Татьяна Гетманская
Конспект занятия «Понять друга (мимика, жесты, поза)» старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : развитие навыков невербального общения.
Задачи занятия : помочь осознать, что мимика, взгляд, жесты являются дополнительными средствами выразительности устной речи;
показать роль мимики и жестов в общении;
развивать умение детей понимать язык мимики и жестов других людей; передавать настроение и информацию невербальными сигналами
Материалы: колокольчик, дирижерская палочка, индивидуальные карточки с эмоциями людей.
1. Вступительная часть.
Воспитатель звонит в колокольчик. Подходят дети.
Публикация «Конспект занятия „Понять друга (мимика, жесты, поза)“ старшая группа» размещена в разделах
– Здравствуйте, ребята! А как вы догадались, что я вас зову? Вы правильно меня поняли, молодцы! Значит, даже если люди молчат или говорят на иностранном языке, они всё равно могут понять друг друга. В чём же здесь секрет? Ребята, есть язык, состоящий из слов, а есть язык, состоящий из движений нашего тела. Все мы тоже ежедневно говорим этим языком. Попробуйте изобразить жестами то, что я сейчас произнесу словами: Тишина. Тс-с-с! (Поднести к губам указательный палец)
Иди-ка сюда! (Поманить пальцем или рукой)
Нет! Нет (Покрутить головой из стороны в сторону)
Выслушайте меня! (Поднять вверх руку)
Восхищение чем-либо. (Аплодисменты)
- Тело человека выражает то, какой он сейчас: бодрый или усталый, весёлый или грустный, рассерженный или доброжелательный. И если внимательно понаблюдать за осанкой человека, его походкой, руками, выражением лица, манерой говорить, то можно узнать очень-очень много. Даже больше, чем говорят слова. Хотите научиться языку без слов? Давайте поприветствуем друг друга.
Игра “Обмен приветствиями”.
Цель: развитие умения передавать мимикой и жестами определённую информацию.
Участники встают в два круга лицом друг к другу.
Задание:
• поприветствуйте друг друга только глазами;
• … только головой;
• … только руками;
• … только плечами,
• … только словами.
– Что оказалось для вас труднее: общаться словами или без слов?
- Давайте с вами поиграем в игру “Дирижёр”.
Цель: концентрация внимания, умение понимать невербальные сигналы.
Дирижер поднимает и опускает руки. Чем выше (ниже) руки, тем громче (тише) хлопки.
2. Основная часть.
Сокращение лицевых мышц называется мимикой. Младенец, еще не умеющий говорить, знает «азбуку» лица. Он прекрасно различает мимику взрослых, определяя по ней отношение к себе. Мама улыбнулась, и он широко улыбается в ответ; она нахмурила брови, у ребенка мгновенно появляется настороженность в глазах, кривится ротик. Он готов заплакать. Язык лица называют мимикой. Этот язык без слов может рассказать нам о чувствах и настроении человека.
Игровое упражнение “Угадай эмоцию”.
Цель: развитие умения различать эмоции людей по мимике (радость, грусть, злость, удивление, сердитый человек).
Дети достают из красивого пакета карточки, отгадывают эмоцию и называют её. Остальные анализируют, правильно ли отгадана эмоция.
Физкультминутка. “Страус Кукки”.
(Мимику и жесты мы используем, чтобы в нашей разминке рассказать о забавном страусе).
Страус Кукки встал с постели,
Поразмял свои бока,
Поразмял себе и шейку,
Словно длинную линейку.
Поворочал головой –
Вправо, влево:
Что с тобой?
Перья в стороны торчат,
Ноги что-то не стоят.
Потянулся клювом к луже,
Заглянул туда поглубже.
Посмотрел и так, и сяк,
А прическа – кавардак!
Это можно все поправить:
Перышки слегка пригладить,
Выпрямить осанку, заварить овсянку,
Сладко потянуться и просто улыбнуться!
Игра “Зеркало” (в парах).
Цель: развитие внимательности, умения действовать согласованно, подражая друг другу; быть ведущим и ведомым.
Дети по очереди играют роль “обезьяны” и “зеркала” : когда обезьянка смотрится в зеркало, зеркало повторяет движения обезьянки. По сигналу дети меняются ролями. При обсуждении каждый говорит, какую роль ему было легче выполнять.
Упражнение “Руки”.
Цель: развитие произвольности внимания, навыков невербального общения.
Дети образуют пары и в течение нескольких минут изучают руки друг друга (рассматривают, ощупывают с открытыми, закрытыми глазами) : размер, форму, другие особенности, пытаясь запомнить. Потом собираются в общий круг. Выбирается ведущий, он закрывает глаза. “Слепой” пытается с закрытыми глазами найти руки “своего” партнёра. И так каждый. В конце дети делятся своими впечатлениями.
3. Заключительная часть.
Упражнение “Пирамида любви”.
Цель: активизация положительных чувств к миру, людям, друг другу.
– Каждый из нас кого-то любит. Но необязательно словами выражать свою любовь, можно и руками, с помощью жестов. Давайте построим “пирамиду любви” из наших рук. Каждый назовёт что-то любимое и положит свою руку.
Рефлексия занятия.
– Мне очень хочется услышать, что интересного вы сегодня узнали, чему научились.
Кто мне скажет, с помощью чего, помимо слов, можно общаться друг с другом?
- Понравилось вам занятие? Покажите это при помощи мимики и жестов.
– Сейчас всем на прощание я скажу : “До свидания!” Благодарю.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Рылеева Е. В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4- 6 лет. -3-е изд. -М. : Айрис-пресс, 2004.
2. Белухин Д. А. Основы личностно- ориентированной педагогики---М. -Воронеж,1996.
3. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать. М., 1998.
4. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов. – СПб., 2001.
5. Лабунская В. А. Невербальное поведение. – Ростов - на - Дону, 1986.
6. Межличностное общение: Учебник. – СПб., 2001.
7. Межличностное общение: Хрестоматия. – Пб., 2001.
8. М., Холл Д. Невербальное общение. Мимика, жесты, движения, позы и их значение. – М. : Прайм- Еврознак. – 2007, 512 с.