Ольга Чикунова
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительный песок»
Конспект занятия ОО «Познавательное развитие»
для детей старшей группы
по экспериментированию по теме «Удивительный песок»
Цель: познакомить детей с песком, с его происхождением, составом, свойствами через опытно- исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей со свойствами песка; -уточнить знания о том, что песок не живая природа; -показать значение его в жизни человека. -учить лепить из песка сердце.
Развивающие:
- развивать способность и навыки работы с мокрым и сухим песком; -развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; -закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, лупой; -развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; -активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;-стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Воспитательные:
- вызвать интерес к исследовательской деятельности; -воспитывать бережное отношение к песку; -воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
Используемые материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация «Удивительный песок», баночки с песком закрытые крышкой, стаканы с водой, ложечки, лупы,формочки, коктейльные трубочки, формочки, одноразовые тарелочки, сито, ящики с пеком, кисточки, корзина.
Словарная работа: гигроскопичность.
Предварительная работа:
- беседа о свойствах песка; -Рассматривание фотографий, иллюстраций, детской энциклопедии; -Чтение художественной литературы; -Наблюдения и игры на прогулках.
Ход занятия.
Организационный момент:
Становись сегодня в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(На экране звучит музыка и появляется фея). Дети стоят полукругом. Держаться за руки и смотрят на экран.
Голос с экрана: -Здравствуйте, уважаемые дети. Я фея добра. Люблю, когда дети друг с другом дружат, не ссорятся, никого не обижают. Смотрю, я на вас и радуюсь какие вы хорошие детки так хочется вам пожелать счастья и добра.
Воспитатель: -Ребята, нам Фея, пожелала добра. А что пожелаете вы Феи?
Ответы детей:
- Я желаю радости.
-Я желаю удачи.
- Я желаю всем солнечного дня.
- Я желаю здоровья.
- Я желаю много друзей.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что сейчас вы разговаривали на языке доброты? (ответы детей)
(в разговор вступает Фея):
Фея: - Доброта живет на свете,
Радуются взрослые и дети.
-Но вот в одной сказочной стране доброта исчезла. Послушайте, что случилось.
(Фея приглашает присесть на подушки и начинает свой рассказ).
В далекой Песочной стране родился маленький Песочный принц. Три добрые феи (мои подружки) решили сделать ему подарок: одна дала красоту, другая- мудрость, третья – доброе сердце. Но как только она хотела подарить принцу сердце, поднялась песчаная буря, (на экране появляется буря и забирает сердце) выхватила сердце из рук феи и унесла далеко в пустыню. Шло время. Принц вырос, стал править Песочной страной. (на экране появляется злой принц).
Но без доброго сердца он не мог править по - доброму. Жители страны устали так жить, постоянно испытывая страх перед принцем. И вот теперь в этой стране царит страх. Вы ребята помогите доброе сердце принца разыщите.
Воспитатель: - Нам нужно, песочному принцу найти его доброе сердце, и тогда радость поселиться в Песочной стране! Но пустыня огромная. сумеем ли мы там отыскать сердце?
Игра: «Что спрятано под песком»
(2 ящика с песком, кисточки, в песке спрятаны картинки, 2 стола).
Воспитатель: - Ребята, вам сейчас нужно разделиться на две команды, взять кисточки, подойти к ящикам с песком, которые стоят на столах и очень аккуратно расчистить песок с помощью кисточек от середины к краям.
- Что вы нашли? (картинки)
- А что изображено на картинках? (лаборатория)
-А что такое лаборатория? (Это специальный кабинет, где проводят исследования, где ставят опыты, что-то изобретают, создают).
- Молодцы, все верно. А для чего нам нужна лаборатория? (Там мы сможем сделать доброе сердце для нашего принца).
-А как вы думаете раз принц из Песочной страны, и сам он из песка, то сердце у него из чего состоит? (из песка)
- Значит из чего мы будем делать ему сердце? (Из песка).
Воспитатель: Нам нужно пройти в лабораторию. Но попасть туда не так- то просто, сначала мы пройдем через густой лес, затем пройдем по пустыне и только потом мы окажемся в лаборатории.
Фея: -Готовы к испытаниям? (да)
-Тогда в добрый путь! (на экране появляется густой лес).
Воспитатель: - Как здесь темно!. Через деревья нам не пробиться! Но нам нужно идти! Наклонитесь, отводите руками ветки деревьев в стороны, придерживайте их, чтобы они не ударили идущего позади вас товарища. Не отставайте друг от друга. Смотрите, впереди уже свет. Неужели мы прошли эти заросли?
Воспитатель:- Ребята, куда мы попали? (ответы детей) (И одновременно на экране появляются зыбучие пески).
- Да. Это болото с зыбучими песками. Как же нам его пройти, (ответы детей)
- Правильно, надо высоко поднимать ноги. Давайте за руки возьмемся и высоко поднимая ноги, попробуем преодолеть болото.
- Ой, какой сильный ветер! Он толкает нас в спины, из стороны, в сторону, мы качаемся, будто тоненькие деревья. Но ничего, мы сильные и смелые, справимся!
-Какие молодцы, Нам ни чаща, ни зыбучие пески все ни почем!
- Что это? (ответы детей- пустыня). (На экране появляется пустыня)
- Да, точно!. Пустыня! Что я вижу? Мираж?
Дети: Это волшебная лаборатория.
Воспитатель: Наконец- то пришли. Но на двери вести замок. Нужно его открыть. Давайте попробуем (дети пробуют открыть).
