Лучший педагог года

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительный песок»

Ольга Чикунова
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительный песок»

Конспект занятия ОО «Познавательное развитие»

для детей старшей группы

по экспериментированию по теме «Удивительный песок»

Цель: познакомить детей с песком, с его происхождением, составом, свойствами через опытно- исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей со свойствами песка; -уточнить знания о том, что песок не живая природа; -показать значение его в жизни человека. -учить лепить из песка сердце.

Развивающие:

- развивать способность и навыки работы с мокрым и сухим песком; -развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; -закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, лупой; -развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; -активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;-стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитательные:

- вызвать интерес к исследовательской деятельности; -воспитывать бережное отношение к песку; -воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.

Используемые материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация «Удивительный песок», баночки с песком закрытые крышкой, стаканы с водой, ложечки, лупы,формочки, коктейльные трубочки, формочки, одноразовые тарелочки, сито, ящики с пеком, кисточки, корзина.

Словарная работа: гигроскопичность.

Предварительная работа:

- беседа о свойствах песка; -Рассматривание фотографий, иллюстраций, детской энциклопедии; -Чтение художественной литературы; -Наблюдения и игры на прогулках.

Ход занятия.

Организационный момент:

Становись сегодня в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(На экране звучит музыка и появляется фея). Дети стоят полукругом. Держаться за руки и смотрят на экран.

Голос с экрана: -Здравствуйте, уважаемые дети. Я фея добра. Люблю, когда дети друг с другом дружат, не ссорятся, никого не обижают. Смотрю, я на вас и радуюсь какие вы хорошие детки так хочется вам пожелать счастья и добра.

Воспитатель: -Ребята, нам Фея, пожелала добра. А что пожелаете вы Феи?

Ответы детей:

- Я желаю радости.

-Я желаю удачи.

- Я желаю всем солнечного дня.

- Я желаю здоровья.

- Я желаю много друзей.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что сейчас вы разговаривали на языке доброты? (ответы детей)

(в разговор вступает Фея):

Фея: - Доброта живет на свете,

Радуются взрослые и дети.

-Но вот в одной сказочной стране доброта исчезла. Послушайте, что случилось.

(Фея приглашает присесть на подушки и начинает свой рассказ).

В далекой Песочной стране родился маленький Песочный принц. Три добрые феи (мои подружки) решили сделать ему подарок: одна дала красоту, другая- мудрость, третья – доброе сердце. Но как только она хотела подарить принцу сердце, поднялась песчаная буря, (на экране появляется буря и забирает сердце) выхватила сердце из рук феи и унесла далеко в пустыню. Шло время. Принц вырос, стал править Песочной страной. (на экране появляется злой принц).

Но без доброго сердца он не мог править по - доброму. Жители страны устали так жить, постоянно испытывая страх перед принцем. И вот теперь в этой стране царит страх. Вы ребята помогите доброе сердце принца разыщите.

Воспитатель: - Нам нужно, песочному принцу найти его доброе сердце, и тогда радость поселиться в Песочной стране! Но пустыня огромная. сумеем ли мы там отыскать сердце?

Игра: «Что спрятано под песком»

(2 ящика с песком, кисточки, в песке спрятаны картинки, 2 стола).

Воспитатель: - Ребята, вам сейчас нужно разделиться на две команды, взять кисточки, подойти к ящикам с песком, которые стоят на столах и очень аккуратно расчистить песок с помощью кисточек от середины к краям.

- Что вы нашли? (картинки)

- А что изображено на картинках? (лаборатория)

-А что такое лаборатория? (Это специальный кабинет, где проводят исследования, где ставят опыты, что-то изобретают, создают).

- Молодцы, все верно. А для чего нам нужна лаборатория? (Там мы сможем сделать доброе сердце для нашего принца).

-А как вы думаете раз принц из Песочной страны, и сам он из песка, то сердце у него из чего состоит? (из песка)

- Значит из чего мы будем делать ему сердце? (Из песка).

