Вера Прошунина
Конспект занятия «Путешествие в Антарктиду»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию
В старшей группе
«Путешествие в Антарктиду»
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие,
Художественно - эстетическое развитие.
Воспитатели: В. С. Прошунина
Н. В. Беленко
Цель:
закрепление, уточнение, расширение знаний об Антарктиде.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в Антарктиду“» размещена в разделах
1. Уточнять и расширять знания о пингвинах, развивать внимание, связные высказывания, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
2. Воспитывать интерес и желание больше узнать о пингвинах, Антарктиде.
3. Закрепить знания об обитателях морей и океанов.
4. Закрепить знания в конструировании по схемам и прохождение лабиринтов.
Ход занятия
Воспитатель:
• Дети нам сегодня доставили в детский сад посылку. Что может быть в посылке? Давайте узнаем и рассмотрим почтовую марку. Яйцо. А какие животные откладывают яйца? (птицы, черепахи, змеи, ящерицы, крокодилы).
• Ребята, посмотрите, кто это? Что же ты делаешь в нашем детском саду? Как тебя зовут?
Пингви:
• Здравствуйте, ребята. Я не знаю- кто я? Медведь говорит, что я – птица, заяц говорит, что я – зверь, а синица сказала, что я – рыба. Я заблудился. Так кто же я?
Ребенок:
• Ты недавно из яйца
И похож ты на птенца
Ты не гусь и не павлин
Посмотри же, - ты пингвин
Воспитатель:
• А действительно ли ты пингвин птица, а не животное. Давайте рассмотрим схему строения пингвина и птицы (сравниваем птицу и пингвина).
Дети выполняют задание.
• Давайте поиграем в игру. Я буду, говорить предложения, а вы отгадывайте: правда, это или нет. Если, правда - хлопайте в ладоши, если нет – топайте ногами.
Воспитатель:
1. Все птицы имеют крылья? (да)
1. Пингвин – это птица, значит, у него есть крылья? (да)
2. У бабочки есть крылья, значит, бабочка птица? (нет)
3. Почему? (бабочка – насекомое, у неё нет клюва, хвоста, перьев)
4. Все птицы умеют летать? (нет)
5. Страус, индюк, курица – птицы, значит, они умеют летать? (нет)
Воспитатель:
• Это значит, что не все, у кого есть крылья, являются птицами. И не все птицы, имеющие крылья, могут летать.
• Пингвин - ты птица, но летать ты не умеешь. Зато ты умеешь плавать, нырять.
Воспитатель:
• Дети представьте, что вы тоже пингвины
Психогимнастика.
Пингвины кувыркаются
И по волнам катаются
На спинке, на животике
Плывут, как пароходики
Вверх и вниз они снуют
По команде «Раз, два, три
Выпускают пузыри
И кружатся и шалят
И хвостами шевелят.
(Дети произносят слова и выполняют движения)
Воспитатель:
Ребята давайте отвезем Пингви к его маме, братьям и сестрам на корабле. А во время путешествия познакомимся с жизнью пингвинов и расскажем Пингви о его родственниках. А отправимся мы в Антарктиду – родину Пингви. Смотри Пингви (показывает на глобусе Антарктиду)
Антарктида, Антарктида,
холодна ты даже с виду,
Ты на глобусе цветном,
ледяным лежишь пятном
Воспитатель:
• Вот мы сегодня туда и отправимся. Ребята на чём можно попасть в Антарктиду? По чем плывет корабль? К какому виду транспорта относится корабль?
• Давайте сконструируем корабли по схемам. Сейчас распределимся по парам и принимаемся за работу.
Воспитатель:
• У каждого корабля есть флаг, а у нашего нет, что будем делать? Пингвин, помоги детям сделать флаг. Будьте внимательны и запомните порядок выполнения работ.
Пингви объясняет детям задание и изготавливает флаг вместе с детьми.
Воспитатель:
• Дети, давайте проверим выполнение работ. Правильно ли вы применили схемы?
Воспитатель:
• Дети, посмотрите ваши маленькие корабли превратились в один большой. И так корабль наш готов к отплытию. Теперь уточним маршрут по карте (Работа у карты. Дети сверяют маршрут по стрелкам). Курс правильный. Занимайте свои места. Отдать швартовые. (звучит музыка моря, сопровождаемая слайдом) Дети, но потерялся не только пингвин,но и кто еще?
Песня про мамонтёнка (Звучит запись песни)
• Дети, мы не знаем по какому океану проходит наш путь, но можем это сделать. Давайте выловим рыб и узнаем по какому океану мы будем с вами плыть.
Пингви отправляется вместе с рыбаками ловить рыб.
(остальные дети выполняют другое задание)
Воспитатель:
• Дети каких обитателей морей и океанов вы знаете? (Дети называют, а затем воспитатель показывает на плакате). Поймав рыб, дети выкладывают слова «Тихий океан «.
• И так дети плыть будем по Тихому океану. По какому океану мы плывем? (ответы детей).
Воспитатель:
• Что бы нам не сбиться с курса проверим еще раз правильность нашего маршрута. У вас у каждого под стулом есть лабиринт. На нем изображен Умка,который повстречался нам по пути и он не может пройти до льдины. Давайте ему поможем. И так за работу. Дети выполняют, а затем проверяют правильность выполнения на большом лабиринте.
Воспитатель:
• Вы, наверное устали давайте отдохнем: Рефлексотерапия: «Корабль и ветер».
