Светлана Савина
Конспект занятия познавательного развития с детьми средней группы «Путешествие в прошлое кресла»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Дать детям понятие о том, что человек создаёт предметы для своей жизни. Побудить детей к пониманию назначения предметов домашнего обихода (табурета, стула, кресла); Научить ориентироваться в прошлом кресла.
Развивать ретроспективный взгляд на предметы и интерес к рукотворному миру.
Используемый материал: Предметные картинки с изображением: камня, бревна, пенька, скамейки, табурета, стула, кресла; предметы для экспериментирования: как образец – камень, небольшое бревно, 2 пенька, скамейка, табурет, стул, по возможности – кресло; шкатулка с картинками о предметах прошлого времени, картинки с предметами, сделанными руками человека.
Публикация «Конспект занятия познавательного развития с детьми средней группы „Путешествие в прошлое кресла“» размещена в разделах
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, обратите внимание, на чём вы сидите?
Дети: На стуле.
Воспитатель: А на чём я сижу?
Дети: На кресле.
Воспитатель: А хотите узнать, каким был стул и кресло в далёком прошлом? Было ли раньше кресло?
Дети: Да!
Воспитатель: Когда-то давно, много – много веков и лет назад люди жили в пещерах, прятались от холода, носили шкуры зверей вместо одежды. В пещерах можно было спрятаться от дождя, ветра, холода. Люди разжигали костры, готовили пищу, грелись около огня. А сидели они на камнях, вот таких (картинка)
Камни часто были холодными, и людям было неудобно на них сидеть. Однажды уставшие охотники присели в лесу на упавшее дерево. Отдохнув, они обратили внимание на бревно, вот такое (картинка)
Люди поняли, что дерево не остывает, а наоборот, нагревается под ними. Они принесли бревно к костру. Дети, давайте сядем на бревно и посмотрим, удобно ли будет нам сидеть на нём? (дети садятся на бревно, обсуждают между собой ощущения, двигают его).
Дети: Бревно шатается, оно низкое, тяжёлое. Сидеть неудобно.
Воспитатель: Но как-то человек нашёл в лесу пенёк, присел на него и понял, что на пеньке удобнее сидеть, чем на бревне. И на нём можно сидеть одному. Вот такой пенёк (картинка)
Воспитатель: Дети, давайте попробуем посидеть на пенёчке (дети по очереди садятся на пенёк). Удобно ли вам сидеть, ребята?
Дети: Нет!
Воспитатель: А что же вам мешает?
Дети: Он шершавый, тяжёлый, плохо стоит на месте, клонится.
Воспитатель: Но шло время, люди стали строить себе жильё, дома. А сидеть дома на брёвнах и пеньках неудобно, вот тогда человек и придумал лавку. Вот она! (картинка)
Лавки были длинные, они стояли вдоль стены и стола, на них можно было посадить несколько человек. Но они были большие, их трудно было передвигать, тяжёлые. Тогда человек придумал табурет, вот такой (картинка)
Воспитатель: Дети, посидите по очереди на табурете. На чём удобнее сидеть : на пеньке или табурете? А почему? (ответы детей)
Дети: Табурет гладкий, хорошо стоит на месте.
Воспитатель: Да, табурет устойчивый, прочный. А из каких частей состоит табурет?
Дети: Из ножек, сиденья
Воспитатель: Вот если долго сидеть на табурете, устаёт спина, поэтому человек решил приделать к табурету дощечку и получился стул со спинкой. Вот такой! (картинка)
Воспитатель: Дети, сядьте ровно на своём стуле, прислонитесь к спинке. Удобно вам сидеть?
Дети: Да!
Воспитатель: Как вы думаете, какие бывают стулья?
Дети: Большие и маленькие, для детей – детские.
Воспитатель: А чем отличается стул от табурета?
Дети: У стула есть спинка.
Воспитатель: А что у них общего?
Дети: Есть сиденье, 4 ножки
Воспитатель: На чём удобнее сидеть, на табурете или на стуле?
Дети: На стуле, потому что у стула есть спинка
Воспитатель: А теперь мы немного отдохнём и сделаем минутку – разминку.
«Мы становимся всё выше (руки через стороны вверх)
Достаём руками крыши (тянем руки вверх)
На носочках поднимись (поднялись на носочках)
И до солнца дотянись» (тянемся вверх)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть с нашей волшебной шкатулкой. Игра называется «Собери пару»
( цель игры: учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов, развивать ретроспективный взгляд на предметы; различать природный и рукотворный мир)
Воспитатель: в нашей волшебной шкатулке лежат волшебные картинки с изображением предметов прошлого времени, а на столе – картинки с изображением предметов в настоящем времени, такими как они выглядят сейчас (воспитатель предлагает детям по желанию доставать картинку из шкатулки, назвать, что изображено и найти на столе картинку предмета современного мира, сделанного руками человека или природы, составляя пару по функциям. Например, пень – кресло. Ребёнок должен обосновать свой выбор)
___
Природный мир/Рукотворный мир
лист/тарелка
шкура/платье
пень/кресло
палочки/ложка
лошадь/машина
___
Воспитатель: Дети, скажите, на чём человек сидел в пещере?
Дети: На камне.
Воспитатель: Верно, на камне. А потом на чём?
Дети: На бревне.
Воспитатель: А что потом человек нашёл в лесу?
Дети: Пенёк.
Воспитатель: На пеньке было неудобно сидеть, что затем человек создал своими руками?
Дети: Лавку.
Воспитатель: А после чего получился стул? Что человек для удобства придумал?
Дети: Табурет, человек сделал спинку к табурету, тогда получился стул.
Воспитатель: Я сидела на кресле, тогда зачем человеку понадобилось кресло? Как вы думаете? Чем оно удобнее?
Дети: Оно мягкое, большое, широкое. В нём можно отдыхать, даже спать.
Воспитатель: Вот какую интересную историю мы сегодня узнали.
Кому мы должны сказать спасибо за удобные предметы, которые служат нам и дома, и в детском саду?
Дети: Человеку
Воспитатель: Верно, человек своими руками создавал эти предметы для удобства, много думал, что будет лучше. Они до сих пор служат нам, в будущем и вы создадите предмет, который будет ещё лучше кресла, стула.