Сотникова Екатерина Федоровна
Конспект занятия-развлечения по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе «Город мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами в России; развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к прикладному искусству русского народа; формировать знания и умения различать стили декоративной живописи, разнообразие их форм, красочность орнамента; воспитывать чувство гордости за свой народ.
Материалы и оборудование: изделия народных промыслов, аудиозаписи народных мелодий, карточки с изображением элементов гжельской, городецкой, хохломской росписей, заготовки – силуэты петушки из бумаги, гуашь, салфетки, кисти, баночки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в город мастеров на ярмарку, где представлены различные народные промыслы.
Педагог читает стихотворение под мелодию Ах, ярмарка - Ах, ярмарка, ах ярмарка https://pinkamuz.pro/search/Ах%2C%20ярмарка
https://pinkamuz.pro/search/ярмарка%20звуки
Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Покупают люди сушки,
Всевозможные игрушки.
Воспитатель: Давайте же подойдём поближе к торговым рядам и рассмотрим повнимательней изделия, которые предлагают народные умельцы.
Что за чудо, что за диво,
Сколько радости вокруг!
Все предметы не простые,
А волшебно-расписные.
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Ребята, посмотрите!
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Чёрный, красный, золотой.
Откуда привезли товар такой?
Воспитатель: Конечно же из Хохломы!
Хохлома, хохлома –
Наше чудо дивное!
Мы рисуем хохлому
Красоты невиданной.
Нарисуем краску
Солнечною краской,
А цветы – огоньки
Красной краской от зари.
Воспитатель: Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Своё название он получил от крупного торгового села Хохлома, куда привозились для продажи изделия из ближайших сёл и деревень. Из какого материала сделаны эти изделия?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Хохломская роспись, ребята, нигде больше не встречается. Давайте посмотрим и назовём основные цвета хохломской росписи.
Дети: Чёрный, золотой, красный, зелёный.
Воспитатель: Издавна считается, что золотой цвет – символ солнца, тепла, счастья, богатства; красный цвет – символ огня, любви, преданности; зелёный цвет – символ жизни, природы; чёрный цвет символизирует торжественность, на нём великолепно смотрятся остальные цвета. Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись.
Дети: Ягоды крыжовника, смородины, клубники, завитки, цветы, листья, травка.
Воспитатель: Да, ребята, красная трава по золотистому фону считается одним из главных элементов хохломского узора. Так почему же хохлому называют золотой?
Дети: Здесь много жёлтого, золотого цвета.
Воспитатель: Ребята, давайте станцуем танец «Хохлома» под музыку:
Танцы сюжетные - Русский танец "Золотая хохлома" (https://pinkamuz.pro/search/Танцы%20сюжетные
Воспитатель: Идём дальше, ребята!
Чашки, чайники и вазы отмечаем эти сразу.
Белый фон – снегов белей.
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?
Дети: Из Гжели (дети подходят к выставленным изделиям с гжельской росписью).
Воспитатель: Давным-давно, недалеко от Москвы, среди лесов стояла деревушка Гжель. Жили там добрые работящие люди, которые делали много разной посуды. Как вы думаете из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия?
Дети: Из белой глины.
Воспитатель: Назовите, ребята, цвета гжельской росписи.
Дети: Синий, голубой, белой.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте посмотрим видео-ролик про гжель. https://vkvideo.ru/video-222599039_456239024?ref_domain=yastatic.net
После просмотра видео проводится гимнастика для глаз.
Воспитатель: А теперь, ребята, мы с вами поиграем в игру Дидактическая игра «Где расположен предмет с хохломской и гжельской росписью?»
Цель: узнавание народных росписей по характерным признакам (городецкая, дымковская, хохломская, гжельская, жостово, формирование внимания и логического мышления.
Ход игры: Назвать, где расположен предмет с названной росписью (хохломская, гжельская). Вариант: закрыть предмет с этой росписью фишкой. Выигрывает тот, у которого все картинки закрыты фишками.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Послушайте загадку:
Весёлая белая глина.
Кружочки полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назовите меня…
Дети: Дымка. (дети подходят к столу, где выставлены дымковские игрушки).
Воспитатель: Ребята, давайте посмотри с вами видео про историю дымковской игрушки. https://rutube.ru/video/945094f7298f414adc0306ac60a8cb26/?r=plemwd
Воспитатель: Скажите, ребята, из чего лепят мастер игрушки?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Да. Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят его мелом, разведённом на молоке и расписывают красками. Из каких элементов состоит дымковский узор?
Дети: Из кругов, полосок, клеток, пятен.
Воспитатель: А какие основные цвета дымковской игрушки?
Дети: Жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый.
Воспитатель: Скажите, ребята, а вы бы хотели расписать дымковскую игрушку?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: У меня заготовлены для вас фигурки из солёного теста, которые мы будем сегодня расписывать и превращать их в нарядные игрушки. Скажите, на что похожи эти фигурки.
Дети: На лошадок
Воспитатель: Верно. Приглашаю вас в нашу мастерскую (дети ещё раз называют элементы дымковской росписи).
Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, пофантазировать и украсить своих петушков ярко, нарядно. Давайте вспомним, как наносятся элементы узора.
Кончиком кисточки.
Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужны ватные палочки.
Дети: Для рисования точек.
Воспитатель: Старайтесь выполнять работу не спеша, аккуратно.
А сейчас, чтобы ручки не ленились
Очень дружно потрудились,
Нужно пальчики размять!
Пальчиковая гимнастика «Пять братьев – пальчиков»
«Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять! (начинайте отгибать пальчики) Этот пальчик - гриб нашел, Этот пальчик - чистит стол, Этот - резал, Этот - ел. Ну а этот лишь глядел!»
Воспитатель: Приступаем, ребята, к работе (звучит аудиозапись русской народной мелодии).
Самостоятельная деятельность детей.
Анализ рисунков (отметить красочность, аккуратность детских работ).
Воспитатель: Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера. Поэтому ваши игрушки получились такими красивыми.
Но с ярмарки мы не можем уйти без угощения :воспитатель угощает детей леденцами-петушками)
Воспитатель: Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась. Ребята, спасибо за занятие, вы большие молодцы!