Марина Леонтьевна Чеботарёва
Конспект занятия «Пространственные отношения: на, над, под»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по дополнительной образовательной деятельности «Занимательная математика» в старшей группе на 16.11.2018
Тема: «Пространственные отношения : на, над, под»
Подготовила: Воспитатель Овчаренко Марина Леонтьевна
Цель: уточнить пространственные отношения : на, над, под.
Задачи: закрепить представления о сложении как объединении предметов;
развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, умение выполнять действие и сопровождать их словами;
воспитывать усидчивость, интерес к занятиям по математике, умение действовать сообща.
Публикация «Конспект занятия „Пространственные отношения: на, над, под“» размещена в разделах
Материалы к занятию :
Демонстрационный – картинки с изображением овощей (помидоров, моркови, капусты,редиса,огурцов); картинка с изображением Буратино)
Раздаточный – карандаши и кубики).
Ход занятия
1. Введение в игровую ситуацию
В гости приходит Буратино и предлагает выполнить задания.
1) Уточнение пространственных отношений : на, над, под. Дети подходят к столу на котором лежат карандаши и кубики (по количеству детей). Воспитатель предлагает задания:
— Дети, возьмите карандаши. Положите карандаши. стол. Вам понятно, что нужно сделать? Почему? (Не понятно. Не сказано, куда положить, нет уточняющих слов.)
— Положите карандаши на стол, подержите его над столом, под столом.
Затем уже дети пожеланию становятся ведущими и сами дают указания о том, как расположит, например, кубик:
— Положите кубик на стол, подержите его над столом, спрячьте под столом.
— Какие слова нам помогают понять указания? (уточняющие слова).
Игра «Отгадай загадку»
Дети отгадывают загадки про овощи, которые сопровождаются показом картинок, и соответственно показывают движения. Если овощ растет на земле, руки в стороны; если над землей - руки вверх, если в земле - вниз.
Лежит меж грядок, Золотая голова
Зелен и сладок. Велика, тяжела.
(Огурец.) Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка
Как на нашей грядке (Тыква.)
Выросли загадки- Сидит девица в темнице,
Сочные, да крупные, А коса на улице.
Летом зеленеют, осенью краснеют.
(Помидоры.) (Морковка.)
Далее дети подходят к мольберту, где висит картина. Воспитатель задает вопросы по сюжету картины. Дети исправляют ошибки, дополняют, говоря полным ответом.
— Верно ли, что кошка под скамейкой? Кто на скамейке, а кто - над скамейкой? Дополнительно можно поставить вопрос :
Что или кого вы хотели бы еще подрисовать?
Где бы вы, например, нарисовали мяч, бабочку, грибок и т. п.? Дети предлагают свои варианты.
II. Закрепление представлений о сложении групп предметов.
После дети проходят на свои места, садятся (работа по тетради)
Буратино дали задание: Сложить картинки из первого и из второго мешка. Давайте ему поможем. Из каких предметов состоит первая часть. (Цветок и флажок.)
Назовите вторую часть. (Рыбка.)
Что получится в сумме, когда мы сложим обе части? Нарисуйте целое. (Цветок, флажок, рыбка.)
Изменится ли целое, если поменять части местами? (Дети высказывают свои предположения.)
Давайте проверим. Что мы теперь нарисуем в первом мешке, во втором? (Теперь первая часть - рыбка, вторая - цветок и флажок.)
Какая получилась сумма? Что вы заметили? ( Получилось то - же самое: рыбка, цветок и флажок. Если части меняются местами, целое не изменяется.)
Затем дети из фигур геометрического лото выкладывают первую часть, вторую часть, целое, а опираясь на то, что только - что делали.
Выполнение упражнений за планшетным компьютером.
Физкультминутка: «Отгадай последнее слово».
Дети выходят на ковер.
Ребята, вы должны отгадать последнее слово и изобразить его.
Белокрылые хозяйки От зубатых щук таясь
Над волной летают. Стороной проплыл.
(чайки) (карась)
Развитие наблюдательности, внимания, речи.
Дети подходят к доске, где развешаны рисунки с изображением Буратино. Дети рассматривают все рисунки до мельчайших подробностей.
К какому выводу вы пришли? Какой рисунок в точности повторяет первый Рисунок? (Рисунок во второй строке, расположенный посередине). Для обоснования своего ответа, дети называют признаки, отличающие все другие рисунки от первого рисунка (раскраска колпачка, помпон вместо кисточки на шапочке, спинка стула, клякса на носу.)
Итог занятий.
Чем сегодня занимались? Что узнали нового? Что Вызвало затруднение?