Татьяна Киселева
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Вода в жизни человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)
Задачи:
Образовательные:
- Уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды.
- Обогащение лексики словами признаками, родственными словами.
- Развитие диалогической речи у детей.
Развивающие:
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие тактильных ощущений.
Воспитательные:
- Формирование познавательного интереса, доброжелательного отношения друг к другу.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в средней группе „Вода в жизни человека“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Материал и оборудование: стеклянные емкости различной формы и размера, трубочки для питья, камушки, ракушки, сахар, пакетики чая, лимон, мяч.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня нам в садик принесли конверт и вот эту кассету. Давайте послушаем, а потом прочитаем письмо.
Включается запись.
Инопланетянин. Здравствуйте! Я инопланетянин, живу на далекой планете и давно наблюдаю за жизнью на Земле и многое про Вас знаю. У нас на нашей планете очень чисто и красиво, много красивых рек и озер, водопадов. Из своей летающей тарелки я сфотографировал вашу планету и прислал вам эти фотографии.
Воспитатель открывает конверт (демонстрация фотографий рек, морей, водопадов).
Воспитатель (В.) - Вы слыхали ли о ней? На плите у вас кипит,
Говорят она везде! Паром чайника шипит.
В луже, в море, в океане, Без нее вам не умыться,
И в водопроводном кране. Не наесться, не напиться!
Как сосулька замерзает, Смею вам я доложить:
В лес туманом заползает, Без нее вам не прожить!
- Ребята, вы догадались, о чем это стихотворение?
Дети (Д.) – О воде.
В. - Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека.
- Как вы думаете, для чего нужна вода человеку?
Д. - Пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье, поливать растения.
В. - Верно ребята.
- Я сегодня приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т. е. выясним, какая она, вода?
(Дети подходят к столу)
Опыт №1 Вода – жидкая, течет.
В. - Ребята, вода – это жидкое вещество. Она льется, течет. Давайте мы с вами в этом убедимся.
- Я возьму два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и перелью воду из одного в другой.
- Льется вода? Почему?
Д. - Потому что, жидкая.
В. - Правильно ребята. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Опыт №2 Вода не имеет формы.
В. - В этом опыте мне помогут Марина, Глеб и Света. Подойдите ко мне. Марина нальет воду в стакан, Глеб в тарелку, а Света на поверхность стола.
- Что же происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
- Ну а теперь, я предлагаю вам самим побыть волшебниками и поэкспериментировать с водой.
(Дети садятся за столы)
Опыт №3 Вода прозрачная.
В. -Ребята, у вас на столе лежат камушки и ракушки. Положите их в стакан с водой.
- Камушки и ракушки видны в воде?
Д. - Да, мы их видим.
В. - А как вы думаете? Почему мы их видим?
Д. - Потому что, вода прозрачная.
В. - Верно, вода прозрачная.
Опыт №4 Вода не имеет вкуса, запаха.
В. - Ребята, возьмите стаканы с трубочкой и попробуйте воду.
- Расскажите мне, какая вода в стакане.
Д. - Без вкуса, без запаха.
В. - Да, ребята, вода не имеет вкуса, запаха.
- А теперь мы с вами попробуем изменить ее. Возьмите кусочки сахара и положите в воду. Размешайте, попробуйте воду.
- Какие изменения произошли с водой?
Д. - Она стала сладкая.
В. - У воды появился вкус,
- А теперь в стакан опустите пакетик с чаем, что происходит?
Д. - Вода закрасилась.
В. - Вода окрасилась, значит можно поменять и качество воды.
- Еще добавьте сюда кусочек лимона.
- Понюхайте, что произошло с водой?
Д. - У воды появился запах.
В. - Правильно! Когда вы первоначально попробовали воду, то она была без вкуса, без запаха. Но потом мы ее изменили, и получился, какой напиток?
Д. - Чай.
В. – Правильно. Вы просто волшебники.
- А сейчас давайте отдохнем.
Физкультминутка «Ходят капельки по кругу»
В. - Я мама Тучка, а вы – капельки, которые отправятся путешествовать. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя).
- Капельки, разбегаются, танцуют.
- Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. (Прыгают)
- Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети встают парами).
- Встретились ручейки и стали большой речкой («Капельки» соединяются в одну цепочку).
- Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу).
- Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.)
- Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие «капельки» поднимаются, затем вытягивают руки вверх).
- Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.
- Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
(Дети садятся на стульчики)
В. - А сейчас, давайте загадаем загадки.
(дети загадывают загадки) .
Меня пьют, меня льют. Мы говорим: она течёт;
Всем нужна я, Мы говорим: она играет;
Кто я такая? Она бежит всегда вперёд,
(вода) Но никуда не убегает. (вода)
Я и туча, и туман, В морях и реках обитает,
И ручей, и океан, Но часто по небу летает.
И летаю, и бегу, А как наскучит ей летать,
И стеклянной быть могу! На землю падает опять. (вода в виде дождя)
(вода)
Очень добродушная, В голубой рубашке
Я мягкая, послушная, Журчит цветок в овражке. (родничок)
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (вода) Кругом вода, а с питьем беда. (море)
И в заключении я предлагаю вам игру «Вопрос и ответ».
В. - Ребята, я буду вам бросать мяч и задавать вопросы, а вы мне будете на них отвечать и перебрасывать мяч обратно.
- О чём мы сегодня говорили? (о воде)
- Вода льется, течет? (да)
- Если вода льется, течет, какая она? (жидкая)
- Вода имеет форму? (нет)
- Если в воду положить сахар, какая будет вода? (сладкая)
- Если в воде мы видим предметы, то какая она? (прозрачная)
- Какая еще бывает вода? (чистая, холодная и т. д.)
В. – Я предлагаю Вам отправить ответное письмо с нашими рисунками на которых мы нарисуем наши красивые реки, озера и моря.
Дети рисуют. После рисования собирают рисунки и запечатывают конверт.
В. - Молодцы, ребята! Вы были внимательны, с интересом слушали, хорошо отвечали, замечательно играли. Этот конверт я отнесу сегодня на почту.
- И я еще раз вам хочу напомнить, что вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям. Человеку
нужна чистая, пресная вода. Поэтому, ее нужно беречь! Зря не лить, закрывать кран, чтобы она не текла напрасно.