Лепшокова Земфира Хасановна
Конспект занятия по экспериментированию «Наши открытия о воздухе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментированию «Наши открытия о воздухе»
в средней группе
Цель:
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами воздуха;
- дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- развивать навыки проведения опытов;
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
- развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
- воспитывать умение работать сообща;
- воспитывать дружеские отношения между детьми;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Оборудование:
- бейджики по количеству детей;
- нарисованные схемы: глаз, нос, руки, ухо;
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
- прозрачный стаканчик с салфеточкой на дне;
- стаканчики с водой, на дне – горох (по количеству детей);
- духи;
- тазик с водой;
- веера по количеству детей;
- кораблики;
- крышки от фломастеров (по количеству детей);
- воздушный шарик;
- трубочки;
- гуашь;
- альбомные листы.
Ход занятия:
Ребята, сегодня к нам на занятие прилетел Воздушный шарик. Посмотрите, какой он грустный и печальный. Послушайте его историю: Воздушный шарик недавно родился и совсем ничего про себя не знает, даже не знает, почему его называют воздушным. От этого ему очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому он решил обратиться к нам за помощью. Ребята, мы поможем Воздушному шарику?
- Да, конечно, Шарик, не переживай, мы обязательно тебе постараемся помочь.
Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух, он всегда вокруг нас. А для чего нам нужен воздух? (Дышать)
А кому ещё нужен воздух? - Рыбам, животным, растениям.
Правильно, всему живому.
Но воздух никто не видел, не трогал руками. Так может, и нет никакого воздуха?
Давайте не будем гадать, а проверим с помощью опытов и экспериментов : существует ли воздух, и какими свойствами он обладает. Я предлагаю вам, ребята, вместе с Воздушным шариком отправиться в лабораторию, и как настоящие ученые-исследователи провести опыты, чтобы узнать побольше интересного о воздухе.
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не нарушать тишину, не перебивать друг друга, бережно обращаться с оборудованием, пользоваться только своими инструментами.
Проходите в лабораторию, не забудьте пристегнуть бейджики - вот теперь мы научные сотрудники.
Воздушный шарик, мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
Садитесь за столы.
Ученые при исследовании часто пользуются схемами, моделями. Мы с вами тоже будем применять их методы.
Посмотрите на исследовательскую доску.
На первой схеме изображен глаз.
Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?
Да, правильно, - как можно увидеть воздух?
Опыт 1. «Поймай воздух».
Возьмите со столов полиэтиленовые пакеты. Смотрите, какие они тоненькие, их можно сложить в несколько раз.
Теперь попробуйте поймать в пакет воздух и закрутите его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Значит, воздух существует! Воздух занял всё место в пакете, хоть мы его и не видим.
Вывод: воздух прозрачный, он везде, чтобы его увидеть, его надо поймать.
И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете точно так же, как и у тебя в животике, Воздушный шарик – в тебе тоже воздух, хоть мы его и не видим.
Опыт 2 «Есть ли воздух в стаканчике?»
Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Следующий эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилине салфеточку. Переворачиваем стаканчик вверх дном и опускаем его прямо вертикально в ёмкость с водой, до дна ёмкости.
Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)
Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане (воздух везде) – пускай мы его и не видим (потому что он невидимый, но именно он и не пускал туда воду.
Опыт 3 «Воздух в человеке»
А внутри людей есть воздух? Давайте проверим.
Двигайте к себе стаканчики с водой, на дне стаканчиков лежат горошинки. Хотите оживить горошины? Что надо сделать? – Надо подуть в трубочки. Что мы видим? Появились пузырьки - это воздух. А что делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух? – мы подули в трубочки.
Вывод: значит, сейчас мы убедились, Воздушный шарик, что в человек есть воздух! Мы им дышим!
- Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какая следующая схема на нашей исследовательской доске? - Нос.
Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?
Опыт 4. «Есть ли запах у воздуха?»
Предложить детям понюхать воздух – не слышно запаха.
Дать понюхать детям духи.
Вывод: воздух без запаха, но может передавать чужие запахи.
Физкультминутка.
Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть –
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок –
Лопнул шарик, мой дружок…
Давайте теперь опять обратимся к исследовательской доске. Что изображено на следующей схеме? - Руки.
Как вы думаете, что руки могут обозначать? - Как почувствовать воздух.
Опыт 5. «Движение воздуха»
Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается – получается ветерок.
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта) .
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Возьмите веера и помашите им в лицо.
Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).
Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.
Вывод: ветер – это движение воздуха.
Посмотрите, на следующую модель, нарисовано – ухо.
На какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?
Опыт 6. «Слышим воздух»
Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера или сдуть шарик, то мы можем услышать воздух.
Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно его надуть, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Итак, коллеги, давайте напомним Воздушному шарику, что мы в нашей лаборатории узнали о воздухе?
Вывод 1: Воздух существует!
Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.
Вывод 3: Воздух без запаха.
Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас
Вывод 5: Воздух можно услышать разными способами.
Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.
Наш эксперимент подходит к концу, вы все были внимательными, активными. Воздушный шарик повеселел, он много узнал о воздухе.
Наши коллеги- ученые оставили вам в подарок трубочки для проведения в детском саду игры- опыта «Рисование воздухом».
С помощью воздуха можно рисовать : надо с помощью трубочек раздуть на альбомном листе кляксы из гуаши от центра в разные стороны.
И в садике можно, кто захочет, нарисовать Воздушному шарику картины в подарок, чтобы он уже больше никогда не грустил.
А теперь, уважаемые коллеги - научные сотрудники, мы сейчас возвращаемся в детский сад, Надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и сможете придумать новые.
Спасибо за работу, до свидания!