Юрина Наталья
Конспект занятия с детьми старшей группы «Знакомство с традициями и бытом русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей к истокам русской культуры; знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.
Задачи:
• обогащать речь детей на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу.
Темочки:
- Быт и народные традиции, предметы старины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народный быт. Конспекты
- Русская народная культура. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси; развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему.
• продолжить знакомство с элементами русской народной росписи, музыкальным фольклором.
• обогащать представление о народных играх.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Методы и приё мы:
словесные: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, объяснение, пояснения, указания, поощрение;
наглядные: показ слайдов, рассматривание предметов старины;
игровые: сюрпризный момент, создание игровой образовательной ситуации;
практические: хороводная игра.
Оборудование: Русская печь, русский народный костюм для хозяйки, музыкальное сопровождение, иллюстрации, презентация, мультимедийное оборудование (ноутбук).
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта.
Разучивание пословиц, поговорок, загадок, хороводов.
Чтение русских народных сказок.
Русские народные игры.
Обогащение словарного запаса: ухват, кочерга, изба; создание благоприятной среды для детского творчества.
Ход занятия
1. Вступительная часть.
(звучит русская народная музыка).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на меня, на то, что вас окружает. Как вы думаете, о чём сегодня у нас пойдёт речь? (ответы детей)
Но сначала давайте все вместе поздороваемся друг с другом.
«Здравствуйте!»
На капельку радостней стало
От того что мы просто друг другу сказали «Здравствуйте!»
Воспитатель : А что означает слово «здравствуйте!»?
(Ответы детей).
Воспитатель: Этим словом мы желаем здоровья, показываем своё доброе отношение, вежливость, воспитанность.
2. Основная часть.
Воспитатель: Дети, сегодня утром я смотрела по телевизору интересную передачу, в которой говорили о прошлых временах. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек.
Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Воспитатель: Мне так бы хотелось побывать в прошлом. А вам? Но как же нам туда попасть?
Воспитатель: Без волшебства нам не обойтись.
Чтобы попасть в прошлое, нам нужно встать в круг, взяться за руки, закрыть глаза и произнести волшебные слова.
Раз, два, три, четыре
Глазки крепко все закрыли,
Ничего мы не забыли?
В старину так люди жили,
Платья разные носили.
Раз, два, три,
Мы на месте, посмотри!
Ребята, мы с вами оказались в Древней Руси.
Воспитатель: Посмотрите, как необычно я нарядилась! Это старинная русская одежда. Этот костюм одевали русские женщины. Костюму много лет, а он выглядит он хорошо. А знаете почему? (предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Его шили с любовью, очень бережно хранили и одевали только по праздникам. Поэтому костюм радует наш глаз и сегодня. Старшее поколение хранит ее как добрую память о своей молодости, о родителях. Женский народный костюм состоит из рубахи и сарафана. Для традиционного русского костюма характерен прямой крой, для свободы движения с прямоугольными или косыми вставками.
Мужская одежда по сравнению с женской была более единообразной - одинаковой. Рубаху - косоворотку и порты носили повсеместно. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали разными узкими и широкими поясами. В украшении костюма больше всего изображали солнышко.
Воспитатель: А знаете, почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.)
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
Присаживайтесь и посмотрите про «Русскую избу» (презентация)
Воспитатель: Вот и подошли мы к такой избе. Русские люди всегда славились гостеприимством. Гость на порог — хозяину радость. А гостей принято угощать. Гостей встречали хлебом-солью и говорили: Милости просим проходите.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что же в избе было самым главным? Что называли - хозяйкой, матушкой? Тогда отгадайте мою загадку:
Дрова кушает,
Зубов не имеет,
Телом своим,
Весь дом греет! (печь)
Демонстрация макета «Русская печь»
Воспитатель: Напротив входа в дом всегда ставили печь. Как вы думаете, для чего она нужна? (Ответы детей)
Воспитатель: Печь – это сердце избы. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды. В печи
готовили пищу, пекли. В народе печь называли «кормилицей матушкой»
Воспитатель: Вспомните, в какой сказке есть упоминание о русской печке?
Демонстрация картинок из сказок «Гуси-лебеди», «Колобок», «Маша и медведь».
Воспитатель: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
Русская Печка, Русская Печка!
Нет в добром доме теплее местечка!
Рук неустанных и щедрых творение -
Предкам великим благодарение!
Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку:
Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает? (чугунок)
Воспитатель: Это чугунок. А что такое чугунок?
Воспитатель: Для того, чтобы приготовить пищу, нужна была определенная посуда, которая выдерживала высокую температуру печи и не билась Эту посуду делали из особого вида металла. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник.
Из русской печи кашу тащи.
Чугунок очень рад,
Что схватил его…. (ухват)
Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок).
Воспитатель: Посмотрите, что еще, кроме печи было в избе.
Воспитатель: Что это?
( Ответы детей: Стол)
Воспитатель: Столы в русских избах были большие. А рядом длинные скамейки, так как стульев тогда еще не было. А что на столе?
( Ответы детей: Посуда)
Воспитатель: Посмотрите, какая интересная посуда. Из чего же она сделана?
(Предполагаемые ответы детей - из дерева)
Воспитатель: Какая посуда?
( Ответы детей: Деревянная)
Воспитатель: Правильно, посуда деревянная. На Руси ели из деревянной посуды. Кушали деревянными ложками, чтобы не обжечься. Деревянную посуду расписывали мастера.
Воспитатель: А в старину люди после сытного обеда выходили на улицу размяться поиграть. А играть они любили в хороводные игры. Давайте и мы сейчас свами поиграем в русскую хороводную игру «Золотые ворота»
(В начале игры выбирают солнце и месяц, надевают маски, берутся за руки, встают лицом друг к другу и делают воротики руками. Остальные встают вереницей, берутся за руки и двигаются, проходя через воротики.)
Воспитатель: Наигрались мы с вами, навеселились, самое время выпить чаю, что же было необходимо древним русичам, что бы приготовить воды для горячего, ароматного чая? Послушайте ещё одну загадку:
Для чая важнейший аксессуар,
Что Муха купила, зайдя на базар,
Ведь гости обычно скучают
За тортом без чашечки чая! (самовар).
Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Воспитатель: А какие ещё предметы домашнего обихода можно увидеть в русской избе?
Посмотрите, какова!
Нрав совсем не робкий!
Я ворочаю дрова
В раскаленной топке. (Кочерга.)
Кочерга- это железная палка с загнутым концом, при помощи которой перемешивали дрова в печи.
Две галочки сидят на одной палочке. (Коромысло.)
Воспитатель: А еще ребята русский народ изготавливал игрушки из глины, из дерева, а потом украшали их разными росписями.
Вот послушайте про какую игрушку эта загадка?
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы — … (Матрешки)
Воспитатель: Посмотрите какая матрешка (красивая, нарядная).
Матрёшка относится к декоративно- прикладному искусству. Декоративное это значит украшенное, красивое, прикладное- применяемое в быту, т. е. все изделия изготавливались для использования в повседневной жизни и ещё это искусство называется народным, т. к. всё это создавалось и создаётся народом.
Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что вместе с русской березкой и самоваром, она стала символом страны, России. Эта кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, национальный сувенир. А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров (Предполагаемые ответы детей).
3. Заключительная часть
Воспитатель: Какое интересное путешествие мы совершили. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:
Закрываем мы глаза – вот такие чудеса
Время убегает – назад нас возвращает.
Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись в детский сад.
Где мы с вами сегодня побывали?. Давайте вспомним, что мы с вами видели?
( Ответы детей: Русскую избу, русскую печь, чугунок, ухват, самовар, кочергу, коромысло, матрешек).
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? ( Ответы детей: Да)
Воспитатель: Я надеюсь, что вечером, когда вы пойдете домой о нашем путешествии вы расскажете своим родителям.