Воспитатель: Нам нужно пройти в лабораторию. Но попасть туда не так- то просто, сначала мы пройдем через густой лес, затем пройдем по пустыне и только потом мы окажемся в лаборатории.

Фея: -Готовы к испытаниям? (да)

-Тогда в добрый путь! (на экране появляется густой лес).

Воспитатель: - Как здесь темно!. Через деревья нам не пробиться! Но нам нужно идти! Наклонитесь, отводите руками ветки деревьев в стороны, придерживайте их, чтобы они не ударили идущего позади вас товарища. Не отставайте друг от друга. Смотрите, впереди уже свет. Неужели мы прошли эти заросли?

Воспитатель:- Ребята, куда мы попали? (ответы детей) (И одновременно на экране появляются зыбучие пески).

- Да. Это болото с зыбучими песками. Как же нам его пройти, (ответы детей)

- Правильно, надо высоко поднимать ноги. Давайте за руки возьмемся и высоко поднимая ноги, попробуем преодолеть болото.

- Ой, какой сильный ветер! Он толкает нас в спины, из стороны, в сторону, мы качаемся, будто тоненькие деревья. Но ничего, мы сильные и смелые, справимся!

-Какие молодцы, Нам ни чаща, ни зыбучие пески все ни почем!

- Что это? (ответы детей- пустыня). (На экране появляется пустыня)

- Да, точно!. Пустыня! Что я вижу? Мираж?

Дети: Это волшебная лаборатория.

Воспитатель: Наконец- то пришли. Но на двери вести замок. Нужно его открыть. Давайте попробуем (дети пробуют открыть).

Воспитатель: Ребята, дверь не открывается. Наверно мы что-то не так делаем. Смотрите. Под замком записка (эту подсказку нам прислала Фея). : «Замок откроется лишь тогда, когда вы выполните задание. Перед вами корзина, в корзине предметы. Выберите лишь те, которые понадобятся для опытов. Выбранные предметы складывайте на поднос». (Дети ищут в корзине предметы то, что может пригодиться для изучения песка (формочки, ложечки, лупы, и т. д.)

Воспитатель: - Смотрите, замок открылся! Какие вы умнички, значит, вы все правильно сделали.

Проходите в лабораторию. В научных лабораториях работают профессора, великие мудрые ученые и наимудрейшие их помощники. И мы сегодня с вами будем юными исследователями. Коллеги, присаживайтесь за столы, пожалуйста!

И так мы начинаем ставит опыты.

Для первого опыта нам понадобится: лупа. Тарелочка с песком, баночка. Ложечка, формочки.

Опыт №1: «Песчаная буря»

- Рассмотрите из чего состоит песок? (ответы)

Какую форму имеют песчинки? (ответы)

Они похожи друг на друга? (дети берут одноразовую тарелку с песком, берут лупу и рассматривают песок через лупу).

Вывод: песок, состоит из мелких камешков, песчинок, которые имеют разную форму, окраску, размер. Песчинки не похожи друг на друга.

-А теперь наберите в кулачок горсть песка. И выпустите его маленькой струйкой. Что происходит. Легко ли рассыпается? (дети выполняют). (Ответы детей- Песок сыпется легко и рассыпается на песчинки).

Воспитатель: - А теперь проверим, можно ли лепить из сухого песка? (Для этого детям предлагают взять формочки и попробовать сделать из песка предметы). Получается? Держит ли форму?

Вывод: из сухого песка мы не можем делать предметы, даже если будем использовать формочки.

Далее дети проходят к другим столам. На столах стоят стеклянные баночки, в них можно увидеть на дне песок. (банка закрыта крышкой). Дети берут баночку с песком и встряхивают изображая песочную бурю).

Воспитатель: - Что происходит с песком? (ответы- песок может двигаться. При этом создается песчаная буря).

- А из сухого песка мы можем сделать песочное сердце? Нет.

Мы играли с песком, проводили опыты и немножечко устали. Мы сейчас отдохнем и дальше исследовать песок начнем.

