Елена
Конспект занятия-путешествия по экологической тропе «В гостях у Лесовичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Дошкольное Образовательное учреждение "Детский сад №4 общеразвивающего вида" г. Ухта Республика Коми
Цель: формирование представлений об объектах и явлениях природы.
Задачи:
1) Формировать представления о сезонных изменениях в жизни растений; учить сравнивать сезонные изменения в природе;
2) Развивать наблюдательность;
3) Воспитывать бережное отношение к объектам природы.
Видовые точки:
I. Лес (смородина, берёза, рябина);
II. Поляна (трава, насекомые – бабочки, пауки, жуки, гусеницы);
III. Огород (свёкла, морковь, картофель, горох).
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия-путешествия по экологической тропе „В гостях у Лесовичка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Накануне пришло письмо от старичка-Лесовичка, хозяина экологической тропы детского сада, в котором он приглашает детей погулять по его владениям и посмотреть, что же изменилось на экологической тропе с приходом весны.
Воспитатель сообщает о приглашении детям.
Письмо «Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Наступила весна. Природа просыпается после зимы. Я очень по вам соскучился и приглашаю вас всех на прогулку по экологической тропе, посмотреть, что растёт, и кто живёт в небольшом уголке природы нашего детского сада. Отправляю вам схему экологической тропы, чтобы вы познакомились какие станции мы с вами посетим. Буду ждать вас на крылечке. Ваш Старичок - Лесовичок».
Затем все рассматривают схему экологической тропы детского сада и выясняют, что находится на тропе.
Разучивание игры «Огородная – хороводная».
Детям надеваются на головы шапочки с изображением овощей (морковь, лук, капуста); один ребёнок – водитель (он в руках держит руль). Дети, напевая слова песни, выполняют движения по тексту.
Есть у нас огород,
Там своя морковь растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, морковь, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас огород,
Там зеленый лук растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, лучок, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас огород,
И капуста там растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, капуста, к нам спеши,
Ты немного попляши,
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас грузовик
Он не мал, не велик.
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай, увози наш урожай.
Воспитатель: -Ребята, может приготовим подарки для деревьев, полянки, огорода, которые есть у Лесовичка. Ведь в гости с пустыми руками не ходят. И Лесовичок будет рад.
-Давайте подумаем, что же мы можем им подарить (ответы детей)
Правильно, капельку – потому что и деревьям, и траве на полянке, и огороду нужна вода.
Солнышко – потому что им нужно тепло.
А что же ещё можно подарить? (ответы детей)
Да, так как только начало весны и ещё не все насекомые проснулись, мы с вами подарим их изображения.
Ход прогулки:
Дети, выйдя на прогулку, встречаются с Лесовичком, который их ждал на крылечке.
Лесовичок : -Здравствуйте, ребята? Я – Лесовичок. Вы получили моё приглашение? Готовы пойти со мной погулять по экологической тропинке нашего детского сада? (Да)
Подходят к табличке с изображением леса. (I видовая точка)
Лесовичок : - Ребята, посмотрите, как преображаются у меня деревья. Вы помните, какие они стояли зимой? (заснеженные, как будто в белых шубках). А какие они стали сейчас? (согрелись под тёплым солнышком, появляются первые листочки).
Подходят к кусту смородины.
Воспитатель: Ребята, подскажите мне, что это? (смородина)
-Это куст или дерево? (куст)
-Как вы догадались, что это куст? (потому что у дерева один ствол, а у куста много тонких стволов)
-Лесовичок, можно сорвать один листочек, чтобы понюхать его?
Лесовичок разрешает воспитателю сорвать один листочек.
Воспитатель: -Ребята, понюхайте, как приятно пахнет листочек смородины. Её листья можно добавлять в чай, когда его заваривают и тогда он будет ароматный и полезный. А настой из листьев смородины дают пить тем, у кого кашель. Он содержит витамин С.
-Что ещё растёт в нашем лесу? (деревья – берёза, рябина, тополь и др.)
-Ребята, какие части есть у дерева? (корень, ствол, ветки, крона)
Подходят к берёзе.
-Посмотрите, какой ствол у берёзы, чем он отличается от стволов других деревьев? (чёрно-белый окрас коры дерева)
-Давайте поздороваемся с берёзкой, обнимем и погладим её. Какой ствол у березки на ощупь? (гладкий, тёплый). А чем пахнет кора? (деревом, лесом).
Подходят к рябине. Сравнивают, какая она была осенью, зимой. Какие птицы прилетали к рябине зимой.
