Айгуль Суеркулова
Конспект индивидуального занятия с детьми дошкольного возраста по постановке звука [Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Научить ребенка правильно произносить звук Ш
2. Развивать артикуляционную моторику.
3. Развивать фонематический слух.
4. Развивать речевое дыхание.
5. Развивать мелкую моторику.
6. Развивать психические процессы
Материал:
Зеркало, картинки с изображением ужа, лягушонка, утенка или игрушки, картинки-символы звука Ш и артикуляционных упражнений («Лягушонок», «Утенок», «Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варенье», ватный шарик, карандаш, лист бумаги в клетку
Ход занятия:
1. Сказка
Публикация «Конспект индивидуального занятия с детьми дошкольного возраста по постановке звука [Ш]» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
«… Жил – был добрый уж Жужа. Заболело у него горло, да так сильно, что он перестал шипеть. Отправился он к Доктору Айболиту за помощью. По пути Жужа встретил лягушонка Ква( «Лягушонок») и утенка Кря («Утенок»). Они пригласили Жужу к себе в гости на блины («Блинчик») и чай с вареньем («Вкусное варенье»). Малиновое варение лежало в красивой чашечке («Чашечка»). Жужа рассказал друзьям о том, что с ним приключилось, поблагодарил за угощение, и пополз дальше. По пути на нос Жуже с дерева опустился листик, он стал дуть на него («Фокус»). Уж так увлекся, что и не заметил, как дополз. …»
Упр. «Лягушонок»
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти.
Упр. «Утенок»
Цель:выработать движение губ вперед.
Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти.
Упр. «Блинчик»
Цель: расслабить мышцы языка.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».
Упр. «Вкусное варенье»
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз.
Упр. «Чашечка»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму чашечки.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край на нижнюю губу, а потом поднять края языка, чтобы получилась чашечка.
Упр. «Фокус»
Цель:вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
3. Постановка звука Ш механическим способом.
Цель: научить правильно произносить звук Ш.
Положить на нижние зубы ребенка шпатель, на него ребенок положит язык. Попросите изобразить, как чихал больной уж – постучать кончиком языка по верхним альвеолам, произносить звук [Ч]. При этом он должен сильно и непрерывно дуть на кончик языка. Затем «уж перестает чихать» и по дольше тянет звук [Ч] который преобразовывается в звук Ш
Вот и вылечил доктор Жужу. Он пополз и зашипел Ш – Ш — Ш –Ш – Ш — Ш — Ш.
4. Уточнение артикуляционного уклада
-Широкий кончик языка поднят вверх;
-Губы округлены и немного вытянуты вперед
-Расстояние между зубами 2-3 мм
5. Игра «Хлопни, когда услышишь звук Ш»
Логопед произносит звуки : ш, ш, ж, ж, ж, ш… .и т. д.
6. Графический диктант «Нарисуй дорожку, по которой полз Жужа»
Цель: развивать внимание, мышление, ориентировку на листе бумаги в клетку, мелкую моторику рук.
7. Итог. Чем сегодня занимались? Чему научились?
ема: Постановка звука [Ш] Цели : воспитание воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, формирование артикуляционного уклада звука «ш», дифференциация названий овощей, фруктов, практическое образование существительных суффиксальным способом, развитие словесно-логического мышления, развитие мелкой моторики пальцев рук. Оборудование: ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см, пособия для артикуляционной гимнастики, профиль артикуляции звука «ш», набор опорных схем, настольное зеркало, картинки-символы неречевых звуков, муляжи овощей, фруктов, пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук. 1. Организационный момент. - Здравствуй! Сейчас у нас с тобой логопедическое занятие. На этом занятие мы будем учиться произносить звук «ш». Скажи правила работы на занятии : глаза смотрят и все видят, уши слушают и все слышат, голова думает, а руки помогают. Отлично! 2. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи. - Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами. - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ. - А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх. 3. Развитие артикуляторногопраксиса. - Чтобы язык был сильным, правильно произносил все звуки, нужно каждый день выполнять артикуляционную гимнастику. Тимофей, давай поупражняем твой язык. - Посмотри на картинку. Что это? Правильно, трубочка. Давай, превратим твои губы в трубочку. Улыбнись, сомкни зубы, вытяни губы вперед. Умница! А теперь смотри в зеркало, держи трубочку под счет до 10. - Посмотри на картинку. Догадайся, какую артикуляционную гимнастику будем выполнять теперь? Правильно! Давай сделаем чашечку из языка. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними. Замечательно! А сейчас давай посоревнуемся, кто дольше продержит чашечку. - Представь, ты ел вкусное клубничное варенье, оно у тебя осталось на верхней губе. Улыбнись, оближи «чашечкой» верхнюю губу сверху вниз. Я буду читать стихотворение, а ты выполняй упражнение: очень вкусное варенье, жаль осталось на губе, язычок я подниму и остатки оближу. Молодец, с каждым днем у тебя получается лучше! 