Ирина Турова
Конспект занятия «Шумовая лаборатория» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
«Шумовая лаборатория»
по экспериментальной музыкальной деятельности
для детей старшей группы
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, через умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии из шумовых инструментов из бросового материала, давая предметам вторую жизнь.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Шумовая лаборатория“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1. закрепление элементарных представлений о звуках в природе и окружающем мире;
2. формирование представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях;
3. развитие творческого воображения в процессе музицирования;
4. сформировать у детей эколого-хозяйственный подход к твёрдым бытовым отходам как к ресурсу на примере вторичного использования.
Словарная работа:
Обогащение словаря–звуки окружающей среды и живой и не живой природы, лаборатория, экспонаты, коллекционер, высота звука.
Подготовительная работа. Разучивание распевки, песни «Самовар» и «Музыка, здравствуй».
Материалы, оборудование:
мультимедийное оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация;
музыкальные инструменты;
мусорные вёдра с картинками, мусор из разного материала, баночки из разных материалов, монеты, пуговицы, манная крупа, ёмкость с водой и лейки, горох и скрепки;
музыкальные произведения: Утро Грига, Д. Тухманов и Ю. Энтин песня «Пых-пых самовар», звуки природы.
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку.
Музыкальный руководитель с детьми поёт песенку приветствия, вдруг звонит телефон. Педагог читает текст сообщения.
Музыкальный руководитель. Дети, Капитошка прислал нам голосовое сообщение.
Звук в телефоне. Здравствуйте ребята! Присылаю вам свою коллекцию и приглашаю к себе послушать ещё один экземпляр коллекции.
Музыкальный руководитель. Как вы думаете, кто такой коллекционер, и какую коллекцию прислал нам Капитошка, которую нужно слушать, а не видеть?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель. Замечательно!
Шёпот проснувшейся утром травы,
Птицу, поющую в гуще листвы.
И колыбельной знакомый напев,
Что услыхали лишь только прозрев.
Вздох ветерка. Красоту тишины.
Мы непременно услышать должны.
(Лев Зазерский)
Ребята, давайте послушаем и угадаем звуки природы из коллекции Капитошки (ржание лошадки, шум реки, гогот гусей, звук лодки).
Музыкальный руководитель. Вот какие экземпляры звуков собрал Капитошка и уехал к бабушке в деревню. Ребята, а вы хотите поехать в гости к Капитошке в станицу и услышать ещё один экспонат его звуковой коллекции?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель. На чём мы поедем, подскажут нам звуки.
Ребята под звук машины на носочках быстрым шагом двигаются по кругу, под топот копыт лошадки – прямым галопом, под звук велосипеда – мальчики везут девочек, держа руль, а девочки держатся за плечи мальчиков, топающим шагом двигаются по кругу. Дети останавливаются у экрана, где изображён Дон, курень весь в мусоре и плачущего Капитошку.
Капитошка плачет. Хулиганы прибегали, мусор высыпали, а дед «Порядок» звуки заколдовал, и исчезли, даже звуки моей любимой коллекции.
Музыкальный руководитель. Ребята, подскажите Капитошке, что нужно сделать?
Ответы детей. Нужно убрать мусор в вёдра.
Музыкальный руководитель. Обратите внимание, что на каждом ведре наклеена картинка. Что они обозначают?
Ответы детей.
Девочки собирают стеклянный и бумажный мусор, а мальчики мусор из металла и пластмассы в вёдра.
Музыкальный руководитель. Давайте проверим, правильно ли вы собрали мусор?
Ребята дают ответы.
Музыкальный руководитель. Мы уже убрали во дворе у Капитошки, но слышны ли звуки?
Ответы детей.
Голос Капитошки. Дед «Порядок» говорил, что нам поможет только шумовая лаборатория!
Музыкальный руководитель. А что такое лаборатория, и какие вы знаете виды лабораторий?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель. Вот из одной медицинской лаборатории мне прислали гель для удаления микробов. Нам это средство сейчас пригодится?
Ответ детей.
Ребята обрабатывают руки этим средством.
Музыкальный руководитель. Я вам могу помочь попасть в лабораторию. Давайте закроем глаза и скажем слова волшебства, и лаборатория появится перед вами.
Ра, ра, ра, ра, опыт делать нам пора.
Ша, ша, ша комната хороша.
Ись, ись, ись перед нами появись.
Дети открывают глаза и подходят к столу с надписью «Музыкальная лаборатория шумов».
Музыкальный руководитель. Что это за предметы, которые стоят на столе, накрытые вуалью?
Ответ детей.
