Екатерина Важдаева
Конспект занятия по экспериментированию «Волшебная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментированию на тему «Волшебная соль»
Возраст воспитанников: подготовительная группа
Форма проведения: Технологии – исследовательская деятельность и игровая
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Волшебная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. Что соль состоит из кристаллов, что она растворяется в воде, что в солёной воде яйцо не тонет, что её можно раскрасить с помощью краски и ей можно рисовать.
Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Предварительная работа.
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
• Наблюдение «Как мама использует соль?».
Ход занятия:
Воспитатель: -Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости
- Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются)
Воспитатель звонит в колокольчик и говорит:
- Колокольчик расписной нас зовет играть с тобой!
- Ребята у меня сегодня хорошее настроение
- Я хочу с вами им поделиться
(Дети стоят в кругу)
- Становитесь дети в круг
- Ты мой друг и я твой друг
- Крепче за руки держитесь
- И друг другу улыбнитесь
- А теперь ребята передайте свое хорошее настроение гостям и улыбнитесь им (дети улыбаются)
Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло письмо от Фиксиков, где сообщают о том, что послали нам посылку.
Вот она – красивая коробочка.
-Давайте посмотрим что же в ней?
(Открываю коробочку и достаю мешочек).
-Ребята посмотрите - здесь мешочек, посмотрим что в нем находится?
Достаю пакетик с солью. Каждому ребенку показываю пакетик.
-Как вы думаете что в этом мешочке нам прислали Фиксики?
Загадка: Этот белый минерал,
Он на кухне генерал.
Без него супы и каша,
Не понравятся нам даже… (Соль)
-Правильно, это соль.
- Для чего нужна соль? (Соль необходима для жизни и здоровья
человека)
- Где люди используют соль? (её используют для приготовления пищи)
-Для кого ещё соль нужна в природе? (соль нужна для животных)
- Молодцы, Соль- это природное вещество. Соль бывает морской, пищевой, и вы правильно сказали, что её используют в пище. Соль просто необходима человеку.
- Как вы думаете ребята
- Соль полезна или вредна? (соль полезна)
- Конечно полезна, так как только в соль добавляют минеральное вещество- ЙОД, которого очень не хватает нашему организму.
-Давайте поиграем в игру «Соль полезна для того, чтобы ….»
- Я начну (мешочек с солью держу в руках): Соль полезна для
Консервирования овощей. (и передаю мешочек ребенку)
Ребенок – Соль полезна и ее используют в медицине
3. Чтобы посалить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жаренную картошку
6. Чтобы посалить салат
7. Чтобы засолить грибы
- Но и это еще не все. При помощи соли можно создавать картины. А как можно рисовать с помощью соли мы узнаем сегодня, а для начала я предлагаю вам на некоторое время превратиться в УЧЕНЫХ.
- Давайте произнесем волшебные слова:
ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,
И В УЧЕБНОЙ, ВОЛШЕБНОЙ ЛАБОРАТОРИИ ОЧУТИСЬ!
- Вот, мы с вами находимся в учебной лаборатории, где проводят эксперименты и опыты.
А у меня есть для вас специальная одежда. Давайте ее с вами оденем. Вот теперь мы с вами настоящие учёные.
-Ребята здесь находится очень много различного оборудования.
- Что бы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать.
- И давайте вспомним правила безопасности
При работе с солью надо соблюдать :
1, не трогать руками глаза,
2- соблюдать тишину
3- не толкать соседа во время работы
4- сначала посмотри, а потом повтори
5- выполнил и положи на место
И так внимание.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль». (это написано только для тебя, детям это не говоришь)
Воспитатель: Вот теперь внимательно посмотрите, перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим.
.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло, через лупу.
.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
Воспитатель: Какой вывод делаем? (соль состоит из маленьких камешков - кристаллов.)
-Правильно ребята. Молодцы!
- А теперь продолжим изучать свойства соли. Какими еще свойствами обладает соль?
- Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».
- А так ли это, действительно? Как вы думайте- соль боится воды? (ответы детей)
- а как думает Саша, Маша?
- Попробуем проверить это опытом.
опыт № 2: «Соль растворяется в воде».
Воспитатель: У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте,
Что произошло с солью? (ответы детей). А ты, Маша как думаешь?
Что с солью случилось (спрашиваю каждого)
О чём это говорит? Ответы детей (Соль растворилась)
- Делаем вывод, права пословица. «В воде родится, а воды боится».(ответы детей,
-А как она боится воды? Правильно ребята, она в ней растворяется. Молодцы!
Воспитатель: Значит, какой можно сделать вывод?
-Вывод: Соль растворяется в воде
Ребята, вы наверное уже устали, давайте немного разомнемся на ковре
Пальчиковая игра
Не плачь, куколка моя,
Остаешься ты одна.