Физминутка:

Вот желтая страница (дети шагают на месте)

Пустынная страна (изображают глобус)

Песок по ней кружится (кружатся на месте)

Несется как волна. (изображают руками волны)

Неведомо откуда, неведомо куда. (поворот вправо,- удивление, поворот влево -удивление)

А ветре носит тучи горячего песка (руки вверх, качаем головой)

Идет песок летучий (изображают крылья птицы)

На приступ как войска (шагают как солдатики)

Звенит колокольчик и на экране появляется коробка. Посмотрите, ребята, нам фея прислала вторую подсказку. (На экране появляется коробка, ее необходимо открыть).

Дети подходят к коробке, касаются рукой экрана и коробка открывается. Появляется бутылочка с водой.

Воспитатель: - Для чего нам Фея прислала воду? Как вы думаете? (ответы детей)

- Мы с вами уже выяснили, что из сухого песка мы лепить не можем.

- Для чего нужна вода? (ответы детей). Смочить песок, слепить сердце.

Тогда давайте выполним следующий опыт.

Опыт № 2 «Куда исчезла вода и почему песок мокрый?»

Дети, открывают баночки с песком, наливают в банку воду – полстакана воды. Затем, берут ложечку и мешают (слегка) песок. Что происходит? Дети выполняют задание.

При этом проговаривают. Что вода стала мутной. Песок постепенно опускается на дно банки.

Воспитатель: Песок растворился в воде или нет? (ответы детей).

Делаем вывод: Песок не растворяется в воде.

А теперь возьмите стакан с водой вылейте в тарелочку с песком, затем ложечкой перемешайте.

-Что произошло? Куда исчезла вода? Песок какой он?). Дети трогают песок. (ответы- песок стал мокрый).

- Что можно слепить из мокрого песка? (ответы детей)

А принцу мы можем помочь? Да.

Звенит колокольчик и на экране появляется еще одна коробка.

Воспитатель: Это коробка, ее надо открыть. Дети подходят к коробке, касаются рукой экрана и коробка открывается. Появляются руки.

Эта подсказка для следующего опыта.

Опыт №3: «Лепим сердце»

(Дети лепят сердце и показывают,что получилось).

Воспитатель: - Ура. У вас замечательные сердца. Посмотрите на экран. Что вы видите? (На экране появляется веселый принц, к нему возвращается сердце).

(Голос за кадром принца): - Спасибо вы вернули мое доброе сердце. В мою страну вернулась доброта, радость и мудрость. (на экране появляется слово – спасибо).

Воспитатель: -Ура мы справились с заданием. А вы как считаете?

Рефлексия:

Воспитатель: Песочному принцу помогли, страх прогнали, в лаборатории эксперименты с песком провели и за собой все убрали.

- Какие опыты вам больше всего понравились? (ответы детей).

Как вы исследовали песок, с помощью чего (ставили опыты, исследовали при помощи специального оборудования). При подведении итогов, для закрепления свойств песка используется опять пособие «Секреты неживой природы» (обращается внимание детей на модели, изображающие свойства).

Фея : Спасибо вам большое. А на последок я подарю вам китайскую мудрость:

«То, что я услышал – я забыл.

То. что я увидел- я запомню.

То. что я сделал- я знаю»

Будьте счастливы и до новых встреч!.

Воспитатель: Ну, а нам пора возвращаться в детский сад. Мы с песком играли и немножечко устали. (дети возвращаются в группу).

Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментированию «Волшебница Вода» в старшей группеКонспект занятия по экспериментированию «Волшебница Вода» в старшей группе «Волшебница Вода» экспериментирование в старшей группе Цель: Формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ:.

Конспект летней прогулки в средней группе «Удивительный песок»Конспект летней прогулки в средней группе «Удивительный песок» Конспект летней прогулки в средней группе Тема «Удивительный песок» (свойства сухого и мокрого) Цель: формировать знания о неживой природе,.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Этот удивительный песок»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Этот удивительный песок» Дети встали в круг, чтобы поприветствовать друг друга. «Встанем рядышком по кругу, Скажем –Здравствуйте, друг другу! Нам здороваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительный песок»
Опубликовано: 6 ноября 2024 в 11:10
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительный песок»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Чикунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД