Ноздрина Татьяна
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Страна настроения»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №16 «Белочка»
Фрунзенского района, г. Саратова.
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста :
«Страна настроения»
Составитель: Педагог – психолог
Ноздрина Татьяна Константиновна
Саратов 2022г.
Конспект занятия : «Страна настроения»
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Страна настроения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Цель: способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников, умение распознавать настроение других (на иллюстрациях, картинках);
Образовательная: закреплять эмоциональный словарь (настроение : веселое, грустное, мрачное, спокойное, испуганное);
Воспитательная: воспитывать доброжелательность, чувство единства;
Развивающая: развитие способности к эмпатии.
Оборудование: дневник настроения, пиктограммы эмоциональных состояний, фото, котенок, магнитофон, клей.
Ход занятия
1 – этап. Организационный
Приветствие. Упражнение «Назови соседа ласково»
Цель: снятие эмоционального напряжения, воспитание доброжелательности.
Дети стоят в кругу и по очереди здороваются со своими соседями, называя их имена в короткой в ласковой форме. Например: «Привет, Леночка».
2 – этап. Мотивационный.
Упражнение «Выставка эмоций».
Цель: развитие умения распознавать эмоции
- Дети, вы наверняка уже знаете, что у людей бывает разное настроение. Давайте рассмотрим с вами картинки эмоции детей и определим, какое же у них настроение. (Педагог - психолог по очереди демонстрирует картинки детей с разным настроением : веселый, грустный, мрачный, сердитый, спокойный. Дети называют, какое настроение у детей на картинках)
- А сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Вот посмотрите, на столике лежат схемы с изображением настроения. Рассмотрите схемы. Вам необходимо подобрать схему настроения и подарить ее каждому ребенку на картинке. (Дети рассматривают набор картинок с настроениями, которые лежат у них на столе. Педагог - психолог по очереди показывает картинки детей с разным настроением. Дети выбирают соответствующей картинке схематическое изображение настроения и кладут на него.)
- Дети, давайте подумаем, что могло случиться с детьми на этих картинках. Почему у каждого из них именно такое настроение. (Придумать вместе с детьми жизненную ситуацию на каждую картинку). А какое же настроение у вас?
Дневник настроения.
Цель: диагностика эмоционального состояния.
- Дети, посмотрите еще раз на картинки с настроениями. Выберите, пожалуйста, ту схему, которая отражает ваше настроение в данный момент. (Каждый ребенок выбирает значок и показывает его. Педагог - психолог спрашивает, какой у детей значок, и почему они его выбрали, отмечает настроение в дневнике настроения.)
3 – й этап. Практический
Сказкотерапия
Восприятие текста. Дети выражают эмоции.
Цель: развитие социально-приемлемого поведения, эмпатиии, закрепление знаний об эмоциях.
- Дети, усаживайтесь удобно на коврике. Я расскажу вам сказку, которая называется «Котенок с шариками». (Во время слушания дети периодически повторяют действие, которое происходит в сказке.)
«Сказка о Котенке с шариками»
Жил-был маленький котенок. Мама и папа его очень любили. Маленький Котенок очень любил проводить время с родителями. Однажды, гуляя по парку с родителями, он увидел у Собачки желтый воздушный шарик. Котенку очень понравился шарик, и он захотел такой же.
- Мама, папа, я тоже хочу такой шарик, купите пожалуйста!
Родители купили ему красивый желтый шарик. Котенок был очень счастлив: везде ходил со своим шариком, а когда ложился спать, привязывал его к своей кровати. (Педагог-психолог спрашивает, какое настроение у Котенка. Детям предлагается показать, как котенок радуется новому шарику. Психолог вешает пиктограмму «Радость» на доску).
Гуляя в следующий раз с родителями по парку, Котенок увидел у Мишки большой зеленый шарик и снова попросил родителей купить такой же. Родители не хотели огорчать любимого сыночка и купили. Вскоре малыш захотел иметь красный, синий шарики, а потом еще и еще. У родителей не осталось денег, тогда Котенок начал капризничать и кричать: «Купите мне шарик, купите, купите.» (Дети определяют настроение Котенка и показывают, как он сердится и капризничает. Психолог вешает значок «Гнев» на доску.) Родителям пришлось брать дополнительную работу, чтобы заработать денег на новые шарики для сыночка. И чем больше он требовал шариков, тем дольше родители задерживались на работе. Они меньше проводили времени с сыном, а прогулки в парк совсем прекратились. Котенку стало грустно самому, и большое количество шариков его уже не радовало. (Дети показывают, как котенок тосковал. Психолог вешает пиктограмму «Печаль» на доску).
