Надежда Калоева
Конспект занятия «Сказка о пропавших буквах» с родителями и детьми в клубе «семейная гостиная»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
- способствовать процессу саморазвития детей и взрослых посредством сказочной метафоры;
- помочь детям совершенствовать свои нравственные качества: честность, ответственность, дружелюбие, уважение к себе и окружающим;
- осознать и взрослым, и детям важность каждого из нравственных качеств для эффективного, творческого общения, помогающего ребёнку в реальном мире.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Публикация «Конспект занятия „Сказка о пропавших буквах“ с родителями и детьми в клубе „семейная гостиная“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Буквы. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Семейный клуб.
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Книги: словарь Ожегова, азбука, «Насекомые», «Всё о рыбалке», медицинский справочник, старая потрёпанная книга; ширма «Аквариум», две удочки, 8 рыбок, 2 ведёрка, магнитный мольберт, буквы Алфавита, крупные буквы Д,Р,У,Ж,Б,А, текст музыкального приветствия.
Ход НОД:
(дети входят с родителями, взявшись за руки, делятся, садятся на стулья, расставленные двумя полукругами – друг напротив друга).
1. Организационный момент:
В: Сегодня в нашей Семейной гостиной развлечение для детей и взрослых «Сказка о пропавших буквах». Давайте поприветствуем друг друга.
(музыкальное приветствие)
Д: День добрый, день добрый,
Слова эти мы повторим,
День добрый, день добрый,
Всем друзьям говорим!
(смотрят на гостей)
Здравствуйте, добрые гости,
Рады видеть мы вас!
(смотрят на родителей)
Здравствуйте наши родители,
Пойте с нами сейчас.
Р: День добрый, день добрый,
Слова эти мы повторим,
День добрый, день добрый,
Всем друзьям говорим!
Здравствуйте милые девочки!
Рады видеть мы вас,
Здравствуйте сильные мальчики!
Пойте с нами сейчас!
Р. и Д. : День добрый, день добрый,
Слова эти мы повторим,
День добрый, день добрый,
Всем друзьям говорим!
В: - Какое замечательное настроение у всех! А теперь послушайте загадку, она не простая, а музыкальная,
Поселились мудрецы в застеклённые дворцы,
В тишине наедине, открывают тайны мне! (книги)
2. Введение в тему:
В: Правильно, молодцы, вы отгадали загадку. У меня на столе лежат книги. А самая большая – это Толковый словарь. Он очень старый, важный, умный и ворчливый. Его пожелтевшие страницы хранят много интересной и нужной информации. Но его всё реже листают в поисках ответа на вопросы. В наших домах появился компьютер – универсальная и супермодная вещь. Всё он может: и ошибки исправлять, и фразы красиво формулировать, и красные строки выделять. Долго словарь терпел невнимание к себе, и в один из дней рассердился, зашелестел страницами, заворчал. В этот момент и выпрыгнули из него шесть букв и разбежались по книгам, лежавшим рядом, и спрятались там. Начали свою судьбу устраивать на новом месте. Ребята поможем Толковому словарю вернуть буквы?
3. Беседа: (Воспитатель берёт старую потрёпанную книгу)
В: Давайте в этой книге поищем. (достаёт букву «Д») Что же с ней случилось? Почему она такая сердитая? Я думаю, это потому что она попала в такую порванную, грязную книгу. Ой, да в этой книге ещё и рассказывается о городе, в котором окна в домах разбиты, жители всё время спорят, кричат, ругаются и даже дерутся! У некоторых жителей руки поломаны, синяки под глазами, все кричат, – никто не хочет слушать другого.
Да, словом добрым не с кем перебросится!
Ребята, давайте попробуем изобразить, как разговаривают жители этого города. Кто хочет поиграть?
4. ИГРА «Спорщики»
(воспитатель приглашает двух детей, они садятся друг напротив друга, один произносит «да», другой «нет», не ограничивать детей в силе голоса и в жестах)
В: Хотелось ли вам пустить в ход кулаки? Какое слово вам больше понравилось произносить? Почему? (ответы детей)
В: На площади города стояла скульптура «Драка».
5. ИГРА «Скульптура»
(воспитатель выбирает двух скульпторов – взрослых и 4 ребёнка)
- Родители должны вылепить из детей скульптуру «Драка», задача детей – подчиняться указаниям скульпторов, помочь воплотить замысел.
(родители и дети «лепят»)
В: Нужны ли такие скульптуры в городах? (дети отвечают)
Давайте изменим её, слепим другую скульптуру и назовём её «Доброта» (родители и дети преобразуют скульптуру, воспитатель хвалит и детей, и родителей).
В: И на улицах этого города появятся новые скульптуры. А теперь забираем букву скорее из этой книги.
6. Беседа:
В: А эта книга яркая, красивая, для детей. Какая же буква попала в эту книгу? (Открывает, достает букву «Р»)
- «Р» страдала строптивым характером, всегда порыкивала на всех, но ей очень хотелось найти друзей. Оказавшись в детской книге, где на поляне играли малыши, громко и весело смеялись, «Р» остановилась в изумлении. Дети радостно встретили её. Пригласили поиграть. За время
игры ни разу не поссорились, ни накричали друг на друга, что даже наша слегка рычавшая буква стала радостной.
