ирина долгополова
Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП «Каркушины помощники» на тему «Число и цифра 10, трапеция»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП
«Каркушины помощники»
Тема: «Число и цифра 10, трапеция»
Цель занятия : познакомить с образованием числа 10; учить считать в пределах 10, соотносить цифры с числом; познакомить детей с трапецией.
Задачи
Обучающие:
-активизация словаря по теме,
-закрепление знаний геометрических фигур,
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП „Каркушины помощники“ на тему „Число и цифра 10, трапеция“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
- закрепление порядкового счета в пределах 10 .
Развивающие:
- развитие социальных навыков,
- развитие памяти, внимания, логического мышления.
Воспитательные:
-воспитание доброжелательности, чувства взаимовыручки, желания прийти на помощь,
-воспитание интерес к математическим занятиям.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное»,
«Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Демонстрационный и раздаточный материал: игрушка Каркуша, карточки с изображением животных, цифры, счетные палочки, геометрические фигуры.
Ход НОД
Воспитатель:
(помощник воспитателя тихо стучит в дверь)
- Ребята, послушайте, кто-то к нам стучит, я пойду, посмотрю (вхожу с вороной Каркушей (игрушка) в руках) Ребята, что это за птица к нам прилетела?
Дети: ворона Каркуша!
Воспитатель. А откуда вы ее знаете? (из передачи «Спокойной ночи, малыши»)
Воспитатель: Ох, не зря она к нам прилетела, что- то у нее случилось. Посмотрите, она принесла нам письмо. Давайте прочитаем, может оно нам все объяснит.
Воспитатель читает письмо: - Дорогие ребята, вы такие хорошие, умные. А я раньше жила в лесу, а теперь я стала домашней вороной. Живу на киностудии. Но мне захотелось повидать своих друзей, лесных зверей. Весь день я летала по лесу, Всех своих старых друзей встретила,пыталась их посчитать, чтобы рассказать Хрюше со Степашкой,но не смогла, запуталась! Мне так жаль, что я не научилась считать! Помогите мне, пожалуйста!
- Ребята, мне так жалко Каркушу? А вам? Что же делать?
Дети: - Помочь ей!
Воспитатель: - А как мы можем ей помочь?
Дети: - Посчитать зверей!
Воспитатель: - А где Каркуша их считала?
Дети: - В лесу.
Давайте представим, ребята, мы с вами в лесу. Послушайте и постарайтесь запомнить всех зверей, посчитайте их. А чтобы вам не сбиться со счета, каждый раз как услышите животного, кладете перед собой одну счетную палочку.
Воспитатель читает стихотворение «Животные» и выставляет животных на полотно.
В это время дети выкладывают счетные палочки.
«Животные»
Лиса живет в своей норе,
А белочке тепло в дупле.
А у крота ходов не счесть,
И норок очень много есть.
Медведь в берлоге отдыхает,
А мышка в норку заползает.
И волк в норе своей живет,
И песни по ночам поет.
А большой лесной олень
Очень любит свою тень.
Вот зайка по тропе бежит
От страха зайка весь дрожит:
«Скорей бы норка-дом, тогда,
Никто не тронет там меня.»
И ежик спрятался в норе
Так хорошо ему в тепле.
Всем радостно в лесу так жить
И можно было бы дружить,
Но прячутся все друг от друга,
Бегут в домишки от испуга.
И лишь сова - ночная птица,
В дупле ей ночью не сидится.
Она все смотрит, кто же, где,
Еще не спрятался в норе?
Воспитатель: - Ребята, посчитайте свои палочки, сколько у вас получилось?
Дети: 9
Воспитатель: - А теперь сравните с количеством животных, которых Каркуша увидела в лесу? (считаем животных на доске) А саму ворону вы посчитали? Какой она будет по счету?
Дети: - Десятая.
Чтобы у вас получилось 10 палочек, что нужно сделать? (добавить еще одну)
Воспитатель: - Как получилось число 10?
Дети: (9+1)
Один ребенок выкладывает на магнитной доске пример.
4. Основной этап занятия
Воспитатель: - Было сколько животных? (9) К ним добавили ворону Каркушу и получилось число (10). Число 10 записывается двумя числами 1 и 0 (показ).
Цифра вроде буквы «О»
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это - ….. (десять)
Воспитатель: рядом с какой цифрой расположена цифра 10?
Каркуша, запомнила, сколько животных ты встретила в лесу? (9)
Молодец, Каркуша. А сейчас ребята покажут тебе, как надо правильно считать и располагать цифры.
Игра «Живые цифры» (Детям раздаются цифры от 1 до 10. Под музыку дети спокойно передвигаются по группе. На слова воспитателя: 1, 2, 3, цифра свое место найди, дети выстраиваются по порядку. Ребята, которые наблюдали за игрой, проверяют, правильно ли каждая цифра нашла свое место. Дети меняются. Одни играют, другие проверяют.)
Молодцы!
Воспитатель. Ребята, а я обнаружила в конверте у Каркуши какие- то фигуры. Каркуша, скажи, что это у тебя в конверте?
Каркуша. Сама не знаю, откуда это взялось. Наверное, Хрюша со Степашкой решили надо мной подшутить и подсунули какие- то непонятные фигуры.
Воспитатель. Каркуша, это фигуры очень даже понятные. Ребята, скажите Каркуше, что это?
Дети. Это геометрические фигуры
Воспитатель. Давайте их назовем. (Последней показать трапецию Сравнить с треугольником, квадратом и прямоугольником, чем похожи и чем отличаются. Повторить несколько раз название трапеции)
Ребята, чтобы Каркуша запомнила фигуры и смогла рассказать о них своим друзьям, давайте их нарисуем и заштрихуем.
Самостоятельная работа детей.
8. Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, где вы сегодня побывали? (в лесу) Что вы там делали? (считали животных). Сколько их было? (10). А зачем мы их считали? (помогали Каркуше). Мы помогли ей? (да)
- Давайте вспомним, с какой цифрой мы сегодня познакомились?
- А как она выглядит?
- Верно! Какие геометрические фигуры были в конверте у Каркуши?
- Посмотрите, а Каркуша уже веселая, радостная и говорит вам большое спасибо.
- Ребята, трудно было помогать Каркуше? Что было труднее всего? Вы хотите пригласить ее в гости еще раз?
Каркуша. Спасибо, вам, ребята, вы мне очень помогли. Полечу к своим друзьям и расскажу, какие вы молодцы!