4. Формированиеа артикуляционного уклада звука [Ш]. - Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш». (Логопед предлагает ребенку профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настольное зеркало). - Покажи, где кончик, спинка, корень языка, нижние, верхние резцы, преграда. Хорошо! - А это шина, послушай, как выходит воздух из проколотой шины: ш-ш-ш. На какие неречевые звуки еще похоже звучание «ш». Правильно, на шипение рассерженного гуся, шипение змеи, на шелест листьев. Послушай еще раз звук : ш-ш-ш. На что похожи губы при произнесении звука? Молодец! Найди карточку-символ «трубочка». - А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш». (Логопед произносит звук и демонстрирует ладони, сложенные чашечкой). Найди карточку со стрелкой, направленной вверх. Умница! - А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта. Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая. Найди картинку-символ. - Давай поупражняем твой язычок. Сделай «чашечку», убери «чашечку» за верхние зубы, округли губы «трубочкой», подуй на язычок теплым воздухом. Замечательно, у тебя получилась песенка гуся! Давай поиграем с гусем. Произноси песенку гуся, пальчиком проследи дорожки к цыпленку, котенку, мышонку. 5. Дифференциация названий овощей, фруктов, практическое образование существительных суффиксальным способом, развитие словесно-логического мышления - Давай поиграем в игру «Сад-огород». Назови муляжи. Скажи, где растут овощи, фрукты? (Логопед показывает символы). Разложи муляжи на две группы: овощи – в огород, фрукты – в сад. Возьми муляж, назови. Где растет, груша? Что это? Куда положишь грушу? и т. д. - А теперь давай играть в игру «Большой — маленький». Я показываю на муляж овощей и фруктов, называю большой предмет, а ты называешь маленький. Например, яблоко – яблочко. 6. Развитие мелкой моторики пальцев рук. - Назови картинки. Возьми цветные карандаши, выполни точечную штриховку фруктов. 7. Итог, оценка деятельности. - Чему ты научился на занятии? Я горжусь тем, как ты сегодня работал!
Источник: https://logoportal.ru/konspekt-individualnogo-zanyatiya-postanovka-zvuka-sh/.html
Тема: Постановка звука [Ш]
Цель: уточнение артикуляции звука [Ш], постановка звука, уточнение изолированного положения; развитие речевой моторики; развитие фонематического слуха; развитие точных движений кисть руки.
Оборудование: зеркало, предметные картинки, краски, кисть, баночка с водой, бумага, лягушонок, уж, Доктор Айболит.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика – Посмотри у нас сегодня в гостях веселый лягушонок, а это болото, в котором он живет. Давай поможем лягушонку перепрыгнуть с листика на листик. (Ребенок выполняет упр. всеми пятью пальчиками проворачивая кисть влево, вправо)
Прыг, скок, прыг, скок,
Я с листочка на листок,
Я – веселая лягушка,
Ваша милая подружка.
2. Артикуляционная гимнастика. (выполняя арт. гимнастику, красками прорисовывают символы)
Жил – был добрый уж Шурик. Заболело у него горло, да так сильно, что он перестал шипеть. Отправился он к Доктору Айболиту за помощью. По пути Шурик встретил нашего веселого лягушонка и улыбнулся «Улыбка». Лягушонок держал в лапках рупор «Рупор», громко квакал, созывая лягушат на блины «Блинчик» Конечно Квак пригласил и ужа. Они пили чай с вареньем «Вкусное варенье». Яблочное варение лежало в красивой чашечке «Чашечка». Шурик рассказал лягушатам о том, что с ним приключилось и его услышало солнышко. Солнышко протянуло свой лучик, и сказала: «Раскрась его волшебной желтой краской, он тебе и покажет дорогу к Доктору Айболиту». Уж так и сделал. Потом поблагодарил всех за помощь, сел на лошадку, поскакал «Лошадка». По пути на нос Шурику, с дерева опустился листик, он стал дуть на него «Фокус». Уж так увлекся, что и не заметил, как доехал.
«Улыбка» (полоска)
«Рупор» (волна)
«Блинчик» (круг)
«Вкусное варенье» (вертикальные полоски)
«Чашечка» (полукруг)
«Маляр» (зигзаги)
«Лошадка» (тычки)
«Фокус» (спираль)
3. Постановка звука механическим способом.
Положить на нижние зубы ребенка карандаш, на него ребенок положит язык. Попросите изобразить, как чихал больной уж – постучать кончиком языка по верхним альвеолам, произносить звук [Ч]. При этом он должен сильно и непрерывно дуть на кончик языка. Затем «уж перестает чихать» и по дольше тянет звук [Ч] который преобразовывается взвук [Ш].
Вот и вылечил доктор Шурика. Он пополз и зашипел Ш – Ш — Ш –Ш – Ш — Ш — Ш.
(ребенок схематически изображает, как ползет уж)
4. Уточнение артикуляции.
В каком положении находятся губы?
В каком положении находятся зубы?
Где находится кончик языка?
Где находятся края языка?
Какая струя воздуха выходит изо рта?
5. Упр. «Чудесная поляна» На столе лежат предметные картинки, ребенок должен нарисовать по точечному контуру только те, в названии которого есть звук [Ш]. Обводя контур, ребенок длительно произносит звук [Ш].
Шар, зонт, мышка, жук, кошка, сумка, машина.
6. Итог занятия.
Положительная оценка деятельность ребенка.