Горявина Инна
Конспект занятия с детьми средней группы по развитию речи «Животные зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с детьми средней группы
по развитию речи «Животные зимой»
Содержание:
1. Беседа о том, как зимуют дикие животные зимой.
2. Составление рассказа «Приключения зайца» (по опорным картинкам).
3. Опыт «Как маскируются животные» (заяц, лиса.)
Цели занятия :
Образовательные:
· Конкретизировать и углублять знания детей о жизни обитателей зимнего леса;
Публикация «Конспект занятия с детьми средней группы по развитию речи „Животные зимой“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
· Устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения диких животных в условиях зимнего сезона;
· Формировать познавательный интерес и умения разрешать проблемную ситуацию: «а как вы думаете?. «что будет, если?., «что сделать?.
Развивающие :
· Развивать активную речь детей;
· Развивать зрительное внимание, память;
· Совершенствовать словарно-логическое мышление;
· Умение составлять рассказ с опорой на схему;
Воспитательная:
· Воспитывать интерес к познавательной деятельности;
· Любовь к природе, животным, стремление помочь им в трудных условиях;
· Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое.
Оборудование:
Демонстрационный материал: «письмо-снежинка», мяч, опорные картинки по составлению рассказа, иллюстрации на тему «Зима», силуэты животных – заяц, лиса, лось, белка;
Методы и приемы:
Наглядные: моделирование игровой ситуации с целью постановки
проблем и создания мотивации (снежинка – письмо от
Зайца).
Словесные: образец воспитателя, вопросы, речевые упражнения,
физкультминутка
Предварительная работа:
1. Чтение и пересказ Е. Чарушина «Заяц», сказки А. Черныш «Заяц–хвастун».
2. Беседа «Дикие животные зимой».
3. Отгадывание загадок о животных.
4. Д/игра «Путешествие в зимний лес».
5. Составление рассказа по опорным картинкам.
6. Рассматривание иллюстраций «Время года».
Ход занятия
1. Круг друзей. Приветствие.
Пальчиковая игра «Мальчик пальчик»
Мальчик – пальчик, где ты был?
Долго по лесу бродил.
Встретил я медведя, волка,
зайку, ежика в иголках,
встретил белочку, лисичку,
встретил лося и синичку,
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(загибаем пальчики при перечислении).
- Вот сколько животных повстречал мальчик – пальчик в зимнем лесу. А где же эти животные живут и как называются их домики, сейчас мы расскажем.
Игра с мячом «Чей домик»
У лисы-нора, у волка-логово, у зайца-кустик, у белки-дупло, у медведя-берлога…у ежа- нора.
Да, зимой все животные пытаются согреться от лютого мороза, холодного ледяного ветра и вы молодцы, правильно назвали жилище диких животных.
А что делается у нас за окном? Какая погода? (обращает внимание на большую снежинку, приклеенную с обратной стороны стекла).
Ой, а что это за большая снежинка? Да это не просто снежинка. Это письмо. Вот оно. (Показывает детям).
Так… прекрасно…Адрес точный.
Наш указан детский сад
Там, наверное загадки
Очень ждут ребят.
Ребята оказывается чудеса еще не закончились, наверное это дедушка Мороз постарался. Давайте посмотрим, от кого письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите мне. Я не хочу жить в магазине на полке. Решил уйти в настоящий лес. Расскажите мне, как живые звери живут в лесу зимой и как они спасаются от хищных зверей»
Ваш зайчик.
- Друзья, поможем зайцу? (ДА)
Дети садятся на стулья.
2. - Предлагаю отправиться в зимний лес с помощью загадок.
Попробуем отгадать первую загадку (о белке.)
1. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
Вопросы: Чем питается белка на дереве?
Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям?
Что ей помогает спасаться от врагов?
Что защищает от холода?
2. Загадка (о лисе.)
Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая (Лиса)
(Вставляется лиса
Вопросы: Чем питается зимой?
Что ей в этом помогает?
Как спасается от врага?
3. Загадка (о лосе.)
Он и смелый, он и быстрый,
У него рога ветвисты
Средь заснеженных болот
Он лишайник вкусный рвет.
(Вставляется лось.)
Вопросы: чем питается лось зимой?
Как лось защищается от врагов?
4. Загадка о зайце.
Маленький, беленький,
По лесочку прыг – прыг!
По снежочку тык – тык!
(Вставляется заяц
Вопросы: Чем питается зимой?
Что ему в этом помогает?
Как спасается от врагов? Что ему помогает выдержать холода?
Молодцы, ребята!
3. Дидактическое упражнение «Что ты знаешь об этих животных?
Скажите мне, лиса какая? (рыжая, хитрая, пушистая, осторожная,
Патрикеевна.)
Заяц какой? (белый, пушистый, пугливый, быстрый, трусливый, осторожный.)
Вот и замечательно. Мы с вами назвали какой бывает лиса, заяц, и теперь предлагаю вам сочинить историю про зайца. Давайте придумаем как заяц и лиса встретились и что могло случится в зимнем лису. А поможет вам в этом вот эти картинки. Но сначала послушайте мой рассказ.
«Жил – был заяц, очень скромный и пугливый. Снега в лесу выпало очень много. Однажды, вдоволь, наевшись коры от кустиков и деревьев, он собрался было идти домой, да вдруг увидел лису. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под глубоким снегом мышь пискнет, где снег чуть – чуть шевельнется. Долго прислушивалась лиса, да так и не поймала мышку, поэтому была очень сердита и голодна. Тут лиса увидела зайца, притаилась, выжидает. Зайчик очень испугался, у него дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И заяц бросился «петлять» между деревьев. Так он путал следы, убегая от лисы. А лиса спрыгнула с пенька и бросилась за зайцем, но запуталась в заячьих следах. А зайчик притаился среди белого снега, «замер неподвижно» и лиса пробежала мимо, не увидев зайца.
Вот какая история случилась с зайцем в зимнем лесу.
А теперь ваша история, в этом вам помогут картинки
Рассказы детей по картинкам.
4. Физкультминутка
Зайцы скачут скок – скок - скок!
Да на беленький снежок
Приседают, слушают,
Не идет ли волк
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
Вот и кончилась игра.
Дети садятся на стулья.
Ребята у зайца нет ни норы, ни гнезда. Он прячется под кустом, и иногда ямку в снегу выкопает – там и ночует. Я вам сейчас покажу опыт, называется маскировка: как заяц прячется среди снега от лисы.
5. Опыт. Модель маскировки (показать фигурку зайца то на пестрой, то на белой части модели).
Подводит детей к выводу: маскировочная окраска зайца делает его не заметным, если он находится на фоне, который по цвету совпадает с его окраской. При этом зверек должен быть не подвижным (замереть на месте).
Правда, наш заяц в рассказе молодец, ребята, смог уйти от лисицы, спрятаться среди снега. Вот, ребята, теперь мы знаем, как трудно и опасно зайцу жить в зимнем лесу. На зайца все охотятся и человек, и хищники. Зайцу надо обязательно иметь острые зубы, быстрые ноги и шерсть белой окраски. Наш зайка из магазина совсем не такой. Не сможет он жить в лесу среди диких животных. Не стоит ему идти туда и мы, ребята, напишем ему письмо и пригласим к нам в группу, будем заботиться о нем и играть с ним.