Наталья Гордиенко
Конспект занятия «Роль воды» для детей 12–17 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о свойствах и значении воды для жизни всего живого на Земле.
Задачи:
1.Продолжать знакомить с глобусом, каким цветом
обозначена вода, где находится, сколько воды и сколько суши.
2.Учить устанавливать зависимость роста и развития растений и жизнедеятельности животных и человека от пресной воды.
Показать значение воды в жизни человека
3.Воспитывать бережное отношение к пресной воде и водным ресурсам.
Публикация «Конспект занятия „Роль воды“ для детей 12–17 лет с ОВЗ» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
Методы и технологии:
- словесные: беседа по содержанию.
-здоровьесберегающие : физкультминутука, релаксация «шум Моря», «Шум ручья».
- ИКТ: ролик «У моря», ролики «Глобальные проблемы Планеты Земля»
Материал и оборудование: слайды: реки, моря, озера, ручьи, глобус, фонограмма «Шум моря», «Шум ручья», видеоролик «У моря», карточки для рефлексии «Закончи предложение», ручки, слайды «Пустыни»
Рефлексия: «Закончи предложение»
Возраст:12-17 лет
Ход занятия
- Ребята, чтобы узнать, какую мы будем сегодня обсуждать тему, отгадайте загадку.
Что в гору не вкатишь
В решете не удержишь
И в руках не унесешь.
Вода
– Действительно мы будем говорить о воде.
Как вы думаете, ребята, много ли воды на нашей планете?
-Давайте посмотрим на глобус.
-Что такое глобус?
-Да, так выглядит наша планета Земля, только в уменьшенном виде во много-много раз.
-Покажите на глобусе воду.
-А кто знает, сколько на земле океанов?
-4 океана
- А сколько морей?
-30 морей.
-Как вы думаете, много это или мало?
- А какую часть занимает суша?
-Четвертую.
-Каким цветом на глобусе обозначена суша?
-Каким цветом — вода?
-Чего больше: суши или воды?
-Да, много воды на нашей планете.
-Мы каждый день сталкиваемся с водой, но задумываемся ли мы о ней?
-Можем ли мы прожить без чистой воды хотя бы день?
-Рационально ли мы используем воду?
- Как надо относиться к воде?
-Вода - самое распространенное на поверхности Земли химическое соединение и, вместе с тем, самое удивительное. Она - единственное вещество, встречающееся в природе одновременно во всех трех агрегатных состояниях.
-А вы знаете, в каких состояниях бывает вода?
- Да в твердом, жидком и газообразном.
- Вода принимает разные формы и бывает в разных состояниях. Она то дождь, то снег, то облако, то спокойное озеро, то буйное море, то твердый лед.
-Вода - универсальный растворитель, она растворяет больше солей и других веществ, чем любое другое вещество.
- Как вы считаете, каково же значение воды?
- Что будет, если не станет воды?
-Не было бы дождя и снега.
-Высохли бы реки, озера и моря.
- Засохли бы травы и деревья.
- И не было бы животных и человека!
-Скажите, где мы встречаем соленую воду?
- В море
- Какая в реках вода соленая или не соленая?
-Какая вода пригодна для человека, для различных наших нужд?
-Да, нам нужна пресная вода.
-Человеку, животным и растениям нужно много воды именно пресной, но пресной воды явно недостаточно на нашей планете.
Слайды: моря, реки, озера.
-Есть такие места на Земле, где воды вообще нет. Как вы думаете, где?
- В пустыне.
Слайды о пустынях.
--Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?
-Всегда ли вы плотно закрываете кран?
- Из плохо закрытого крана вытекает 110 капель за 1 минуту.
-За сутки набегает — накапывает уже 15 литров воды
-Что же нужно делать, чтобы такое не случилось?
- Закрывать плотно кран.
-Чтобы в кране вода всегда была чистая, многие люди вкладывают огромный труд.
- Чтобы человек мог пить чистую воду без вредных примесей, что можно сделать?
-Можно приобрести фильтр для очистки воды
-Дело в том, что моря, океаны и реки находятся сейчас в беде. Как вы думаете почему?
-В море сливается нефть. Заводы и фабрики сбрасывают в моря и реки - грязную воду, люди бросают мусор: бутылки, банки, пакеты.
