Ольга Егорова
Конспект занятия с использованием приемов педагогической техники для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Показать, что человек может выполнять множество социальных ролей в зависимости от ситуации (и соответственно по-разному называться).
2. Показать, что любой объект (система, существуя независимо «сам по себе», в то же время является частью другой, более крупной системы и так далее, по принципу матрёшки.
3. Показать знания, умения и навыки детей по развитию понимания речи, обобщающих понятий, по применению практических навыков по словообразованию и словоизменению.
4. Умение детей самостоятельно высказываться с использованием различных типов предложений.
Оборудование:
Публикация «Конспект занятия с использованием приемов педагогической техники для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Детская игра «Кто вы? Где вы?», мяч;
2. Игра - путешествие атлас «Мир и человек» или отдельные карты страны, материка,
полушарий, солнечной системы.
Ход:
Логопед: - Вы кто?
Дети: - Дети.
Логопед: - Дети где?
Дети: - Дома, на улице, в детском саду и так далее.
Логопед: - А в магазине вы кто?
Дети: - Покупатели.
Логопед: - А в театре, кинотеатре, цирке?
Дети: - Зрители.
Логопед перечисляет различные «места», дети называют, как они будут называться, потом наоборот: логопед называет роли, а дети ситуации ( типа: Пассажиры - вы где? - В автобусе, самолете и т. д.)
Игра проводится с помощью мяча (отвечает словивший ребенок).
Логопед: - Вы дети в детском саду. А где находится наш детский сад?
Дети: - На улице.
Логопед: - Как называется улица?
Дети: - Гражданский проспект.
Логопед: - Какие улицы, проспекты, площади, набережные нашего города ещё вы знаете?
Дети: - Идет перечисление улиц, проспектов, площадей и т. д. Говорят и о том, что есть в городе переулки.
Логопед: - Где находятся улицы?
Дети: - В городе.
Логопед: - Как называется наш город?
Дети: - Сейчас Санкт-Петербург, а до этого – Ленинград.
Схема диалога:
Детский сад – улица – микрорайон – город – страна - земной шар - солнечная система-вселенная.
Логопед постоянно использует метод мозгового штурма для уточнения и расширения понятия.
Логопед: - А какие страны вы знаете?
Дети: - Россия – наша страна. Америка, Африка, Австралия и т. д.
На каждом этапе логопед подводит итоги:
Логопед: - Значит, города находятся в стране. А где находятся страны?
Дети: - На земном шаре.
Логопед: - Катя, Париж – это не страна, а город. Вася, Австралия – это страна.
Дошли до понятия «страна «и здесь логопед использует карту мира. На ней показывает Россию, некоторые республики содружества; страны, которые называют дети.
Так как занятие насыщено названиями улиц, городов, стран, логопед не перечисляет названия материков и планет. Логопед называет детям только материк Евразия, планета Земля. После этого логопед с детьми проходит «обратный путь» (свертывание). Карта мира остается, чтобы дети сами могли её рассмотреть.
Дети перечисляют (для укрепления материала) : Вселенная - Солнечная система - Земной шар - страна Россия - город Санкт-Петербург - Калининский район - Гражданский проспект - ясли сад № 69.
Логопед: - Как мы высоко забрались - до Солнечной системы! Давайте возвращаться обратно в группу. Итак, в Солнечной системе 9 планет – какая нам нужна?
Дети: - Земля.
Логопед: - На Земле 6 материков. Какой нам нужен?
Дети: - Евразия.
При этом логопед использует элементы театрализации, связанные с космической тематикой.
Физкультминутка: звучит компьютерная музыка, дети выполняют пластические движения.
На третьем этапе занятия логопед конкретизирует представления детей о понятии
«адрес», рассказывает как и почему именно в такой последовательности составляется адрес.
Логопед: - Послушайте, что у нас получилось и как это можно назвать одним словом.
Дети помогают: - Вселенная.
Логопед: - Дети, что дальше?
Дети: - Солнечная система.
Дети: - Планета Земля.
Дети: - Материк Евразия.
Логопед: - Какая страна?
Дети: - Россия.
Логопед: - Город?
Дети: - Санкт-Петербург.
Далее дети сами: - Калининский район - Гражданский проспект. Ясли-сад № 69. Первая речевая группа.
Логопед: - Это наш адрес.
Дети: - Это адрес нашей группы?
Логопед: - Да. И у каждого человека есть адрес, который он должен знать. А вы знаете свой домашний адрес?
Логопед проводит игру «Назови адрес». Чтобы тренировать внимание и избежать однотипных ответов, логопед спрашивает у детей элементы адреса : «Твой номер дома?», «Твоя улица?» и т. д. Логопед предлагает детям назвать свои адреса полностью. Дети сравнивают: что общего и чем они отличаются.
Обсуждение с детьми вопроса: «Зачем вообще нужно знать свой адрес, что делать, если забыл его?»
Ответы детей : - Чтобы не заблудиться, в школе могут спросить, друзей пригласить на День Рождения, мебель привезут, бабушка письмо пришлет и т. д.
Заключительная часть: чтение стихотворения Э. Успенского «Жил-был один слоненок». Дети проводят инсценировку, заранее подготовленную. Затем придумывают адрес слоненку (зоопарк, главная дорожка, третья клетка cлева).