Рашидова Роза
Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебное свойство воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебное свойство воды».
Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности:
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе „Волшебное свойство воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Задачи: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах) уточнить значение воды для всего живого на земле Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная, безвкусная, прозрачная. Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой, развивать наблюдательность, способность давайте вспомним, во время проведения опытов. Оборудование: стаканчики, стаканчики с питьевой водой, графин, соломинки (на каждого ребенка); воронка, узкие высокие стаканы, округлые сосуды, широкие миски, вода, подносы, масло растительное, сахар рафинад, песок, краски, кофе, ложки или палочки, лимон, лед, цветные льдинки. Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки); наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лед, окрашивание воды). Ход занятия : Дети входят с воспитателем в зал. Здороваются с гостями. Воспитатель: предлагает детям сходить на экскурсию в «Лабораторию» Вы со мной? Дети: да Воспитатель: кто мне может сказать: Что такое Лаборатория. Кто там работает. Чем там занимаются лаборант Дети : Лаборатория –помещение для опытов и исследований. Лаборант –работник лаборатории, который проводит опыты и исследования. Смешивают различные вещества, изучают их проводят опыты. Воспитатель: Ребята, в лабораториях ходят в специальной одежде, я предлагаю вам одеть ее. Воспитатель: давайте вспомним, что за одежда.? Дети: Специальная одежда лаборанта: халат, головной убор, перчатки, очки. Воспитатель: Молодцы Лаборант: Ребята сегодня я буду проводить опыты с водой. А вы знаете что такое вода? Дети: Вода- это жидкость. Воспитатель: Где в природе мы можем встретить воду? Дети: природных (естественных) водоемах: река, пруд, озеро, море, океан, родник, болото. Воспитатель: Я предлагаю вам с играть в игру «Доскажи словечко». В морях, и океанах-вода, соленная: Вода в море-…. морская, Вода в океане-…. Океаническая; В реках…. В родниках…. В болотах…. Воспитатель: правильно. А для чего нам нужна вода? Дети: мы используем, когда готовим кушать, когда убираем и стираем, купаемся, для полива растений, заполняем аквариум, в строительстве, итд. Воспитатель: молодцы ребята. Вы так много знаете о воде. Ребята, вы хотите узнать еще много нового о воде? Тогда, приглашаю вас в клуб «Юный лаборант». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Согласны?. Прошу пройти за исследовательский стол № 1. Ребята, все опыты и их результаты записываются в журнал. Дети: садятся за стол. Стол №1. Опыт№1. «Вода-это жидкость». Воспитатель: Вода- это жидкость. Она течет. Ее можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду? Дети: в стакан, в ведро, в вазу, в бутылку, в тарелку. Воспитатель: что еще можно сделать с водой? Дети: Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Воспитатель: Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой. Воспитатель: Вывод: вода-это жидкость, ее можно наливать, переливать. Опыт №2. «Вода не имеет вкуса и запаха» Воспитатель : Вот интересно, есть ли вкус у простой воды? Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовала. Я думаю, что у воды вкуса нет. А теперь и вы попробуйте. Через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус? Дети выполняют задание, нет вкуса. Воспитатель: А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек лимона, давайте попробуем добавить лимон и воду попробуем на вкус, что изменилось? Дети: вода стала кислая. Мы изменили вкус воды. Воспитатель: А теперь положите в воду кубики сахар рафинада. Размешайте и попробуйте на вкус, изменился вкус? Дети: вода стала сладкая. Воспитатель: Так дети и какой мы сделаем вывод, чтобы лаборант записал в журнал? Дети: вода не имеет вкуса. Она безвкусная и оказывается. вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете. у воды есть запах? Дети: У воды запаха нет. Воспитатель: Перед вами на столе лежит кофе. Попробуйте насыпать в стаканчик с водой кофе и понюхать, пахнет вода? Дети: вода пахнет кофе. Воспитатель: Какой мы сделали вывод? Дети: чистая вода без запаха. Но если в нее добавить что-либо добавить, она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе. Воспитатель: Ребята вы наверное немного устали. Выходите сюда немного разомнемся.
