Ирина Низова
Конспект занятия-путешествия «В гости к казакам»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка для педагогов дошкольного образования на тему «Казачье воспитание»
ВВЕДЕНИЕ
Время быстро бежит- сменяются дни, недели, года. Многое остается в прошлом. Но есть то, что мы должны помнить и беречь-это наша история. Донской край всегда славился храбрыми и отважными воинами, готовыми всегда прийти на помощь. Этих воинов называли казаками. Так кто же такие казаки? Каков их быт, культура, традиции?
Публикация «Конспект занятия-путешествия „В гости к казакам“» размещена в разделах
В данной методической разработке представлен конспект занятия по реализации регионального компонента, целью которого является знакомство детей с историей казачества, расширение кругозора, развитие познавательного интереса к истории своего народа, знакомство с традициями, обычаями, играми Донских казаков.
Главной задачей включения регионального компонента в образовательную деятельность детей является формирование у младшего поколения активной гражданской позиции, патриотизма, уважения и любви к родине, а также сохранение памяти о прошлом своего народа.
«Особо хочу сказать о казачестве. Сегодня к этому сословию себя относят миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах Русской Армии. После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути – геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи.» (В. В. Путин)
Тема казачьего воспитания очень актуальна в современном мире, данная тенденция была отмечена президентом в одном из его выступлений. История России неразрывна, неотделима от истории и культуры казаков. Роль казачества в российской истории, без преувеличения одна из самых важных, хоть иногда и противоречивых. Мы знаем казаков великими - первопроходцами и открывателями, настоящими патриотами земли русской. Донские казаки - защитники отечества, они расширяли и охраняли границы Российского государства, героически сражались с врагами в период Великой Отечественной Войны. Заслуги казачества невозможно переоценить. Сегодня казачество вновь помогает стране, укрепляет рубежи нашей Родины. Именно в казачестве сохранился высокий дух патриотизма, готовность защищать наши ценности. Поэтому возрождение казачества и популяризация его в ДОУ является важной частью патриотического воспитания подрастающего поколения.
Конспект занятия-путешествия «В гости к казакам».
Цель: знакомство с казачьей культурой, бытом казаков родного края.
Задачи:
• обогащение знаний об истории родного края, о традициях, быте казаков;
• прививать чувство патриотизма, любви к отечеству и малой Родине;
• воспитывать чувство уважения к родной культуре и желание сохранять традиции и культуру донского казачества.
Предварительная работа:
• чтение художественной литературы о казачестве;
• беседа о казаках донского края;
• рассматривание и обсуждение иллюстраций с изображением казаков, их быта;
• совместная творческая работа по изготовлению макета казачьего куреня.
Ход занятия:
(Под казачьи песни, музыку дети заходят в группу, становятся полукругом)
Воспитатель:
Казачество живёт века,
Имеет боевую славу
И всё, что есть у казака,
Принадлежит ему по праву…
Нагайка, шашка, верный конь,
В кармане ломоть чёрный хлеба,
Казак и в воду, и в огонь,
Ему земля, ему и небо!
У казака всё в жизни есть,
Свой Атаман, своя станица
И за Отечество и Честь,
Он будет до победы биться! (Гомельский Леонид)
Ребята, какое прекрасное стихотворение мы с вами прослушали. А о ком оно, кто мне подскажет?
Дети: о казаках!
Воспитатель: Какие вы внимательные! Вы абсолютно правы! Это стихотворение было о казаках. А теперь рассаживайтесь поудобнее, посидим в тесном кругу, да былое вспомним.
(дети усаживаются в круг)
Мы с вами живем в прекрасной стране под названием Россия, а Донской край- наша малая Родина. Славится Россия плодородными степями, зеркальными озерами, быстрыми реками, зелеными лесами. Щедро одаривает нас своими богатствами родная природа. Ребята, что же дают нам плодородные степи?
Дети: пшеницу, подсолнечник, лекарственные травы.
Воспитатель: А что берет человек из рек и озер?
Дети: раков, рыбу.
Воспитатель: Ребята, чем богаты наши леса?
Дети: ягодами, грибами, разными видами животных и птиц.
Воспитатель: какой богатый наш край! А кто подскажет мне, а как же называется наш родной город, город в котором живем мы, наши родители и друзья?
Дети: город Новочеркасск!
Воспитатель: Верно! А знаете ли вы, ребята, что история Новочеркасска – это история уникального города, который, как никакой другой город России, воплотил в себе все величие донского казачества.
Возникновение Донского казачества навсегда сокрыто в глубине прошедших веков. Тем не менее официальной датой возникновения Донского казачества считается январь 1570 года. Именно в этот период казакам под предводительством атамана Михаила Черкашенина была передана грамота царя Ивана Грозного с предложением царской службы. Кроме того, казакам за услуги было обещано жалованье (первое, предназначенное Донскому казачьему Войску в целом) - деньги, свинец, селитра, сукно.
Ребята, а кто же такие казаки?
Дети: казаки- это воины, вольнолюбивые, гордые, смелые.
Воспитатель: Верно! Первые поселения казаков появились на берегу Дона еще в древности. Тогда на нашей земле жили кочевые народы, которые пасли своих овец, быков, лошадей и перебирались с места на место, захватывая земли других народов, грабя их города. Поэтому казакам приходилось защищать свою землю от набегов кочевников.
Ребята, Как вы думаете, а где же жили казаки? В палатках или домах?
Дети: Казаки жили в домах.
Воспитатель: А как назывался дом казаков?
Дети: Дом казаков назвался казачий курень!
Воспитатель: Верно! Дом казаков назвался казачий курень! Ребята, а хотели бы вы отправиться в гости к казакам?
Дети: Да!
Воспитатель: Отлично! Я как раз купила всем нам билеты на автобус- смотрите! (делает вид, что ищет билеты). Ой… Только где же они? (расстраивается, что билетов нет). Кажется, они пропали… Что же это получается, мы не сможем поехать в гости к казакам? Как же нам быть, ребята, на чем же мы с вами можем до казаков добраться?
Дети: на машине, на самолете, на такси.
(звучит фонограмма топота копыт и ржания лошадей)
Воспитатель: Вы слышите, ребята? Кто же это?
Дети: Это скачут кони.
Воспитатель: Точно! Вот на чем мы можем отправиться в гости к казакам!
Скорей садитесь на своих коней и поскакали!
(дети садятся на палочки-лошадки и, проезжая «галопом» по кругу подъезжают к казачьему дому).
Ребята, давайте поставим наших коней у плетня, так называется забор у казаков.
(Заходят в оформленный казачий курень)
(воспитатель надевает на себя атрибут казачий фартук)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я-казачка, хранительница очага в этом доме!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Добро пожаловать в гости! Ребята, как вы думаете, какими качествами должны были обладать казаки?
Дети: Казаки должны быть смелыми, ловкими.
Воспитатель: Правильно! А еще умными! Давайте-ка проверим, на сколько вы-молодые казачата- умные! Я буду называть вам старые казачьи слова, а вы мне –его современное значение.
Игра «Слова»
Воспитатель: Слово ты говори. По казачьи повтори. Шелковица.
Ребенок: Тютина.
(При правильном ответе, все дети хором кричат «Любо!»)
Игра продолжается со словами:
Командир-атаман,
Очень- дюже,
Полотенце-рушник,
Дом –курень,
Говорят- гуторят,
Отец – батя,
Хозяйственный двор – баз,
Компот – узвар,
Плетка – нагайка,
Лук – цибуля,
Дыня – кавун
Воспитатель: Отлично, ребята! Все старые слова вспомнили! Любо! В остром уме мы с вами попрактиковались, пора бы и курень осмотреть! Посмотрите внимательно по сторонам, чем же украшали казаки свои дома?
Дети: занавесками, половичками, подсолнухами, глиняной посудой!
Воспитатель: правильно! А так же покрывалами, вышивками. Но особое место в доме казака отводилось печи. В холода лежа на ней согревались, спали на ней, готовили еду. А как вы думаете, какую еду готовили каачки своим казакам?
Дети: пирожки, блины, рыбу.
Воспитатель: и не только. Говоря о пище донских казаков, следует отметить, что она была достаточно разнообразна. Для казачьей кухни характерно было обилие дичи на столе и рыбы. В пойме Дона водилось до 20 видов уток, гусей, перепелок дроф, куропаток. Охотник в течении двух суток мог набить целый воз такой дичи. Продукты казаки покупали в станичных магазинах и базарах, что-то выращивали на собственных огородах. В станицах были и свои пекарни, где выпекали хлеб. В станице Старочеркасской пекарни принадлежали Стародубову, Мастикову, Самохвалову. Но многие казачки пекли хлеб сами. Казачий стол трудно себе представить без рыбы. Батюшка-Дон в то время изобиловал рыбой: вылавливались такие сорта как белуга, севрюга, осетр, сазан, стерлядь, карп, судак, окунь, ерш, тарань, синьга, чехонь, белизна, щука, сом, сельдь и другие.
Вот и мы с вами давайте наловим рыбу для казачьего обеда. А рыбка у нас не простая, в руки дается только тем, кто правильно отгадает казачьи загадки. Готовы?
Игра «Поймай рыбку (казачьи загадки)»
• Голове не будет страха,
если есть на ней … /папаха/
• Кому - плащ, кому - тужурка,
казаку – казачья…. /бурка/
Ну, а если командир,
полагается … /мундир/
• Чуть поменьше, ловкий брат,
послужить отчизне рад.
Как бы враг не угрожал,
под рукой всегда… /кинжал/
• Перекрестятся старушки,
Когда грянет выстрел. /пушки/
• Кто в бою надёжный друг,
знает своё дело?
С казаками на врагов
наступает смело?
Он, как ветер, как огонь.
Лучший друг – любимый…
/конь/
• Вымыл руки и лицо,
вылил воду за крыльцо
И повесил на крючок
вышиванный… /рушничок-полотенце/
• В ножнах спит, а не в постели.
Как огонь, горит на деле.
И надёжна, и остра.
Казаку в бою - сестра.
/шашка, сабля/
• Есть, не скрою, у меня
И загадки про коня.
Величава и красива
у коня бывает… /грива/
Чтобы очень не трясло,
надо к лошади … /седло/
Если будет та сердита –
то пускает в ход… /копыта/
Кони взрослые готовы
поменять свои… /подковы/
Без подковы конь хромает,
это каждый понимает.
Но не каждый молодец
будет в кузнице… /кузнец/
Лошадь - нежное созданье!
Любит ласку и вниманье.
В зиму надо потеплей
приготовить… /стойло/ ей.
Ест лошадка много… /сена/
Любит травку пожевать.
А какое, непременно,
нужно ей зерно давать?
Отвечаем на вопросы:
ест ячмень, овёс и… /просо/
Воспитатель: молодцы, ребята! Отгадали все загадки!
В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе, на веселые посиделки, пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. А за работой и игра начиналась. Что-то засиделись наши казачата. Давайте и мы в игру поиграем!
Игра «Калачики»
На полу лежат 4 вязаных коврика - калачика, на них лежат разные предметы казачьего быта: бусы, сабелька, фуражка, котелок, ложка и т. д. Дети становятся командами вокруг ковриков - калачиков и запоминают свой предмет. Под музыку водят свои хороводики вокруг коврика со словами:
Калачи, калачи,
Все румяны- горячи.
А папаха набекрень,
Заходи скорей в курень.
Меняется песня - дети ходят в рассыпную по залу и становятся к центральной стене, отвернувшись от ковриков.
Ведущий взрослый меняет местами предметы на ковриках. Музыка стоп – дети должны быстро построить хоровод вокруг своего предмета.
Воспитатель: Отлично поиграли, казачата!
Посмотрите, ребята-кажется в дали показался и наш удалой казак! Наверное спешит он к своей казачке домой! Давайте попробуем его разглядеть. Во что же одет казак?
Дети: в шароварах, рубахе.
Воспитатель: верно, дети. Посмотрите - это – шаровары, широкие штаны, собранные внизу. В них удобно сидеть на коне. Цвет шаровар имел свое значение: старики носили белые, на праздники казаки надевали красные, а в будни носили синие. На синие шаровары нашивались лампасы – символ казачьей вольности. У донских казаков лампасы красного цвета. Рубаха казака называется бешмет. Головными уборами были фуражка и папаха. Казачки носили пышные юбки и кофты с баской; украшали свою одежду вышивками и кружевами.
Давайте мы с вами тоже нарядимся в лихих казаков и казачек.
Игра «Наряди молодушку», «Наряди казака».
Играют две пары мальчиков и девочек. Девочки стоят, а мальчики бегут к столу, на котором разложены бусы, берут по одному предмету, возвращаются и наряжают девочек (аналогично наряжаем мальчиков-казаков).
Воспитатель: Ну что ж, ребята. В гостях хорошо, а дома лучше! Давайте поблагодарим нашу казачку за гостеприимство, а сами отправимся к себе в детский сад. Запрягайте своих коней!
Кто шагает дружно в ряд,
Посмотри, посмотри. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)
Это наш лихой отряд,
Казаки, казаки (ходьба)
Кто за казаком идет,
в поводу, в поводу.
То коня казак ведет
Под узду, под узду. (На носочках)
Скачет резво конь лихой,
С седоком, с седоком,
Охраняя наш покой
С казаком, с казаком. (Скачут)
Будем мы с моим конем
На границе стоять,
Нашу землю от врагов
Охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)
(дети прискакали в группу на конях)
Воспитатель: вот и закончилось наше с вами путешествие. Понравилось вам, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: давайте вспомним, где мы сегодня побывали?
Дети: В гостях у казака и казачки!
Воспитатель: а какие новые слова мы узнали?
Дети: курень, шашка, мундир…
Воспитатель: а в какие казачьи игры мы успели поиграть?
Дети: «Наряди казака», «Калачики»…
Воспитатель: А что больше всего запомнилось?
Дети: Казачий наряд, езда на лошадях и т. д.
Воспитатель: Мне очень понравилось с вами путешествовать! А теперь попробуйте поиграть в казачьи игры самостоятельно.
ВЫВОДЫ
Приобщая детей к истории родной культуры, к традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера. Включая элементы регионального компонента в учебную, игровую, коммуникативную, спортивную, творческую деятельность детей мы формируем у них уважительное отношение к взрослым, верные семейные ценности, патриотическую позицию, любовь к Родине.
В основе казачества лежат идеи православия, единства, равенства. Именно эти качества помогут воспитать чувство нравственности, толерантности и справедливости у детей.