Бережная Марина
Конспект занятия продуктивной деятельности по лепки в старшей группе «Гжельская посуда»
▼ Скачать
Тема: «Гжельская посуда».
Цель: учить украшать посуду плоским и рельефным орнаментом.
Задачи:
Образовательные: Учить лепить посуду по мотивам гжельских керамических изделий. Закрепить умение использовать знакомые способы лепки посуды : ленточный, жгутиковый, комбинированный.
Публикация «Конспект занятия продуктивной деятельности по лепки в старшей группе „Гжельская посуда“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Лепка, пластилин
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Лепка, занятия с пластилином
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: Развитие чувства композиции, умения красиво располагать узор на объемной плоскости. Развитие у детей интереса к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
Воспитательные: Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров.
Методы и приё мы: художественное слово, беседа, рассказ, пояснения, показ, поощрения, уточнения, подсказ, вопросы.
Предварительная работа: На кануне занятия познакомить детей с промыслом гжельских мастеров. Рассматривание украшений на различной посуде, беседа о посуде, рассматривание с детьми изделий и иллюстраций с изображением изделий Гжельской посуды (кувшинов, молочников, кружек, сахарниц, блюдец, чайников, самоваров).
Материалы, оборудование: пластилин, доски, стеки, печатки, салфетки, картинки с изображением гжельской посуды.
Ход:
В: Приглашаю вас в круг радости. Предлагаю взяться за руки и улыбнуться друг другу. Какое у вас сегодня настроение?
Д: Хорошее, отличное, веселое, радостное!
В: Замечательно! Ребята, когда я сегодня шла в детский сад, ко мне подошел почтальон и попросил передать письмо детям из «Смешарики» группы. (Читают письмо) «Здравствуйте ребята вам пишет гжельский мастер, я хочу устроит у вас выставку гжельской посуды, но я не успеваю сделать посуду помогите сделать мне её»
В: Ну что поможем мастерам?
Д: Да!
В: Ребята а вы знаете как выглядит гжельская посуда?
Д: Да!
В: А вы хотите узнать её историю появления?
Д: Да!
В: Тогда закрываем глазки, представили, что вы попали в сказку. Глазки открываются и сказка начинается!
сказка начинается.
-В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы стоит
деревенька Гжель. Давным-давно жили там умелые мастера. Нашли они в
своей сторонушке глину белую и стали лепить из нее разную посуду, и
расписывать ее узорами из синих цветов, капелек, полос, веточек. Каждый
мастер стал умение свое показывать.
деревенька Гжель. Давным-давно жили там умелые мастера. Нашли они в своей сторонушке глину белую и стали лепить из нее разную посуду, и расписывать ее узорами из синих цветов, капелек, полос, веточек. Каждый мастер стал умение свое показывать. Один мастер слепил чайник, на крышке петух красуется. Другой мастер услышал сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылепил сказочный город с башенками и церквушками. Третий мастер еще лучше придумал: слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной, улыбается рыбка, хвостом помахивает. Лепили гжельские мастера и животных, и птиц разных. Занятно сделан петух с пышным хвостом, бычок, гордый конь, ласковая кошка, никому не страшен такой лев, он немного смешной. Делают гжельские мастера и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они сверху донизу цветами, а на самую макушку петушок забрался, так и кажется, что сейчас прокукарекает: «Спать пора». У каждого есть свой узор любимый, в каждом отражается сторонушка родимая. Ее трава шелковая, ее цветы весенние. И мастерство волшебное достойно восхищения. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получилась роспись.
В:Давайте вместе рассмотрим гжельскую посуду?
Д: Давайте (дети с воспитателем рассматривают иллюстрацию гжельской посуды)
В: Почему гжель называют сине-голубой?
Д: Потому что расписывается сине-голубыми цветами!
В: Какими узорами украшена посуда?
Д: Цветы, веточка, бордюр.
В: Из каких элементов состоит цветок?
Д: Серединка и лепестки.
В: На что похожи лепестки?
Д: На капельки.
В: Ребята, я тоже захотела поучаствовать в выставке и тоже слепила чашки, давайте их рассмотрим. (рассматривание)
В: Чем они похожи?
Д: Есть дно, стенки, украшения и ручка
В: Чем отличаются?
Д: Ручками и украшениями!
В: Давайте с вами рассмотрим повнимательнее ручки, все они слеплены по разному. Понравились ли вам мои чашки?
Д: Да!
В: Хотите из гжельской посуды слепим чашку?
Д: Да!
В: Хорошо! А лепить мы ее будем кольцевым налепом. Я беру белый пластилин делю на три части. 1 часть для дна, 2 часть будет самой большой для стенок. И 3 часть для ручки. Для дна я раскатываю шар, затем сплющиваю его, получается диск дно. Диск должен быть не большим и не совсем тонким. Теперь беру самый большой кусочек, открываю от него кусочек и раскатываю его, получается валик, и этот валик я должна уложить вокруг диска-дна. И так я буду лепить еще несколько валиков, но так чтобы один был длиннее другого.
В: А вот ручку вы будете лепить сами. А теперь закройте глаза и представьте чашку которую вы бы хотели слепить, но самое главное представьте какая у вас будет ручка и украшения.) Затем как сделали форму чаши пальцами замазываем валики в одну сплошную форму. Затем будем украшать нашу чашу гжельскими розами. Чтобы сделать серединку цветка. Берём шарик и прижимаем (расплющить) его в центре изделия. Затем чтобы сделать лепестки-капельки. Берем пластилин катаем шарик потом из шарика делаем овальную форму, раскатывая его прямыми движениями пальцев рук. Затем с одной стороны прищипываем получилась капелька. Эту капельку размещаем на посуде и расплющиваем. Чтобы сделать бордюр нужно сделать маленькие шарики и разместить их по краю посуды и расплющивая располагая их равномерно. Вот и готова наша чаша.
Д: Какая красивая чашка!
В: А теперь давайте отдохнем:
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так –
Головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так –
Дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)
И вразвалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так
И из речки воду пили (Наклоны вперёд)
А ещё они плясали!
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так
Кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
Вот болотце на пути!
Как его нам перейти?
Прыг да скок!
Прыг да скок!
Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)
В:Ну а теперь вы можете приступить к работе.
(Самостоятельная деятельность детей. По необходимости помогаю, слежу за посадкой и осанкой детей)
В: Какой росписью вы сегодня расписали чашу?
Д: Гжельской росписью!
В:Нравится она вам?
Д: Да!
В: Понравилось ли вам быть мастерами?
Д: Да!
В: Мне очень понравилось как вы сегодня занимались и какой замечательный получились чаши! Вы самые лучшие мастера! Мы после занятия сделаем выставку сервиза. Предлагаю вам, нашу выставку назвать?
Д: Небесная сказка
В: Ребята мне пришла посылка из подмосковного села Гжель, гжельские мастера прислали вот такую красивую шкатулку из настоящего фарфора. А в ней конфеты так и называются Васильковая гжель. Я вас всех угощу! А сейчас предлагаю намыть руки, убрать рабочее место за собой и будем угощаться конфетами