На столах стоят стеклянные бутылочки, баночки металлические и пластмассовые, и бумажные коробочки.
Музыкальный руководитель. Эти использованные предметы я могла бы выбросить, но я их помыла и в лабораторных условиях решила превратить в шумовые инструменты для шумового оркестра. А вы ребята, хотите стать настоящими изобретателями и сделать свой шумовой инструмент? Выберите себе пару, возьмите предметы и наполните их содержимым, которое находятся на столе.
Ребята, которые экспериментируют с пластиковыми коробочками наполняют по два одинаковых предмета одним содержимым (горох, манка, пуговицы, а в металлические – монеты и крупу, а зато в стеклянные бутылочки наливают до отметки воду, а в бумажные– пуговицы и скрепки.
Музыкальный руководитель. А теперь по очереди сыграйте каждый на своём инструменте (дети трясут предметами или стучат деревянными палочками по стеклянным бутылочкам). Одинаковый звук у каждого предмета?
Ответ детей.
Музыкальный руководитель. Давайте послушаем звук стеклянной посуды. Одинаковый он или разный. В какой бутылочке звук выше, а в какой ниже?
Ответ детей.
Ребята делают вывод, что у бутылочки, с большим объёмом воды звук нише, а с меньшим объёмом - выше.
Музыкальный руководитель. А теперь мы хотим услышать звуки в пластмассовых баночках. Пошумите по очереди в свои шумовые инструменты и найдите пару одинаковых звуков.
Ребята, ищут пары одинаковых звуков в пластмассовых предметах, звонкие звуки с пуговицами, а глухие звуки с крупой и манкой.
Музыкальный руководитель. Молодцы! А теперь подойдите ко мне, сделайте круг и отгадайте загадку.
А как сумерки настали,
Мы узнали в новостях,
О том, что завтра он будет,
И урожай польет!
Источник: Загадки про Дождь для детей с ответами
Дети: Дождь!
Музыкальный руководитель. А вы можете его озвучить?
Дети. Конечно! Мы можем его изобразить при помощи звучащих жестов своего тела.
Музыкальный руководитель. Сейчас я вам покажу, а вы следите внимательно, так как потом вы будете повторять!
Игра «Дождь»
Поднялся ветер. (Потирание ладоней).
Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
Солнце! (Руки вверх).
А дирижером у вас будет Петя.
Под руководством Пети дети выполняют движения.
Музыкальный руководитель. А теперь я предлагаю поиграть со звуками. Изобретатели, которые сделали шумовой инструмент из бумажной и металлической коробочки подойдут к столу и по очереди постучат в них, а мы послушаем, затем закроем глаза и угадаем, какой инструмент звучит.
Игра «Угадай - ка»
После игры дети слышат звуки природы и голос Капитошки.
Голос Капитошки радостный. Ребята, послушайте!
На экране появилась картинка реки Дон с куренём без мусора, с голосами птиц и журчанием воды в реке. Дети слышат звуки природы под «Утро» Грига.
Музыкальный руководитель. Вот здорово! Ребята, что же произошло с природой?
Ответ детей.
Капитошка. Спасибо вам ребята за помощь. Теперь звуки природы будут радовать всех нас, и вы услышите мой экземпляр коллекции. Послушайте,
(звучит звук самовара) чей звук вы слышите?
Ответ детей. Самовара.
Музыкальный руководитель. Давайте мы превратимся в музыкантов и сыграем в настоящий оркестр, а поможет нам музыка.
Песня «Самовар» в сопровождении шумового оркестра.
Музыкальный руководитель. Ребята, понравилось вам изобретать музыкальные инструменты в шумовой лаборатории? А вы хотели бы забрать эти шумовые инструменты домой?
Ответ детей.
Капитошка. Прекрасно. У вас получились первые экземпляры вашей будущей коллекции «шумовых инструментов» и вы станете настоящими коллекционерами, как я. А этот вам от меня. До свидания! До новых встреч!
Все. До свидание.
Дети находят подарок от Капитошки - самоварчики с секретиками и баранки к чаю.
Музыкальный руководитель. Ребята нам нужно возвращаться в детский сад. Закройте глаза и произнесите: «Край наш край, Детский сад нас встречай».
Ребята открывают глаза.
Музыкальный руководитель. Вот мы и вернули в детский сад. Я уверена, ребята, что шумовые инструменты из бросового материала, которые вы сделаете в своей лаборатории, займут почётное место в вашей коллекции и вы будете показывать сказки - шумелки малышам.
Ребята ставят на полочки свои экземпляры под надписью «Шумовая коллекция» и выходят из зала с секретиками и баранками пить чай в группе.