Ольга Ковальская
Конспект занятия с песком по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
Цель:продолжать знакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка.
Задачи: формировать у детей умение через игры и опыты определять физические свойства песка, делать умозаключения по результатам обследования;
-помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы; создать благоприятные условия для тактильных ощущений, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира;
-воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой;
-показать значимость песка для человека;
-воспитывать аккуратность в общении с песком, умении играть со сверстниками рядом.
Публикация «Конспект занятия с песком по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Средняя группа
- Темочки
Материал к занятию: «Световой стол», песок для проведения опытов, формочки, стаканы с водой, лупа, пластиковые ложки, салфетки, форма одежды, ноутбук.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей стать в круг.
Организационная игра-приветствие: «Мы – друзья»:
Собрались все дети в круг:
«Я – твой друг, и ты – мой друг!»
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
А ещё улыбнёмся гостям и поздороваемся.
В-ль: Поиграем мы с утра, заниматься нам пора, но не лепкой и не чтеньем, ждёт нас опыт и игра. Мы сегодня будем с вами проводить опыты. Что же такое опыт (ответы детей) -это находить ответы на вопросы разными способами. Я приглашаю вас для проведения опытов в лабораторию. А с чем мы будем проводить опыты отгадайте загадку:
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь можешь брать
Очень долго с ним играть.
Дети: Песок.
В- ль: Правильно, это песок. А вы любите играть с песком?
Ответы детей.
В-ль: Давайте с ним непросто поиграем, а познакомимся с его свойствами. Но сначала давайте договоримся, что во время игры:
- песок в рот не берём;
- не трём глаза грязными руками;
- песком не обсыпаемся;
- с песком нужно работать аккуратно, чтобы он не попал ни в рот ни в глаза.
1 ОПЫТ.
В-ль: давайте мы с вами посмотрим из, чего же состоит песок. Поставьте перед собой тарелочки. Возьмите щепоточку песка и потрите между пальцами, посыпьте «дождиком».- Что вы почувствовали? Какой песок?
Дети: сухой, сыпучий, рыхлый….
В-ль: а теперь возьмите вот такое приспособление, кто скажет как оно называется.
Дети: лупа.
В-ль: правильно, или увеличительное стекло, потому что увеличивает. Возьмём лупу и внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит?
Дети: мелких камешков.
В-ль: эти маленькие камешки называются песчинки, они не прилипают друг к другу. Ребята, попробуйте что-нибудь слепить из него. Что происходит?
Дети: песок рассыпается.
ВЫВОД: сухой песок состоит из маленьких песчинок. Из него нельзя ничего слепить.
2 ОПЫТ.
В-ль: Чтобы хорошо рассмотреть, как выглядят песчинки, проведем следующий опыт: в стакан с песком выливаем воду. Размешиваем ложкой и процеживаем через ситечко. Что мы видим на ситечке.
Дети: песчинки. Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные, белые, желтые, коричневые, светло-коричневые.
В-ль: Похожи ли песчинки одна на другую? Чем отличаются
Дети: цветом, размером.
ВЫВОД: Сухой песок состоит из маленьких песчинок, разных по форме, цвету, размеру.
Динамическая пауза:
В-ль: Ребята, у нас очень мало песка, скажите, а где его много – много?
Дети: в пустыне.
Показ слайда «Пустыня».
В-ль: правильно! Вот по пустыне мы с вами сейчас и погуляем.
По пустыне мы гуляли (шаг на месте,
За природой наблюдали (повороты головы влево – вправо,
Вверх на солнце посмотрели (наклон головы назад,
И нас всех лучи согрели (руки поднимаем наверх, тянемся,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (приседания,
А потом все дружно встали (встаем на ноги,
Великанами мы стали (встаем на носочки, тянемся).
Дружно хлопаем, ногами топаем (хлопаем руками, топаем ногами).
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали.
3 ОПЫТ.
В-ль: наберите полную формочку песка, добавьте в неё из чашки воду. Что происходит?
Дети: вода исчезла, впиталась….
В-ль: куда исчезла вода?
Дети: она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.
В-ль: каким стал песок?
Дети: мокрым, влажным.
В-ль: попробуйте мокрый песок посыпать. Что происходит?
Дети: он не сыпется.
В-ль: Из какого нужно строить песочный дом?
Дети: мокрого, влажного.
ВЫВОД: Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и прилипли друг к другу, слиплись со своей «соседкой».
Итог занятия:
В-ль: Молодцы, ребята, сегодня, мы с вами узнали много интересного о песке. Что мы узнали:
Дети: песок состоит из песчинок, сухой песок сыпучий,
песок впитывает воду.
В-ль: Ребята, давайте с вами подумаем и скажем, для чего нужен песок.
Показ слайдов.
-Песок нужен в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.
-Песок используется в гололёд, для посыпания дорожек и тротуаров,чтобы не было скользко.
-В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время.
-Песок используется для детских игр.
В-ль:а где ещё можно увидеть, найти много, очень-очень много песка?
Дети: на берегу моря, реки.
В-ль: правильно, и сейчас мы с вами будем рисовать.
«Световой стол»: рисуем песчаный берег.
В-ль: Дети, вы молодцы, заканчиваем наше занятие стихами:
В ладошки наши посмотри-
Умнее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Что поумнеть нам всем помог!