Балакирева Татьяна
Конспект семейного занятия на Масленицу «Сказка о петушке»
▼ Скачать + Заказать документы
Семейное занятие на Масленицу. («Сказка о петушке»)
Программное содержание:
Обучающие задачи: содействовать формированию представлений о скромности как положительном нравственном качестве и противоположных (негативных) нравственных качествах – гордости и хвастливости.
Воспитательные задачи: воспитывать дружелюбие, умение работать вместе, учить детей радоваться возможности общения на совместных занятиях и досуге; укреплять стремление детей к добродетелям и желание быть похожими на положительных героев сказок, рассказов; формировать отрицательное отношение к порокам и жалость, сочувствие по отношению к отрицательным персонажам, нежелание быть похожими на них.
Публикация «Конспект семейного занятия на Масленицу „Сказка о петушке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Развивающие задачи: развивать ручные умения детей, навыки выполнения работы в паре, живой интерес к традициям отечественной культуры.
Ход занятия:
1 часть занятия. Начать занятие можно с предложения детям отгадать загадку про одного из знакомых сказочных персонажей.
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове – гребешок,
Кто это?. (Петушок)
Воспитанники отгадывают загадку. После этого педагог предлагает детям сделать фигурки петушков, чтобы потом украсить получившимися работами комнату, где проходят занятия. Воспитатель поясняет, что эти украшения сделают помещение группы нарядным в дни начавшейся Масленицы, последней недели перед особым, строгим и торжественным временем Великого поста (о том, что за время Великий пост, разговор пойдет далее).
2 часть занятия. Перед началом поста русские люди старались повеселить и порадовать друг друга веселыми играми, гуляниями, вкусными угощениями. На Масленицу традиционно пекли блины, звали гостей и сами ходили в гости.
Мы с вами сегодня позвали в гости наших родителей, бабушек и дедушек, чтобы они помогли нам показать сказочную постановку и чтобы после занятия мы вместе с ними посидели за масленичным столом : угостились вкусными блинами, которые испекли дома мамы и бабушки. Пока родители готовятся, чтобы показать нам сказку, давайте сделаем наши фигурки петушков.
Воспитатель раздает детям силуэты петушков, вырезанные из плотного картона. Поделка будет парная, то есть одну работу выполняют двое детей, сидящих за одним столом. Каждой паре предлагается наклеить перышки из ткани на фигурку петушка.
Помимо картонных силуэтов, на столах у детей лежат нарезанные небольшими кусочками цветные лоскутки-перышки, отдельно приготовленные красные лоскутки для гребешка, клюва, бородки петушка и черный кружок для глаза.
Клеем ПВА, который педагог аккуратно разлил по небольшим блюдечкам, дети намазывают каждый лепесток (работают с клеем на подкладной клеенке) и приклеивают ткань к силуэту. При наклеивании перышки могут находить друг на друга, поделка не теряет от этого радостного праздничного вида. Главное, чтобы картонное основание петушка в итоге было покрыто пестрым оперением из лоскутков. Готовые петушки размещаются на полочке для детских работ. Дети могут их взять домой.
После того как дети убрали все после рукоделия, воспитатель предлагает им послушать и посмотреть сказку о Петушке.
СКАЗКА О ГОРДЕЛИВОМ ПЕТУШКЕ
Рассказать и показать сказку помогут родители, которые за время, пока дети заняты изготовлением петушка, распределили между собою роли и успели познакомиться с текстом. (С текста заранее следует снять ксерокопию в нескольких экземплярах.) Сказку можно показывать и из-за ширмы, но лучше, если родители-рассказчики будут сидеть перед детьми за столиком, вокруг которого будет разворачиваться сказочное действие. Петушок – перчаточная кукла на руке педагога или одного из родителей – кланяется детям и машет крыльями.
1-й рассказчик : Вот какой у нас красивый Петушок, только он пока не может ни петь, ни говорить. Хотите узнать, почему? Посмотрите да послушайте нашу сказку!
2-й рассказчик : Жил в городе Петушок. В яркие перья разряжен, красным гребешком украшен. И красив был, и речист, а главное - голосист!
Все его в округе знали, все, конечно, уважали, да и как не уважать — никому не даст проспать: солнышко на небо, Петя – кукарекать, лихо крыльями взмахнет, звонку песню запоет. Это присказка. А сказка? Сказка будет впереди, Только слушай, да гляди!
1-й рассказчик : Однажды утром, как раз перед восходом солнца, проснулся наш Петушок и стал ждать, пока первые солнечные лучи на небе вспыхнут. Горлышко прополоскал, клювом перья расчесал, а солнышка все нет. Вот и задумался Петя.
Петушок : А что это я каждый день солнышко встречаю? Ему песни распеваю? Еще не известно, кто главнее: солнышко или я, голосистый Петушок! Если я утром не запою, солнышко и не засветит. Пусть тогда все поймут, что важнее меня никого нет!
2-й рассказчик : Так и решил Петушок. Спрыгнул с изгороди, на которую каждый день поднимался солнышко встречать, и зашагал важно по двору, а со двора – в сени, а из сеней – в избу.
1-й рассказчик : А в избе в это время бабушка тесто ставила, блины собиралась печь.
Бабушка: Доброе утро, Петя-Петушок! Что-то ты сегодня такой важный, нахохлившийся?
2-й рассказчик : А Петушок и правда важно нос поднял, перья распушил, хотел закукарекать, да вспомнил, что решил не петь – солнышко не звать, не будить. Кукарекать не стал, а тихонько да важно заговорил.
Петушок : Я и есть самый важный в городе! В яркие перья разряжен, красным гребешком украшен. И красив я, и речист, а главное – голосист! Все меня на свете знают, все, конечно, уважают. Да и как не уважать – никому не дам проспать! Если Петя не споет, даже солнце не взойдет!
Бабушка: Ты что же, никак себя за главного на земле считаешь?
Петушок : А что? Главнее меня и нет никого! У меня такой звонкий голос, что без моего пения и солнышко не встает. А вот если не запою, то людям придется ко мне на поклон идти. Придут, в ноги поклонятся, да скажут: «Пропой, Петенька, а то без солнца пропадем!»
Ну а если понравится мне, как они меня попросят, если зернышек да крошек вкусных мне принесут, тогда пропою. Пусть и им солнышко немного посветит. А ты, бабушка, видно, блины печь собралась? (Петушок указывает на решето, миску с мукой и масло в глиняном горшочке у бабушки на столе.)
Бабушка: Да, решила блины затеять, ребятишек порадовать.
Петушок : А у тебя для блинов и мука, и маслице есть?
Бабушка: Да, вот пусть и ребята посмотрят: я всё что надо приготовила.
Петушок : А маслице-то у тебя свежее?
Бабушка: Свежее.
Петушок : А душистое?
Бабушка: Душистое.
Петушок : Тогда дай мне твоего маслица попробовать! Слышал я, что от масла горлышко смягчается, голосок еще звонче становится.
Бабушка: А куда же тебе звонче-то?
Петушок : А тогда поймут люди, что голосистее меня и главнее меня никого на свете нет, будут ко мне на поклон ходить, подарки носить. Сколько у меня тогда всего будет. А сам я всеми командовать начну. И людьми, и всей природой, даже солнышком: захочу петь - будет оно всходить, а не захочу, так все в потемках и останутся.
Бабушка: Ах, вот ты чего захотел: чтобы все тебе кланялись, и даже солнышко, чтобы тебе за слугу было?
Петушок : А что? Пусть все мне служат! А солнышку тоже польза будет: не всякий день светить, а только когда я прикажу.
Бабушка: Ну раз так, пей маслице! (Петушок пьет из глиняного горшочка, прочищает горлышко, сипит, кашляет, пробует кукарекать. Над сказочным столиком поднимается яркое картонное или матерчатое солнышко.)
Петушок : Ой! Что с моим горлышком? Солнышко всходит, а я петь не могу! Солнышко, постой, я еще не кукарекал. Как же ты без меня-то?.
Бабушка: Видно, и без тебя солнышко на небо подняться может.
Петушок : Не может! Не может! Как же так?
Бабушка: Да вот так. Не по нашему хотению, а по Божию повелению солнышко землю-матушку согревает, нас своими лучами освещает, всех нас греет, бережет, замерзать не дает.
1-й рассказчик :
Милое солнышко, Божье творение!
Ярко твое золотое горение,
Щедро тепло разливая вокруг,
Всех ты людей обнимаешь, как друг.
Рады тебе и цветы благовонные,
И на деревьях листочки зеленые.
Скоро весна, и проснется земля,
Солнышка ждут и леса, и поля.
Виктор Афанасьев.
2-й рассказчик : А ты, глупенький Петушок, себя над солнышком командиром поставил! Вот теперь и ходи безголосый, пока Масленица не пройдет. Помолчи да подумай пока: кто главнее – Солнышко или ты.
Взрослые все вместе: – «Не заносись высоко, - можешь свою песню и вовсе потерять. А у Бога тот не забыт, кто малым доволен».
3 часть занятия. После показа сказки можно попросить детей ответить на вопрос, каким был Петушок в сказке : скромным или горделивым?
Пусть дети попробуют пояснить свои ответы и объяснить смысл пословиц, прозвучавших в завершении сказочного повествования.
4 часть занятия. После этого все приглашаются к праздничному масленичному столу, за которым детям можно предложить отгадывать загадки о разных масленичных угощениях. (Использован переработанный вариант сказки «Про голосистого петушка и родное солнышко» из книги В. М. Петрова, Г. И. Гришина, Л. Д. Короткова «Зимние праздники, игры и забавы для детей». – М. : ТЦ «Сфера», 1999.)
Материал к занятию :
1. Силуэты петушков из плотного картона.
2. Лоскутки цветной ткани.
3. Клей ПВА и кисточки для клея, клеенка на стол для каждого ребенка.
4. Русские расписные платки для участниц сказочной постановки.
5. Атрибуты к сказке : перчаточная кукла – Петушок, миска с мукой, решето для просеивания муки, кувшинчик с маслом, картонное солнышко.
6. Угощения к масленичной трапезе, приготовленные дома мамами.