Укачиваем куклу.
Не могу с тобой играть,
Пожимаем плечами.
Нужно мне перестирать:
Имитируем стирку.
Твои платья и носки,
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Загибаем пальчики.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все просушу.
Утюгом туда-сюда
Белье быстро глажу я.
Имитируем все движения
Поработали вдвоем,
Попеременно ударяем кулаком о кулак, и ладонь о ладонь.
А теперь и отдохнем.
Кладём ручки на стол.
Ребята, вы отдохнули? Но нас с вами ждёт волшебная лаборатория.
Мы сейчас с вами должны перейти в комнату «Научных чудес!».
И так закрываем наши глазки: «Крекс, фекс, пекс». И вот мы с вами очутились в комнате научных чудес.
Садитесь ребята на стульчики. В этой в комнате мы с вами научимся рисовать нашей волшебной солью. Но для того что бы ей рисовать мы с вами мы с вами из обычной соли должны сделать цветную.
Как думаете сможем мы с вами это сделать (ответы детей)
- А как? У кого какие предположения есть? (ответы детей) (спросить каждого ребенка).
-Молодцы, какие интересные способы вы придумали, чтобы разукрасить соль. А я вам хочу показать свой способ покраски соли.
Опыт № 4: «Раскрашивание соли». (У каждого ребенка разный цвет гуаши)
Воспитатель: У вас у каждого находится разного цвета гуашь. А что если небольшую ложечку гуаши положить в стакан с солью и размешать, соль окрасится? (спрашивает детей – а как ты думаешь –каждое мнение.)
- я тоже думаю, что соль окрасится.
- Проверим через опыт.
Возьмите ложечку свою, набираем в неё гуашь и соединим с солью – лучше размешивайте.
-Что произошло с солью? (она окрасилась) расскажи Саша, Миша и т. д. В какой цвет? (ответ ребенка: у меня соль окрасилась в синий цвет)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (соль можно покрасить)
Воспитатель: Конечно же, соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи гуаши.
Ребята мы совсем забыли про Фиксиков. Они с мешочком прислали нам письмо.
Давайте прочтем о чем нам пишут Фиксики:
«Дорогие ребята, мы знаем, что вы научились разукрашивать соль в разные цвета и просим вас дорисовать картины, которые мы вам прислали. Разукрасьте земной шар разноцветными соляными цветами.» (достает картины с земным шаром, рассматривают их)
Ребята поможем Фиксикам?
А вот что бы у каждого была соль разного цвета я помогу сделать вам каждому палитру, а Вера Ивановна мне поможет (насыпаем каждому в тарелочку соль разного цвета, (получается тарелка с разными пятнами соли).
-Пока мы помогаем вам, вы подумайте как украсить земной шар?
-Можно ли рисовать солью как кисточкой? (нет)
-Я вам подскажу, Рисовать будем ложечками.
- А что же нужно сделать, что бы соль не высыпалась с картины? Как вы думаете? Ответы детей.
-Правильно, надо соль приклеить на земной шар клеем.
- А как вы будете раскрашивать свою планету пятнами или разноцветными полосками (спрашиваю у детей). А может кто-то по- другому? Ответы детей
- Тогда приступайте к работе (Вера Ивановна включает музыку)
(Индивидуальная работа во время рисования. Дети заканчивают, выходят из-за стола и встают вокруг стола перед картинами).
-Какие красивые получились картины. Как вы думаете им понравятся наши картины? Ответы детей
-Как вы думаете какая картина им понравится больше всего? Почему? Ответы детей
Когда они высохнут мы их отправим посылкой Фиксикам.
Звенит звонок в колокольчик!
-Вот и звенит колокольчик, говоря нам о том, что наше время в научной лаборатории заканчивается. Давайте вспомним, какое вещество мы с вами изучали в лаборатории сейчас? Ответы детей
-С какими свойствами соли мы познакомились сегодня через опыты?
Ответы детей (каждого ребенка: скажи Саша полным ответом)
Обобщающий вывод воспитателя: Да, ребята! Сегодня мы с вами изучали свойства соли. Мы узнали, что соль состоит из кристаллов, что она растворяется в воде полностью. Но, самое главное мы с вами научились разукрашивать ее в разные цвета и рисовать ею.
Спасибо ребята за работу в лаборатории! Наше пребывание в ней заканчивается, снимаем лабораторную специальную одежду вот сюда.
Повторяем волшебные слова:
ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,
И В НАШЕЙ ГРУППЕ ОЧУТИСЬ!
- Вот мы и в группе, вам понравилось быть настоящими учеными и работать в научной лаборатории? А сейчас занятие закончилось. Дежурные по занятиям помогут все убрать со столов.