку, ткань, ножницы, вата и карандаш
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Здравствуйте ребята!
Здороваются.
Сегодня у нас будет интересное занятие, а какое, вы сейчас отгадаете. Я загадаю вам загадку. Отгадка и будет темой нашего сегодняшнего занятия.
Слушают.
Она похожа на актрису
В красивом платье серебристом,
Расскажу ей сказку -
Она закроет глазки,
Поиграем - будем спать,
Уложу ее в кровать.
Что за милая игрушка:
Утром - дочка, днем - подружка?
(Кукла)
Работа по загадке
Слушают. Дают предположительные ответы.
Правильно, кукла! А как вы догадались? Что в загадке было сказано про куклу?
Как вы уже поняли, мы с вами сделаем куклу.
Как вы думаете, какую куклу мы будем делать?
Кукла у нас не простая, а кукла – бессонница, вы знаете такую куклу?
Отвечают. Узнают тему занятия.
2 этап. Актуализация знаний и способов действия.
Если вы не знаете, тогда я вам сейчас расскажу, садитесь поудобней и слушайте.
Слушают.
Сну наши предки придавали очень большое значение. Во сне люди не только отдыхали, в это время с человеком совершались настоящие волшебные действия – во сне можно было пророчествовать события, предугадывать их, разгадывать секреты и тайны, а также встречаться с теми, с кем в обычной жизни встретиться уже невозможно. Естественно, что были силы, которые препятствовали реализации таких возможностей, просто не давая человеку заснуть. (Презентация)
Слушают и смотрят презентацию.
Для того, чтобы противостоять такому безобразию и появилась тряпичная кукла оберег Бессонница, которая принимала на себя участие в играх с духами, а человек спокойно мог заснуть. Чаще всего такая помощь была необходима маленьким детям, еще не имеющим мощную оберегавшую защиту рода. Поэтому родители или нянька в нужный момент быстро делали куклу Бессонницу и решали, таким образом, все проблемы с засыпанием. (Презентация)
Слушают и смотрят презентацию.
У русского народа узел был защитой от колдовства, отголосок этого поверья сохранился и поныне. «Завязать на память узел» - означает не забыть о чем-либо, сохранить в голове. Голову куклы иногда набивали мятой или любой другой успокаивающей травой.
Слушают
Особенностью этой куклы является неустановленная продолжительность ее жизни – от одного вечера до нескольких месяцев. Если ребенок внезапно раскапризничался после ухода гостей, или после неожиданной или не очень приятной встречи, то достаточно было сделать однодневную куклу, после игры, с которой исчезал негативный фон и ребенок успокаивался и нормально засыпал. В некоторых случаях появлялась необходимость защищать ребенка в течение длительного времени, тогда кукла жила столько, сколько было нужно. (Презентация)
Слушают и смотрят презентацию.
Посмотрите, вот такую куклу – бессонницу, сейчас мы в вами сделаем.
Рассматривают куклу и слушают.
3 этап. Анализ образца.
Но вначале нам надо ее рассмотреть и понять, как она делается, посмотрите на нее внимательно и ответьте мне на вопросы;
-Из какого материал она сделана?
-Какой материал нам понадобится, чтобы ее сделать? Ткань понадобиться новая или старая?
-Понадобятся ли нам инструменты?
-Как она закреплена?
-Какая у нас будет форма деталей?
-Какие способы соединения деталей для куклы?
Рассматривают и отвечают на вопросы.
4 этап. Техника безопасности.
Молодцы! Перед тем, как мы приступим к выполнению задания, мы с вами вспомним технику безопасности.
Ребята, а вы помните, как правильно нужно обращаться с ножницами?
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Отвечают на вопрос.
5 этап. Технология изготовления.
Как вы и говорили, для занятия сегодня нам нужна ткань, лучше двух разных цветов, вата и карандаш.
Смотрят свое рабочее место и проверяют, все ли у них есть.