Работа с эмоциями.
- Почему Котенку было грустно? (Ответы детей).
В комнате Котенка было столько шариков, что он не мог пошевелиться. Тогда он собрал все свои шарики и вышел во двор. Шариков было так много, что они стали его поднимать все выше и выше на небо. Котенок испугался, что никогда не увидит своих родителей, и начало звать на помощь: «Помогите! Помогите!». (Детям предлагается представить, что они все летят, и в этот момент им очень страшно. Психолог вешает значок «Страх» на доску)
Прилетели вороны и начали своими клювами клевать шарики, которых становилось все меньше и меньше. Котенок начал опускаться вниз. Спустившись, он задумался.
Динамическая пауза
Цель: обеспечение двигательной активности, развитие памяти, переключение внимания, закрепление знаний об эмоциях.
Упражнение «Будь внимательным»
- Дети, мы с вами хорошо поработали. Молодцы! Теперь можем и отдохнуть. (Дети встают из-за столов и проходят на ковер. Становятся в линию напротив психолога.)
- А сейчас мы немного подвигаемся. Я буду показывать вам картинки с изображением настроений : радостный, сердитый и спокойный. А вы с помощью различных движений и выражений лица попробуете изобразить это настроение. ( Например: радостное настроение - дети прыгают, улыбаются; сердитый - топают ножками, хмурят брови, сжимают кулачки; спокойный - не двигаются, стоят или сидят. Педагог -психолог по очереди показывает пиктограммы в разном порядке. В завершение упражнения, демонстрируется пиктограмма покоя. Упражнение повторяется 2-3 раза.)
Обсуждение сказки:
- Как вы думаете, о чем подумал Котенок? (Послушать мнение детей.)
Возможно, о том, как было хорошо гулять с родителями по парку. Как чувствует себя в данный момент Котенок? (Дети определяют настроение героя. Изображают стыд. Педагог - психолог вешает на доску пиктограмму «Стыд»).
- Что для этого может сделать именно Котенок? Подскажите ему, пожалуйста! (Дети обсуждают, что неправильно сделал Котенок, и как ему можно помочь.)
Педагог - психолог. Молодцы! Вы помогли Котенку понять, что он делал не так, и исправить ошибки. А теперь, посмотрите на доску. Давайте вспомним, как менялось настроение Котенка? Дети отвечают: радость, гнев, печаль, страх, стыд. Дети, вам понравилась сказка? Вы были очень внимательны, молодцы! Устали? Я вам предлагаю расслабиться. Ложитесь на ковер, так чтобы вам было комфортно. Я включу музыку.
Релаксация «Путешествие в лес».
Цель: психоэмоциональная разгрузка
Закройте глаза. Представьте лес: деревья, кусты, цветы. В лесу стоит большой пенек. Сядьте на него. Вы слышите пение птиц, шелест травы. Солнышко через листочки своими нежными лучиками греет ваши щечки, ручки, ножки. Теплый ветерок как будто окутывает вас одеялом. Вам легко и приятно. Прислушайтесь к себе. Не спеша, открывайте глаза. Посидите несколько минут.
4 – этап. Итог занятия.
Беседа с детьми :
- Дети вам понравилось наше путешествие в лес?
- Как вы себя чувствуете?
- Что нового вы узнали?
- Какая игра была интересной для вас?
- С кем из ваших друзей вы путешествовали вместе и помогали друг другу?
- А какое у вас сейчас настроение?
Рефлексия
Дневник настроения.
Цель: диагностика эмоционального состояния дошкольников.
Дети находят пиктограмму, которая отражает их настроение в конце занятия. Психолог отмечает настроение детей в дневнике настроения.
Прощание.
Оценка деятельности
Цель: воспитание доброжелательности.
Педагог - психолог: Сегодня на занятии работали все дети. Молодцы!
Но теперь, давайте станем в круг, возьмемся за руки (легкое покачивание руками) и повторяем за мной: «Всем, абсолютно всем желаем быть здоровыми! До свидания!».
Приложение. Пиктограммы эмоциональных состояний