Воспитатель: Ребята, дверь не открывается. Наверно мы что-то не так делаем. Смотрите. Под замком записка (эту подсказку нам прислала Фея). : «Замок откроется лишь тогда, когда вы выполните задание. Перед вами корзина, в корзине предметы. Выберите лишь те, которые понадобятся для опытов. Выбранные предметы складывайте на поднос». (Дети ищут в корзине предметы то, что может пригодиться для изучения песка (формочки, ложечки, лупы, и т. д.)
Воспитатель: - Смотрите, замок открылся! Какие вы умнички, значит, вы все правильно сделали.
Проходите в лабораторию. В научных лабораториях работают профессора, великие мудрые ученые и наимудрейшие их помощники. И мы сегодня с вами будем юными исследователями. Коллеги, присаживайтесь за столы, пожалуйста!
И так мы начинаем ставит опыты.
Для первого опыта нам понадобится: лупа. Тарелочка с песком, баночка. Ложечка, формочки.
Опыт №1: «Песчаная буря»
- Рассмотрите из чего состоит песок? (ответы)
Какую форму имеют песчинки? (ответы)
Они похожи друг на друга? (дети берут одноразовую тарелку с песком, берут лупу и рассматривают песок через лупу).
Вывод: песок, состоит из мелких камешков, песчинок, которые имеют разную форму, окраску, размер. Песчинки не похожи друг на друга.
-А теперь наберите в кулачок горсть песка. И выпустите его маленькой струйкой. Что происходит. Легко ли рассыпается? (дети выполняют). (Ответы детей- Песок сыпется легко и рассыпается на песчинки).
Воспитатель: - А теперь проверим, можно ли лепить из сухого песка? (Для этого детям предлагают взять формочки и попробовать сделать из песка предметы). Получается? Держит ли форму?
Вывод: из сухого песка мы не можем делать предметы, даже если будем использовать формочки.
Далее дети проходят к другим столам. На столах стоят стеклянные баночки, в них можно увидеть на дне песок. (банка закрыта крышкой). Дети берут баночку с песком и встряхивают изображая песочную бурю).
Воспитатель: - Что происходит с песком? (ответы- песок может двигаться. При этом создается песчаная буря).
- А из сухого песка мы можем сделать песочное сердце? Нет.
Мы играли с песком, проводили опыты и немножечко устали. Мы сейчас отдохнем и дальше исследовать песок начнем.
Физминутка:
Вот желтая страница (дети шагают на месте)
Пустынная страна (изображают глобус)
Песок по ней кружится (кружатся на месте)
Несется как волна. (изображают руками волны)
Неведомо откуда, неведомо куда. (поворот вправо,- удивление, поворот влево -удивление)
А ветре носит тучи горячего песка (руки вверх, качаем головой)
Идет песок летучий (изображают крылья птицы)
На приступ как войска (шагают как солдатики)
Звенит колокольчик и на экране появляется коробка. Посмотрите, ребята, нам фея прислала вторую подсказку. (На экране появляется коробка, ее необходимо открыть).
Дети подходят к коробке, касаются рукой экрана и коробка открывается. Появляется бутылочка с водой.
Воспитатель: - Для чего нам Фея прислала воду? Как вы думаете? (ответы детей)
- Мы с вами уже выяснили, что из сухого песка мы лепить не можем.
- Для чего нужна вода? (ответы детей). Смочить песок, слепить сердце.
Тогда давайте выполним следующий опыт.
Опыт № 2 «Куда исчезла вода и почему песок мокрый?»
Дети, открывают баночки с песком, наливают в банку воду – полстакана воды. Затем, берут ложечку и мешают (слегка) песок. Что происходит? Дети выполняют задание.
При этом проговаривают. Что вода стала мутной. Песок постепенно опускается на дно банки.
Воспитатель: Песок растворился в воде или нет? (ответы детей).
Делаем вывод: Песок не растворяется в воде.
А теперь возьмите стакан с водой вылейте в тарелочку с песком, затем ложечкой перемешайте.
-Что произошло? Куда исчезла вода? Песок какой он?). Дети трогают песок. (ответы- песок стал мокрый).
- Что можно слепить из мокрого песка? (ответы детей)
А принцу мы можем помочь? Да.
Звенит колокольчик и на экране появляется еще одна коробка.
Воспитатель: Это коробка, ее надо открыть. Дети подходят к коробке, касаются рукой экрана и коробка открывается. Появляются руки.
Эта подсказка для следующего опыта.
Опыт №3: «Лепим сердце»
(Дети лепят сердце и показывают,что получилось).
Воспитатель: - Ура. У вас замечательные сердца. Посмотрите на экран. Что вы видите? (На экране появляется веселый принц, к нему возвращается сердце).
(Голос за кадром принца): - Спасибо вы вернули мое доброе сердце. В мою страну вернулась доброта, радость и мудрость. (на экране появляется слово – спасибо).
Воспитатель: -Ура мы справились с заданием. А вы как считаете?
Рефлексия:
Воспитатель: Песочному принцу помогли, страх прогнали, в лаборатории эксперименты с песком провели и за собой все убрали.
- Какие опыты вам больше всего понравились? (ответы детей).
Как вы исследовали песок, с помощью чего (ставили опыты, исследовали при помощи специального оборудования). При подведении итогов, для закрепления свойств песка используется опять пособие «Секреты неживой природы» (обращается внимание детей на модели, изображающие свойства).
Фея : Спасибо вам большое. А на последок я подарю вам китайскую мудрость:
«То, что я услышал – я забыл.
То. что я увидел- я запомню.
То. что я сделал- я знаю»
Будьте счастливы и до новых встреч!.
Воспитатель: Ну, а нам пора возвращаться в детский сад. Мы с песком играли и немножечко устали. (дети возвращаются в группу).