- Какие ещё птицы встречаются в лесу? Какие насекомые? (ответы детей)
-А кого не хватает в нашем лесу? (нет зверей).
- А почему в нашем лесу нет зверей? (Это только уголок леса и он находится на территории детского сада).
Лесовичок : - Ребята, я хочу с вами поиграть в игру «Лети ко мне листочек». Посмотрите, у меня есть листики рябины, смородины, берёзы. Возьмите каждый себе по любому листочку, внимательно смотрите я буду показывать вам листочки. У кого будет такой же листочек, тот «летит» ко мне.
Дети, держа листочки, разбегаются в разные стороны и говорят:
Мы листочки, мы листочки.
Мы на веточках сидели.
Ветер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали.
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Лесовичок показывает один из листьев и говорит: «У кого такой листок, собирайтесь-ка в кружок!»
Дети, у кого в руках листок как у Лесовичка, подбегают к нему.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Ребята, скажите, без чего трудно жителям леса? (ответы детей)
-Конечно, всем нужна вода, солнце. Давайте мы с вами подарим нашим деревьям подарки.
Дети вешают на ветки деревьев изображения капелек воды и солнца, зверей и насекомых.
Лесовичок : -Ой, спасибо, ребята! Моему лесу очень понравятся ваши подарки.
Ну, пойдёмте дальше!
Приходят к табличке с изображением полянки (II видовая точка).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, чем отличается полянка от леса. (нет деревьев)
А что растёт на полянке? (травы, цветы)
Подойдите, аккуратно погладьте траву. Какая она на ощупь? (мягкая, шелковистая)
-Посмотрите, какие цветы растут на полянке? (одуванчики, мать-и-мачеха)
Воспитатель: -Молодцы, ребята. А вы знаете, что эти цветы относятся к первоцветам, так как появляются одними из первых после схода снега.
Ещё они очень яркие и издают запах, который привлекает насекомых. Насекомые, например, пчёлы, лакомятся нектаром, перелетают с цветка на цветок и переносят на лапках пыльцу. Дотроньтесь аккуратно пальчиком до цветка. Что осталось у вас на пальце? (жёлтая пыльца) Вот это и есть пыльца, её и переносят на лапках насекомые.
Лесовичок : - Ребята, как вы думаете, что произойдёт с цветком если его сорвать? (ответы детей). Правильно, ребята. Он завянет и погибнет. Поэтому не рвите, пожалуйста, цветы. Не мните их нежные лепестки.
Знаете, как они плачут, когда кто-нибудь их срывает напрасно. Послушайте:
Я шёл по зелёному лугу,
Высыхала на листьях роса;
Ветер травы качал упруго
И я слышал цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца – отрада,
Украшенье родимой земли.
Вот такую просьбу они передают.
Воспитатель: Я знаю, что вы добрые дети и не будете обижать растения, правда? Ребята, а какие ещё насекомые живут на полянке? (ответы детей) Что ещё нужно растениям и насекомым для жизни? (солнце, вода) Давайте, мы и полянке оставим наши подарки.
Оставляют на полянке изображения солнца, капелек воды, насекомых.
Подходят к табличке с изображением огорода (III видовая точка).
Лесовичок : - ой, а на моём огороде уже кто-то похозяйничал!
Воспитатель: Лесовичок, это мы с ребятами решили тебе немного помочь и посеяли семена моркови и свёклы.
Лесовичок : -Ух ты, какие молодцы! Морковь и свёкла у меня посеяны. Я ещё здесь хочу посадить лук, редис, картофель. Ребята, а как назвать одним словом, всё, что я перечислил? (овощи). Как называется место, где выращивают овощи? (огород). Что ещё можно выращивать на огороде? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Огородная-хороводная».
Все играют в игру.
Лесовичок : Ой, какие молодцы! Вот и закончилась наша с вами прогулка по экологической тропе детского сада. Пора мне возвращаться в свою лесную избушку, но сначала я хочу вас угостить пирогом с ягодами из моего леса.
Дети прощаются с Лесовичком, благодарят его за угощение и возвращаются в группу детского сада.
Воспитатель: -Давайте вспомним, где мы с вами сегодня были?
Какие деревья растут в нашем лесу?
Что растёт на полянке?
Кто живёт в траве и на цветах?
Можно ли рвать цветы?
Какие цветы называются «первоцветы»? Почему?
Как называется место, где растут овощи?
Что нужно всем растениям для жизни?