- Хотите ли вы поиграть в шуточную игру «Здравствуй, кум – куманёк», да ещё и родителей научить?
- 7. ИГРА: «Здравствуй, кум – куманёк».
А для родителей есть другая игра. Каждому из вас предстоит закончить фразу: «Я радуюсь, когда…» (все по порядку заканчивают эту фразу)
В: Хорошо было букве в этой книге, но нужно возвращаться в словарь.
В: Где же нам искать дальше пропавшие буквы? Вот книга очень необычная «Всё о рыбалке». А вот и спрятавшаяся в ней и буква «У». «У» решила, что читать книгу, изучать теорию не будет, а сразу взяла удочки и пошла на рыбалку к озеру. А вы бывали на рыбалке? Любите ловить рыбу? (ответы детей) Тогда давайте и мы пойдём с буквой «У» рыбу ловить.
8. ИГРА «Рыбалка»
В: Дети вместе с родителями, одна семья, берут удочки, ловят в нашем озере рыбу. А рыбки – то не простые. Буква «У» постаралась и дала им имена – слова. А какие, вы узнаете, когда поймаете и прочитаете:
( на рыбках слова: уважение, умение, ученик, улыбка, угощение, утешение, участие, уют, уступчивость, учтивость).
- Замечательный улов, эти слова помогут вам общаться друг с другом и на рыбалке. Спасибо тебе буква «У», но в словарь тебе надо возвращаться.
9. Беседа:
В: А эту книгу мы с вами хорошо знаем. Помогите мне прочитать название. «Насекомые». Какая же буква могла в ней оказаться? А почему вы сейчас догадаетесь. (открывает и достает букву «Ж») она сама похожа на жука. Её мечтой было встретиться с себе подобными. Попав в книгу, она медленно, перебирая шестью лапками ползла и размышляла, что встретит своих. Но божья коровка проползла мимо, жужелица тоже не обратила на неё внимания, майский жук даже не взглянул.
«Давайте знакомится», - умоляла «Ж». «Приветствую вас», - громко говорила буква, но … Давайте её утешим и покажем, как мы умеем приветствовать друг друга: и словами, и прикосновениями.
10. МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «Здравствуй»
(дети и родители играют вместе).
В: Буква вам очень благодарна и, с радостью, возвращается в словарь.
11. Беседа:
В: Ой, что за книга? Красный крест на обложке. Какая же буква может в ней спрятаться? Да и книга нам не известна. Это медицинский справочник (находит букву «Б»). Буква «Б» многое знала, ведь она вторая в алфавите. На эту букву очень много слов в нашем словаре. «Б» себя очень любила, свой круглый животик, ровный позвоночник. Но в этой книге от количества описанных болезней ей стало плохо. Она заболела. Это случается и с нами, с нашими родными. Об этом поведает сейчас песня.
12. ПЕСНЯ: «Заболела бабушка»
13. Д / упражнение «Поможем бабушке»
В: Дорогие взрослые, вы первые должны помочь больным: и бабушке, и букве. Какими лекарствами будем лечить? Назовите каждый одно из лекарств (родители перечисляют названия лекарств).
В: Ребята, подскажите взрослым, а как еще без лекарств можно помочь заболевшей бабушке? (добрым словом, не шуметь, играть тихо, принести чай, укрыть бабушку пледом, рассказать ей сказку, сказать о своей любви, посидеть с ней рядышком, погладить по руке и т. д.)
В: При таком лечении дело быстро пойдёт на поправку.
В: Ребята, сколько же букв мы с вами уже нашли? (5) Осталась ещё одна. (показывает книгу) Это Азбука. По этой книге все читать учатся. (открывает книгу) Вот какая буква здесь спряталась. (показывает букву «А») Ой, да здесь всё перепутано. Буквы перессорились, а всё потому что, буква «А» всё время хвасталась, что она первая, главная, и самая лучшая…
Давайте всё исправлять. Попросим родителей расставить буквы по алфавиту (двое родителей на магнитной доске расставляют буквы).
Что бы буква не хвасталась, ребята научат её радоваться успехам других. Ребята, мы с вами знаем игру «Мы рады за тебя».
14. ИГРА: «Мы рады за тебя»
15. Рефлексия:
Наконец все буквы найдены. Чтобы вернуть их в словарь, из них нужно сложить слово. Попросим мы это сделать наших родителей, а дети прочитают его все вместе.
(родители выкладывают, дети читают: «ДРУЖБА»)
В: Какое замечательное слово, слово, которое помогает делать нам настоящие чудеса. Давайте и сделаем сейчас «чудесный» круг дружбы все вместе: и гости, и дети, и родители, и педагоги.
ПЕСНЯ «О дружбе»
В: Дорогие дети и родители, спасибо вам за то, что вы помогли словарю вернуть буквы, а заодно и напомнили о замечательных словах живущих в нём! Пусть в каждом доме живёт такая умная книга!
Используемая литература:
1. Журнал «Музыкальный руководитель» № 1 2005 г., № 2 2007 г. ;
2. Газета «Школьный психолог» № 24 2005 г.