Физминутка
Опыт№3. «Что растворяется в воде?» Воспитатель: Перед вами на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Давайте вспомним, что происходило с водой, когда мы добавили сахар?. Дети : сахар растворился, вода осталась прозрачной. Воспитатель: Что произойдет, если мы в воду добавим речной песок? Дети: добавляют в воду речной песок, перемешивают. Воспитатель: Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок? Дети: Песок не растворился, вода стала мутной. Воспитатель: Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску? Дети: добавляют краску, перемешивают. Воспитатель: Что изменилось? Дети: Краски растворились, вода изменила цвет, вода стала не прозрачной. Дети: добавляют в воду масло растительное, перемешивают. Воспитатель: Какой стала вода? Растворилось ли масло растительное в воде? Дети: Вода осталась прозрачной, масло не растворилось. Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде? Дети: Растворились-сахар, краски. Не растворились- песок, масло растительное. Воспитатель: Какой делаем вывод? Дети: Вода растворяет вещества, но не все (вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются).
Опыт №4 «Лед-твердая вода». Воспитатель: Ребята, сейчас самое время заглянуть в мою морозилку. Давайте проверим что произошло с водой? Достаем лоток с льдинками, ребята что произошло с моей водой при температуре ниже нуля? Дети: она замерзла. Воспитатель: Ребята мы с вами говорили, что она жидкая, а сейчас вода в каком состоянии? Дети: она стала твердой. Воспитатель: Правильно, а теперь. Мы с вами понаблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? Дети: наши ладошки теплые, поэтому лед тает. Воспитатель: А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки? Ответы детей: Влажными. Воспитатель: Лед-твердая вода. Воспитатель: И так, ребята, вода бывает жидкой и твердой. А теперь я хочу вам показать, что вода может быть еще и газообразной. Опыт№5 «Газообразная вода-пар». Воспитатель: Беру стакан с горячей водой и накрываю тарелкой. Дети: наблюдают. Показываю тарелку. Что вы видите на стекле?. Дети: Образовались капли воды. Воспитатель: верно. Вода может превратиться в пар. (пар, туман, облако). Воспитатель: И так ребята мы увидели с вами в 3-х ее состояниях. Жидкая, твердая и газообразная. Мы плавно подошли еще к одному опыту. Имеет ли вода форму?.
Опыт № 6. «Вода не имеет формы». Перед детьми различные сосуды. Воспитатель: Может ли вода иметь, какую-то форму? Дети: да, мы только что доставали льдинки, они были квадратные. Воспитатель: Правильно, но это была вода в твердом состоянии. А в жидком состоянии, вода может принимать форму? Дети: нет. Воспитатель: Давайте проверим? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? Дети: Ковшиком через воронку. Воспитатель: жидкая вода не имеет формы. она принимает форму того сосуда, в котором находится. Воспитатель: Ребята сегодня вы мне помогли провести все опыты, которые я запланировала. А теперь я хочу показать сюрприз. Для этого сюрприза мне понадобится: сахар, лимон, вода и еще один компонент которым мы не пользовались это сода. Кто-то из вас говорил, что лаборанту нужны очки, вот как раз они нам и понадобятся. Одевайте. Теперь смотрите внимательно, я налила в колбу воду, добавила туда лимон и сахар, и в самом конце добавляю соду. Лаборант: ну, как ребята вам понравился мой сюрприз? Дети: Да. Воспитатель: И так ребята я должна записать вывод в своем журнале. Что же мы интересного узнали о воде: Дети: 1) Вода-это жидкость, ее можно наливать, переливать. 2) Вода-без запаха, но если в нее добавить что-либо она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе. 3) Вода-растворяет вещества но не все. 4) Лед-твердая вода. 5) Вода-может превратиться в пар. 6) Жидкая вода- не имеет формы, она принимает форму того сосуда в котором находится. Воспитатель: Уважаемый лаборант у нас тоже есть сюрприз для тебя. Дети читают стихи о воде. «Вода всегда всем нужна». Воспитатель: Ребята, к сожалению, наша экскурсия подошла к концу нам пора возвращаться в садик. Давайте скажем до свидания лаборанту и нашим гостям.