Бацинко Элина
Конспект занятия по ЗКР «Звуковая культура речи: звуки [З] и [З’]»
▼ Скачать + Заказать документы
«Звуковая культура речи : звуки «З» и «Зь»
Задачи:
Образовательные:
Упражнять детей в произношении звука З-зь, в слогах и словах;
Учить произносить звук З твердо и мягко.
Различать слова с этим звуком.
Развивающие:
Развивать фонематический слух.
Учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук.
Публикация «Конспект занятия по ЗКР „Звуковая культура речи: звуки [З] и [З’]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать речевое внимание.
Совершенствовать интонационную выразительность.
Воспитательные:
Воспитывать звуковую культуру речи.
Обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Оборудование: Иллюстрация поляны, звуки «полянки», игрушка
комаров, картинки предметов для Д/и,листочки для дых. гимнастики.
Мотивация: помочь комарику встретиться с мамой
Ход занятия:
Эмоциональный настрой:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Ребята,поздороваемся с нашими гостями
Воспитатель : Но сейчас мы с вами закроем глазки и представим что мы на лесной полянке (включить звуки полянки)
Воспитатель: -Ребята, вот мы с вами очутились на чудесной полянке. Как много разных звуков живет здесь : «ш-ш-ш»- шумит ветер, «ж-ж-ж»- жужжат жучки.
Ребята,а какое сейчас время года (назвать признаки осени)
Вы говорите о ветре,какой бывает ветер (сильный или слабый)
Дыхательная гимнастика: (на ниточках листочки)
Дует сильный ветерок
Закачался наш листочек. (дуют мальчики)
Дует слабый ветерок
Отдыхает наш листок (дуют девочки)
Подул очень сильный ветер (дуют вместе)
-Ой, смотрите кто же это?
Вдруг откуда – то летит,
Наш дружок комарик,
Что-то он совсем молчит
Маленький товарищ.
Воспитатель достает игрушку: комар маленький.
Осень, стало холодно и комарик простудил горлышко. Все насекомые попрятались, а комарик не может найти свою маму, не может её позвать.
Как вы думаете, мы сможем помочь комарику?
Дети : Да
-Ребята, вы любите отгадывать загадки?
Тогда слушайте внимательно.
-Если б не было его,
Не сказали б ничего.
-Что это? Угадали?
Правильно это наш язычок.
-Ребятки, как вы думаете для чего нужен язык?
-Где находится язык?
-Что еще находится во рту?
-Как работает язычок, покажите.
Прежде чем позвать маму комарика нам надо сделать гимнастику для губ и языка. - Когда мы произносим звук «з», губы улыбаются, а язык прячется за нижними зубами, упираясь в них.
Поэтому мы с вами сейчас будем улыбаться, а ещё вытягивать губы трубочкой, как хоботок комара.
Артикуляционная гимнастика
«Улыбка», «Трубочка».
Горлышко – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить. (положите руку на горло и пропойте песенку комара)
Игра:
-Послушайте какую звонкую песенку поет большой комар «з-з-з-з», его песня громкая, твердая. (мальчики произносят звук)
-А маленький комарик поет мягко, тихо «зь-зь-зь-зь».(девочки произносят звук)
Потом предложить детям произнести звук индивидуально
-Давайте с вами споем песенку большого комара, а теперь маленького. Похожи их песни? А чем отличаются?
-Правильно звуки «з» и «зь» похожи, но и отличаются, звук «з» твердый как в песенке большого комара, а звук «зь» мягкий, как в песенке маленького комарика.
-Давайте еще раз споем песенки комариков.
Восп. – Ребята, нашу песенку услышала мама комарика и прилетела к нам.
Воспитатель показывает большого комара- поют звук «з», показывает маленького комара-поют звук «зь»
-Ребята, комарики предлагают с ними поиграть.
Дидактическая игра «Прятки со звуком»
Звуки «З» и «зь»спрятались в словах, я вам буду их называть, а вы если услышите звук «зь», должны хлопнуть в ладоши; а если услышите звук «з»- топните ногой.
Слова: зонт, зуб, зима, завод, зелень, земля, зяблик, зернышко, вокзал.
-Молодцы, какие вы внимательные.
Воспитатель: А теперь мы с вами немного отдохнем,наша любимая физминутка
По ровной дорожке, шагаем дружно мы.
(Дети идут на месте)
Раз-два, раз-два,
Вот попалась нам трава,
Теперь подпрыгнем мы немножко
(Прыгают на месте)
Дидактическая игра «Домик для звуков». Посмотрите, а что это у нас лежит на столах. Давайте пройдем к столу и посмотрим.
На столах у детей разложены карточки с изображением предметов, в названии которых присутствует звук «з» или «зь».
- Перед вами лежат карточки с изображением разных предметов. Комарики перепутали эти предметы и не знаюткакая картинка маленького комарика,а какая большого комарика - мамы. Поможем им? У нас есть два домика (нарисованы на доске, те предметы в названии которых есть звук «з»живут у большого комара, а в названии которых есть звук «зь», у маленького комара. Вам надо будет взять карточку, громко, четко произнести название предмета, так чтобы мы слышали какой же звук в слове «з» или «зь» и отнести комарикам.
Слова: «з» -зонт, замок, ваза, таз, кукуруза.
«зь»- корзина, зеркало, зебра, зефир, газета.
Назовите слова в которых звука З нет? (собака, дерево, лиса)
Давайте ещё раз проговорим эти слова? (Заяц, зубы, зонт, зебра, зеркало, зима)
-Молодцы, вы отлично справились и все предметы оказались на своих местах.
Воспитатель. Сегодня мы с вами разучим чистоговорку «Коза».
Скажите, а в слове коза есть звук З? (Да)
какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)
За-за-за-за-за
Прибежала к нам коза,
Зы-зы-зы-зы-зы
Ой беда у той козы,
Зо-зо-зо-зо-зо
И поют козлята зо,
Зу-зу-зу-зу
Надо выручить козу.
Рефлексия.
Воспитатель
- Ребята, с кем мы повстречались на полянке? .
-Ребята,а мы помогли встретиться комарику с мамой?
- Ребята, скажите какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь)