Спирина Ирина
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Экологическая тропа осенью» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Экологическая тропа осенью"
Возраст: 5-6 лет.
Цель :Формирование представления детей об объектах экологической тропы на участке детского сада и о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
- Познакомиться с понятием "экология"
- Познакомить детей с новыми объектами экологической тропы : лиственные деревья: каштан, рябина, кустарник акация и пень.
- Учить различать лиственные деревья и хвойные.
- Учить видеть и называть причинно-следственные связи (наступила осень - у лиственных деревьев листья изменили окраску; у хвойных - нет)
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Экологическая тропа осенью“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Обобщить представления детей о пользе деревьев для человека и животных.
- Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Материалы и оборудование: объекты наблюдения : пень, деревья, клумба с цветами, кустарники, скворечник, Дед Природовед (взрослый, поднос, схема, листья на каждого ребенка (из бумаги, письмо и игрушка сорока.
Методы и приемы:
словесный (объяснение, художественное слово, вопросы к детям, рассказ, уточнение, загадки);
игровой (сюрпризный момент, сказочный герой, динамическая пауза "Мы деревья"; п / и "Кто быстрее добежит до дерева")
Ход образовательного события.
1. Вводная часть.
Сюрпризный момент - Прилетела сорока на балкон и принесла письмо.
Воспитатель читает письмо - Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас к себе в гости, я вам расскажу и покажу много нового и интересного
Дети собираются на улицу.
Встреча с Дедом - Природоведом. Приветствие - Здравствуйте, дети. Вас и не узнать. Как выросли за лето. Я вас пригласил к себе в гости. Хочу, чтобы увидели какие изменения произошли в моем хозяйстве за лето. Думаю, вы вечером и родителям об этом расскажите.
2. Основная часть. Схема "Экологической тропы"
Дед – Природовед: Прогулка наша сегодня будет по новому маршруту, но и к старым друзьям не забудем заглянуть. А правильно называется «экологическая тропа.»
Воспитатель: Что значит "тропа"? А что значит "экологическая"? Слово "экология" - греческое слово, оно получилось из двух слов "экос" - дом и слово "логос" - наука. Значит, экология - наука о доме. Но здесь имеется ввиду не дом, где мы живем, а природный дом, который есть у каждого живого существа: животного, растения, человека, все, что их окружает в природе. Наука "экология" изучает связи живых существ с тем, что их окружает, например, как животные связаны с растениями, другими животными, человеком, воздухом, водой, как одни представители живых существ зависят от других, неживой природы, как они влияют друг на друга, как зависят от природы. Об этом мы сегодня и говорим.
1) Клумба с бархатцами.
Дед – Природовед: Ребята, карта показывает на клумбу, пошлите поближе. Давайте полюбуемся на клумбу с бархатцами. Как я был рад, когда вы весной посадили эти цветы. Посмотрите как красиво. (Дети рассматривают клумбу.)
Дед – Природовед: Рассмотрите растение: назовите части цветка.
Дети: лист, стебель, цветок.
Дед – Природовед: А кто знает, что это за коробочка? Это коробочка с семенами. Посмотрите, если она сухая, то семена уже созрели и их можно собрать. (показывает как.)
(Дети собирают семена в коробочку.)
Воспитатель: Мы придем в группу, разложим их, а когда они совсем высохнут, спрячем их в сухое темное место, чтобы посадить на следующий год. А какая часть цветка не видна? (корень).
Воспитатель: Посмотрите, какие цветы вы знаете?
Дети: астра, белые, розовые, фиолетовые, оранжевые.
Дед – Природовед: Астра - осенний цветок. На что он похож?
Дети: На звезду.
Дед-Природовед: Обратите внимание на буйство красок. А как вы думаете, для чего их сажают?
Дети: для красоты.
2) Сирень.
Дед-природовед:Следующая наша остановка около очень красивого дерева. А кто из вас помнит, как называется это дерево?
Дети: сирень.
Дед-природовед: Только это кустарник, а не дерево - у него много стволов.
Дед – Природовед: Скажите, какие изменения вы видите у сирени?
Дети: Весной у сирени пышные цветы, а сейчас их нет.
Воспитатель: Правильно, пышные соцветия у сирени отцвели в мае. А сейчас мы с вами видим только листья на ветке. Какие кустарники вы еще знаете?
Дети: шиповник, смородина.
3) Акация
Дед – Природовед: Дальше наша карта ведёт нас к акации. Это Высокий кустарник или деревце высотой 2-7 метров со стволами до 10-15см. Листья сложные, состоящие из 5-8 пар листочков. Ярко зеленые, гладкие. Цветет в конце весны - начале лета. Плод - боб. Плоды созревают в июле - августе. Собраны в стручок. Будьте осторожны, это колючий кустарник. Но он нужен пчелам, с него они сбирают пыльцу и делают мед.
Воспитатель: Кто скажет акация в тени или на солнце растёт?
Дети: здесь тень.
Воспитатель: Акация - теневой кустарник.
4) Пень.
Дед – Природовед: Ребята, куда нас дальше ведёт карта?
Дети: К пенечку.
Дед-Природовед: Ой - ой - ой, беда - огорчение. Летом была гроза и рухнуло дерево. Посмотрите, кто знает, что от него осталось - пенек. А что это такое?
Дети: После того, как спиливают деревья - остается пень.
Дед-Природовед: Предлагаю посмотреть, может в нем кто и живет?
Дети с помощью лупы рассматриваю пень: называют кого видят (жуки, пауки)
Дед – Природовед: Жуки и пауки забираются в пень и живут в нем всю зиму, прямо "теремок". Пенек их греет, это дом. А еще, из пня могут вырасти новые побеги и вырастет новое дерево.