• Представьте вы на корабле и вас качает. Чтобы не упасть нужно расставить ноги шире и прижаться к полу, руки сцепить за спиной. Качнуло палубу- перенести массу тела на правую ногу, прижать её к полу, нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола. Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем. Упражнение для дыхания. Занимаем свои места и продолжаем путешествие. Посмотрите на пути нам встретились животные жарких стран. Каких животных этих стран вы знаете? (слайды животных)
А вот и животные холодных стран. У берегов, каких стран мы проплываем? (слайды животных холодных стран)
Воспитатель:
Давайте поиграем в игру «Животные». У вас на столе картинки разных животных. Разложите их правильно. К солнышку отнесите картинки, на которых изображены животные жарких стран, а к снежинкам - животных холодных стран.
Воспитатель:
И так задание выполнено. (Взаимопроверка). Продолжаем наше путешествие.
Воспитатель:
А вот и Антарктида (появляются слайды айсбергов)
Вопросы :
1. Из чего состоят айсберги?
2. Какой они формы?
ЗАТЕМ НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СЛАЙД ПИНГВИНА.
Пингви:
Смотрите на меня похожи.
Воспитатель:
Самое большое скопление пингвинов находится в Антарктиде и на прилегающих к ней островах. В основном пингвины живут большими колониями. Пингвины очень любопытны, на суше почти бесстрашны, от природы не испытывают страха перед людьми. Пингвины – это семейство нелетающих морских птиц. Самый большой из всех видов – императорский пингвин. Гнездятся императорские пингвины по берегам Антарктиды на льду. Яйца у императорских пингвинов крупные : 12 сантиметров в длину и весом 500 грамм. Жизнь гнездовой колонии протекает не гладко. Полярная ночь, страшные холода, ураганной силы ветер заставляет иной раз птиц сбиваться в плотные кучи.
Воспитатель:
У пингвинов - императоров, так же как у людей, есть няньки – воспитательницы. Им родители поручают малышей, пока уходят добывать пищу. Воспитательницы следят, чтобы пингвинята хорошо себя вели, не баловались, не дрались со сверстниками, не отходили в сторону – а то может их съесть свирепая птица поморник.
Пингвины очень хорошие пловцы и отменные ныряльщики. Пингвины выносят холод до 60 градусов. Ребята, как вы думаете, почему пингвины не мерзнут? И выходят сухими из воды? Давайте это проверим на опыте.
Сейчас мы проведем опыт.
Исследуемый объект Название опыта Цель опыта Материалы, оборудование
Гусиное перо Перо.
Строение пера. Выявить свойства пера:
- остаются сухими при опускании в воду
- покрыты тонким слоем жира.
- не дают намокнуть теплому перу. -гусиные перья
- емкость для воды
- стаканчик для воды
- подсолнечное масло.
Рассмотрение строения пера.
Пингви:
Дети возьмите перья.
Перо состоит из ствола и опахало. Крупные контурные перья находятся в крыльях и называются маховыми (они обеспечивают полет птиц) перья, которые находятся в хвосте - обеспечивают управление при полете и называются рулевыми. Остальные перья служат для тепла.
Опыт с водой и подсолнечным маслом. В стакан с водой налить подсолнечное масло, размешать. Дети, что происходит? Что образуется на поверхности воды? (ответы детей) .Совершенно верно. Перья пингвинов маленькие, плотные, гладкие. Они покрыты слоем жира. Опыт с перьями и водой. Показать пуховое перо. Какое оно по весу? (лёгкое) Если подуть на него? (воздушное) опускаем перья в воду, вытаскиваем перья. Рассматриваем перья. Какими они стали? (Перо остается почти сухим, потому что есть слой жира на поверхности и жир отталкивает воду.
ВЫВОД: Поэтому пингвины не мерзнут в холодной воде и остаются почти сухими.
Воспитатель:
Пингви, теперь ты много знаешь о пингвинах, как и наши ребята.
Пингви:
Спасибо, ребята. Теперь я знаю, что я пингвин, ем рыбу, я не умею летать, но я хорошо ныряю и плаваю, и очень рад встретиться со своей мамой и братьями и сёстрами.
Пингви :
Дети кто – то из вас неправильно указал путь Умке и у нас опять появились белые медведи. Давайте станцуем танец. Сейчас я превращу мальчиков в белых медведей, а девочек в пингвинов. (Дети танцуют танец под музыку)
Пингви:
Дети, а где живут белые медведи? А где живут пингвины? Дети, но мы не можем этого сделать, у нас нет флага. Вспомните каким он был? Какими цифрами обозначался? Теперь нам придется изготовить еще один флаг. Давайте быстро за работу. Затем дети проверяют правильность выполнения.
• Пингви прощается с детьми и оставляет конверт и мнемотаблицу. Работа по таблице (составление рассказа о жизни пингвинов. Откуда появляются, где живут, чем питаются, как живут)
Воспитатель:
• А нам пора возвращаться. Говорим волшебные слова
Ветер, ветер – ветерок
Натяни парусок!
Ты корабль нам гони –
До детсадовской страны. (дети произносят слова разными тембрами : тихо, громко, быстро)
Воспитатель:
Вот мы с вами и в детском саду.
Итог занятия:
по схеме – Что вы сегодня узнали?
Что можете рассказать?
О ком бы вы еще хотели узнать?
Воспитатель :
Мы целую неделю изготавливали макет. Здесь получилась Антарктида и Арктика. Здесь у нас живут животные, кого-то не хватает. Так кто это будет?