Чтобы сделать куклу, нам нужен один квадрат ткани на 20 см, это будет тело и прямоугольник из ткани на 20х10см, это будет платье. Но мы не будем это делать ножницами, мы как в старые времена будем аккуратно рвать ткань руками. Начертите на ткани квадрат, и прямоугольник
Чтобы начать рвать, нам надо ножницами сделать небольшой надрез по линии
После мы начинаем аккуратно рвать ткань.
Слушаю, рвут из ткани квадрат и прямоугольник.
Давайте сейчас посмотрим все на презентацию, на презентации показано поэтапно, как делается кукла-бессонница. Сейчас мы с вами рассмотри каждый этап, и вы скажите, что на нем делается.
Смотрят на технологическую карту, рассказывают, что происходит на этапах.
6 этап. Выполнение работы
Теперь нам с вами нужно поделиться на две микро группы, пожалуйста, разделитесь.
Делятся на группы.
Теперь все внимательно на меня посмотрели, сейчас я буду показывать поэтапно, как сделать куклу, когда я выполняю элемент, вы наблюдаете, и когда я вам разрешу повторить элемент, тогда вы приступаете к работе.
Слушают.
Берем квадрат ткани и кладем на стол. Сейчас мы с вами будем делать тело.
Смотрят и выполняют.
Складываем квадрат по диагонали.
Смотрят и выполняют.
Сейчас мы будем делать узлы на противоположных концах, это будут руки.
Слушают.
Берем один из концов, кладем конец на указательный палец, обводим вокруг пальца, засовываем конец под ткань, выводим его через отверстие и затягиваем. Первая ручка готова, теперь делаем так же вторую ручку самостоятельно.
Смотрят и выполняют.
Положите ткань на стол, и возьмите не много ваты, из нее мы сделаем голову. Сейчас сделайте в ладошках кругообразную форму вате. Затем ткань разворачиваем и в центр кладем вату.
Смотрят и выполняют.
Ткань снова складываем пополам. Плотно обжав вложенную вату, и перекручиваем ткань в центре один раз по часовой стрелке.
Смотрят и выполняют.
Свободные концы ткани подправляем. Придерживая большим и указательным пальцами скрутку в центре ткани, один из свободных концов платка оборачивают по часовой стрелке вокруг скрутки. Пропустив конец платка в образовавшуюся петлю, затягивают плотный узел.
Смотрят и выполняют.
Берем прямоугольник и кладем на него по центру нашу заготовку так чтобы руки не лежали на прямоугольнике. Сейчас мы с вами куклу оденем в платье.
Смотрят и выполняют.
Берем правый верхний конец платка, оборачиваемчерез левое плечико, выводим снизу из-под правой руки.
Смотрят и выполняют.
Теперь левый конец оборачиваем вокруг куклы, выводим из-под левой руки.
Смотрят и выполняют.
Затем стягиваем оба конца ткани, завязываем их потуже, при этом юбочка позади подтягивается.
Смотрят и выполняют.
Куклу переворачиваем и аккуратно расправляем. Наша Бессонница готова!
Смотрят и выполняют.
Ребята, я предлагаю вам уложить кукол спать и спеть им колыбельную.
7 этап. Рефлексия.
1. Из какого материала мы изготавливали нашу куклу?
Дети отвечают на вопрос
2. Ребята, почему такая кукла называлась «Кукла – бессонница»?
Дети отвечают на вопрос
3. Какие кусочки ткани нам понадобились? (какой формы)
Дети отвечают на вопрос
4. Каким способом мы измеряли ткань?
Дети отвечают на вопрос
5. Почему при изготовлении мы рвали ткань?
Дети отвечают на вопрос
6. Как можно применить куклу в наше время? (Актуальна ли она)
Дети отвечают на вопрос
7. Как вы думаете, мы справились сегодняшней работай?
Дети отвечают на вопрос
Вот и подошло к концу наше занятие, нам было очень приятно с вами работать.
Приводим рабочие места в порядок.
Убирают рабочие места