-Как вы думаете, чем это чревато?
-Животные и растения в морях и реках плохо себя чувствуют и даже погибают.
Фильм «Глобальные проблемы в Мировом океане»
-Ребята, что же нужно делать, чтобы этого не происходило? Как вы думаете?
-Как нужно заботиться о чистоте рек, морей?
-Вода, которую дарит нам природа, из-за неправильного отношения людей, становится очень дорогой.
-Надеюсь, что вы бережно будете относиться к воде, потому что вода — наше богатство!
-Конечно, воду нужно беречь! Вода - это жизнь! Я буду очень рада, если вы будете соблюдать эти простые правила.
-Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
-Что же такое вода, какими свойствами она обладает - все это можно выяснить. Мы попробуем провести опыты.
Опыт 1
- Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
- Нет.
-Одна чистая, другая - грязная.
-А как вы думаете, очистить грязну воду можно?
-Посмотрите - я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку.
-Что у нас получается?
- Вода становится чистой.
- А что стало с нашей бумагой?
-Стала грязной.
- Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?
- В чистой.
-Да, только в чистой воде могут жить рыбки.
Опыт 2
Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку. Затем в стакан с водой.
-На столе лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов?
-Нет.
- Какого же тогда цвета вода?
- Бесцветная, прозрачная.
-Как еще можно проверить прозрачность воды?
-Посмотрите через стакан с водой на что –нибудь.
Вывод - Вода прозрачна.
Опыт3
-Когда пекут пирожки и булочки, я думаю вы все чувствуете запах. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет?
Вывод: вода не имеет запаха.
-Есть ли вкус у воды?
-Знаком ли вам вкус соли, сахара, лимона, яблок, помидора.
- Попробуйте воду в стакане на вкус.
Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой?
Вывод: вода не имеет вкуса.
Вывод - не имеет запаха и без вкуса.
Опыт 4
Опустить кусочек сахара в воду.
-Что случилось с сахаром?
-Растаял, растворился,
-Где в жизни мы можем наблюдать это?
- Когда пьем чай.
Вывод - вода растворитель
Итог - вода - одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:
-прозрачность
-нет запаха
-без вкуса
- растворитель.
Опыт 6
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой.
-Вода льется? Почему?
Вывод: вода жидкая, льется.
Опыт 7
Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике.
Вывод: лед, снег – тоже вода.
Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись
Выше – выше потянулись,
Ну – ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите
Вправо, влево, повернитесь
Рук ладонями коснитесь
Сели – встали, сели – встали
Вы, надеюсь не устали
Физзарядка будет впрок
Продолжаем наш урок.
-Организм человека не только потребляет воду, но ещё и выводит её, поэтому необходимо постоянно восстанавливать баланс воды в организме. В сутки человек теряет 2-2,5 литров воды. Только при дыхании человек теряет в среднем более 300 грамм воды. Человек очень остро ощущает изменение содержания воды в своём организме. При потере воды в количестве 2% - появляется чувство жажды, 6-8% - полуобморочное состояние, 10% - галлюцинации, нарушение глотания, 10-20% опасно для жизни. Таким образом, иметь необходимое количество чистой питьевой воды – обязательное условие жизни человека.
-Не нужно даже углубляться и придумывать, чтобы было, если воды в мире не существовало. Ежедневно ею все пользуются, практически все живые существа более чем на половину состоят из воды. Ведь основа жизни — это вода и воздух.
Релаксация «Шум моря», «Шум ручья»
Итог:
-Итак, для чего нужна вода?
-Как нужно заботиться о чистоте водоемов?
-Умеешь ли ты экономить воду?
-Вода нужна всем. Человек может прожить без воды всего 3 дня. Вода нужна, чтобы готовить еду, пить, стирать, умываться.
-Без воды не могут жить животные и растения.
-Если на Земле не станет воды, все растения погибнут
Вода – это наше богатство
Без нее мы не сможем прожить
Так давайте беречь ее будем
Водой мы должны дорожить!
Рефлексия: «Закончи предложение»
-Я думаю, что после сегодняшней беседы….
- Я надеюсь, что в будущем …
- Мне все было непонятно …
-Теперь я буду стараться….
- Я узнал….
-Меня удивило….
-Мне захотелось…
-Я буду стараться …
-Мне все понравилось….