Людмила Рычкова
Конспект занятия с детьми по речевому развитию «Золушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема: Звук «л» по сказке «Золушка»
Цель: развитие функции языкового анализа и синтеза.
Задачи:
1. произношение звука «л» в словах и предложениях,
2. анализ словесного состава предложения, актуализация глагольной лексики, падежное управление, развитие связной речи.
3. Воспитание доброты.
Публикация «Конспект занятия с детьми по речевому развитию „Золушка“» размещена в разделах
Материал к занятию : плакаты с изображением золушки в грязном платье и в бальном платье, музыка из сказки «Золушка» и песня «Добрый жук», слоги — ни, кой, клуб, ком, яб, ло, лой, пас, ти.
Ход занятия
1. Оргмомент. Психогимнастика. Ребята, я хочу вас пригласить в путешествие в сказку «Золушка». Согласны? (вывешивается плакат с изображением золушки в грязном платье.) Кто это? Покажите, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал. Изобразите злую мачеху, ленивых и злых сестер. Покажите, какое доброе лицо было у Волшебницы.
2. Сообщение темы занятия. Сегодня мы с вами вспомним сказку «Золушка» и повторим звук «л».
3. Характеристика звука «л». Расскажите, что вы знаете о звуке «л»? Какой это звук? Почему вы думаете, что это согласный звук? (не можем его петь и тянуть) Что мешает нам это сделать? (язык и зубы). Что еще мы можем сказать об этом звуке? (он твердый).
4. Произношение звука «л» в словах. Какой была Золушка? Условие, что во всех этих словах должен быть звук «л». (Ласковой, милой, славной.) Какую работу выполняла Золушка? Подскажите нежные слова. Золушка полы. (мыла, подметала, протирала, скоблила, печь. (топила, обед. (варила, готовила, белье. (стирала, полоскала, гладила, грядки. (полола, посуду. (мыла, чистила). Чем похожи все эти слова? (Они кончаются на слог ла.) Почему ее называли Золушкой? Что такое зола? Чем было испачкано платье? Оно было в. (заплатках).
5. Развитие функции языкового анализа и синтеза. Догадайтесь, какое слово я задумала, если в нем есть звуки а, б, л. (Бал.) Куда хотелось поехать Золушке? Кто поехал на бал? (Ее сестры.) Придумайте имена ее сестрам со звуком «л». Кто помог Золушке? (Волшебница.) Произнесите это слово по слогам. Скажите по слогам слова Золушка и бал. Какое слово длиннее? Почему слово бал короткое? Я даю вам перепутанные слоги, а вы верните мне слово: ка -па-лоч. (палочка). Какая это палочка? (Волшебная палочка).
6. Произношение звука «л» в предложениях. Куда послала Волшебница Золушку? (Волшебница послала Золушку в огород.) Что сделала Золушка? (Сорвала большую тыкву.) Что произошло потом? (Волшебница выдолбила тыкву. Прикоснулась к ней волшебной палочкой. Тыква превратилась в золоченую карету.) В кого она превратила мышей? (В лошадей.) А ящериц? (В слуг.) Что еще сделала Волшебница? (Превратила платье в заплатках в золотое, нарядное платье.)
7. Физминутка. Покажите, как собиралась Золушка на бал? (Один ребенок показывает, а дети угадывают, называют и повторяют действия.) 8. Анализ словесного состава предложения. Помогите Золушке уехать на бал. Составьте предложение из слов: уехать, Золушка, бал, на. Нарисовать схему предложения на доске. (Анализ предложения детьми.) 9. Актуализация глагольной лексики. Что произошло на балу? Золушка с принцем. (познакомилась). Она. (танцевала, веселилась, смеялась, плясала). 10. Физминутка. Покажите, как красиво танцевала Золушка с принцем. (Звучит музыка. Дети под песню «Добрый жук» танцуют.) 11. Падежное управление. Чем угощали гостей на балу? «Даю» вам слова с перепутанными слогами: ни-кой-клуб, ком-яб-ло, лой-пас-ти., а вы назовите их правильно. 12. Уточнение смыслового значения слова полночь. (Включается запись с боем часов). Часы пробили полночь. Как вы понимаете это слово? (Прошло полночи.) 13. Развитие связной речи. Расскажите, что случилось на второй день? Как нашли Золушку? Чем закончилась сказка? (Краткий пересказ сказки детьми.) 14. Итог занятия.