5) Скворечник.
Дед – Природовед: Ребята,вам интересно куда мы идём дальше?
Дети: Да!
Дед-Природовед: Тогда идём! Кто помнит, как называется тот домик на дереве? Кто в нем живет? Почему оконце маленькое?
Дети: Скворечник, перелетные птицы скворцы, чтобы кошка не залезла, чтобы маленькие птенчики не выпадали.
Дед-Природовед: Почему сейчас скворечник пуст?
Дети: Осень. Скворцы улетели).
Дед-Природовед: Да, в начале осени скворцы собрались в стаи и готовятся к отлету. Скажите, какую пользу приносят скворцы?
Дети: Летом их много, они стайкой пасутся на поле, а в городе на газоне. Они всюду находят себе еду.
Дед-природовед: Какую?
Дети: Насекомые, червяки, гусеницы.
Дед-природовед: Человек всегда рядом со своим жильем строил дом для скворцов, а они в благодарность - уничтожали вредителей на посевах.
6) Деревья.
Дед – природовед: На этом наша экскурсия не заканчивается. Карта нам подсказывает,что нужно двигаться в сторону деревьев. Птицам хорошо живется там, где много деревьев. А какие деревья вы знаете на вашем участке?
Дети: Береза, клен, ель.
Дед-природовед: Для чего и кому нужны деревья?
Дети: Вьют гнезда, ищут под корой насекомых - пропитание. Воспитатель: Мы наблюдали с вами за березой летом. Какого цвета у нее были листья?
Дети: Зеленые.
Воспитатель: А сейчас?
Дети: Желтые, золотые, коричневые.
Воспитатель: Есть примета, если листья на березе сначала пожелтели на верхушке - то весна будет ранней. Предлагаю посмотреть и определить какой будет следующая весна.
(Дети высказывают мнение).
Воспитатель: Придем в группу и запишем это наблюдение. А весной проверим.
Дед – Природовед: Давайте посмотрим, что нового появилось у ели с летнего периода?
(Рассматривание ели).
Дед-природовед: К осени появились шишки. Внутри них - живут крылатые семена. (показ картинки). Эти семена послужат зимой пищей для птиц и животных. А чем ель отличается от березы?
Дети: У березы - листья, а уели -хвоинки, иголки. У березы листья к сени начали желтеть, а у ели иголки -зеленые.
Дед-природовед: Листья у ели -это хвоинки, те же листья, только маленькие, видоизмененные. Они тоже опадают круглый год, но это незаметно. "Зимой и летом - одним цветом ". Ель - древнейшее дерево в русском лесу. Растет 500 лет. Цветет раз в 5-6 лет. у лиственного дерева листья желтеют и опадают, потому что зимой корни не могут брать воду, а листья испаряют много воды - тянут из дерева. Иголки у елки -маленькие, тонкие, жесткие (сухие, в них мало влаги). Они испаряют меньше воды - поэтому и держится хвоя на дереве дольше, почти круглый год.
Воспитатель: Посмотрите, какие деревья?
Дети: Высокие, тянуться к солнцу, в небо.
Воспитатель: Представьте и себя деревьями.
Словесная игра с движениями "Мы -деревья".
Станем мы деревьями -сильными, большими.
Ноги - это корни - их поставим шире.
Чтоб держали дерево - падать не давали.
Наше тело-ствол могучий. Он чуть-чуть качается.
И своей верхушкой острой - в небо упирается.
Наши руки- ветки, крону образуют.
Вместе им не страшно, если ветер дует.
(Дети по тексту выполняют движения)
Дед –Природовед: Посмотрите, как подрос наш малыш - каштан. Обратите внимание на его листья, похожие на большую лапу. Какого они цвета?
Дети: Коричневого.
Дед-природовед: А вот когда каштан станет взрослым деревом на его ветках будут вот такие плоды.
(Показ плодов в кожуре и без нее).
Дед-природовед: Слушайте загадку. (про рябину).
Пойдемте искать загадку. Дам подсказку - кораллы - это камни красного цвета и круглые по форме. А у дерева - это красные ягодки.
(Дети ходят рассматривают деревья и ищут рябину).
Дед-природовед: Кто самый наблюдательный? Вот и нашли - это рябина. Рассмотрите листья и гроздья ягод.
(Дети собирают листья и ягоды. Рассматривают их).
Дед-природовед: Осенью на рябине созревают гроздья - они красного или ярко оранжевого цвета. Эти ягоды очень любят птицы зимой. И для людей они полезны - их можно сушить и заморозить на зиму и пить с ними чай. А еще у этого дерева особенные листья: лист состоит из нескольких парных листиков, которые держатся за палочку, и еще один - на макушке.
Воспитатель: Много мы сегодня нового узнали? Назовите с какого дерева этот листочек? А этот?
(Дети называют деревья с подсказками)
Воспитатель: Посмотрите, у меня в корзине много различных листьев - возьмите себе каждый по листочку (нарисованные листья). Каждый назовите у кого с какого дерева?
Подвижная игра.
Воспитатель: Предлагаю поиграть. У кого какой листочек к тому дереву и бегите. "Раз, два, три - к своему дереву беги". Поменяйтесь листочками с другом.
(Дети называют. Игра повторяется два раза.)
3. Заключительная часть.
Воспитатель: А нам пора прощаться. Только пообещайте Деду - Природоведу, что сегодня расскажите родителям какие деревья видели.
Воспитатель:
Что мы сегодня делали?
Кто к нам приходил?
Ты какое дерево запомнил?
Почему?
(Дети отвечают по желанию.)
Дед – Природовед: (показывает карту) - Посмотрите, весь маршрут прошли с вами. Прощается с детьми.
Дети: До свидания!