Ирина Лоскутова
Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Научить ребенка правильно произносить звук Ш
2. Развивать артикуляционную моторику.
3. Развивать фонематический слух.
4. Развивать речевое дыхание.
5. Развивать мелкую моторику.
6. Развивать психические процессы
Материал:
Зеркало, картинки с изображением ужа, лягушонка, утенка или игрушки, картинки-символы звука Ш и артикуляционных упражнений («Лягушонок», «Утенок», «Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варенье», ватный шарик, карандаш, лист бумаги в клетку
Ход занятия:
1. Сказка
Публикация «Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
«…Жил – был добрый уж Жужа. Заболело у него горло, да так сильно, что он перестал шипеть. Отправился он к Доктору Айболиту за помощью. По пути Жужа встретил лягушонка Ква( «Лягушонок») и утенка Кря («Утенок»). Они пригласили Жужу к себе в гости на блины («Блинчик») и чай с вареньем («Вкусное варенье»). Малиновое варение лежало в красивой чашечке («Чашечка»). Жужа рассказал друзьям о том, что с ним приключилось, поблагодарил за угощение, и пополз дальше. По пути на нос Жуже с дерева опустился листик, он стал дуть на него («Фокус»). Уж так увлекся, что и не заметил, как дополз. …»
Упр. «Лягушонок»
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти.
Упр. «Утенок»
Цель:выработать движение губ вперед.
Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти.
Упр. «Блинчик»
Цель: расслабить мышцы языка.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».
Упр. «Вкусное варенье»
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз.
Упр. «Чашечка»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму чашечки.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край на нижнюю губу, а потом поднять края языка, чтобы получилась чашечка.
Упр. «Фокус»
Цель:вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
3. Постановка звука Ш механическим способом.
Цель: научить правильно произносить звук Ш.
Положить на нижние зубы ребенка шпатель, на него ребенок положит язык. Попросите изобразить, как чихал больной уж – постучать кончиком языка по верхним альвеолам, произносить звук [Ч]. При этом он должен сильно и непрерывно дуть на кончик языка. Затем «уж перестает чихать» и по дольше тянет звук [Ч] который преобразовывается в звук Ш
Вот и вылечил доктор Жужу. Он пополз и зашипел Ш – Ш — Ш –Ш – Ш — Ш — Ш.
4. Уточнение артикуляционного уклада
-Широкий кончик языка поднят вверх;
-Губы округлены и немного вытянуты вперед
-Расстояние между зубами 2-3 мм
5. Игра «Хлопни, когда услышишь звук Ш»
Логопед произносит звуки : ш, ш, ж, ж, ж, ш….и т. д.
6. Графический диктант «Нарисуй дорожку, по которой полз Жужа»
Цель: развивать внимание, мышление, ориентировку на листе бумаги в клетку, мелкую моторику рук.
7. Итог. Чем сегодня занимались? Чему научились?