Ольга Кушнер
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Научная лаборатория» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
по экспериментальной деятельности
в старшей группе
на тему: «Научная лаборатория»
подготовила:
воспитатель старшей группы
МБДОУ г. Иркутска
детский сад № 163
Кушнер Ольга Геннадьевна
30 сентября 2020
Цель:
создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Научная лаборатория“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
Образовательные:
упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
учить в проблемной ситуации находить правильное решение;
объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде, извержение вулкана, танцующее молоко).
Развивающие:
развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память;
познакомить со свойствами воды.
Воспитательные:
воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации;
воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, художественное слово.
Практические: физминутка, исследование предметов.
Оборудование: бутылка с водой, баночки маленькие, тарелки для молока, пищевой краситель, ватные палочки, жидкое мыло, тазы с водой, набор бумажных цветов, емкость с крупами, сито, миска для просеивания манки, воздушные шары, сода, уксус, пластиковая бутылочка, макет вулкана и реактивы (сода, уксус).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, встанем в круг и начнем наше приветствие.
Давайте друзья, улыбнемся друг, другу.
Улыбки подарим, улыбчивым людям.
Если каждый из нас улыбнется,
Утро доброе начнется!
Доброе утро!
Воспитатель: Оглянитесь вокруг. Мы сегодня превращаем нашу группу в экспериментальную площадку. А что такое экспериментальная площадка? (место, где люди экспериментируют, проводят опыты)
- Как называют людей, которые проводят опыты, эксперименты? (Ученые)
- Сегодня я предлагаю вам, стать учеными. А ученые, что делают? (Проводят опыты, экспериментируют)
Воспитатель: Нам нужно привести себя в научный вид (каждому ребенку воспитатель раздает фартук, шапочку). Одевайтесь, превращайтесь в ученых.
Для начала напомню правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
• если сидим, вставать с места.
• трогать оборудование и приборы.
• засовывать что-либо в нос, рот, уши.
Воспитатель: Ученые, ребята, постоянно решают разные задачи, занимаются наукой и разными исследованиями. Давайте, и мы с вами, окунемся в ученый мир.
- Согласны?
НАЧНЕМ:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без. (Вода)
Воспитатель: Отгадку вы сможете увидеть на столе.
- Ребята, какая вода по цвету? (Прозрачная)
- Сейчас с водой мы проведем опыт и увидим, какой может быть вода.
Уважаемые ученые, кто из вас желает показать опыт с водой и превратить её в цветную?
Опыт «Цветная вода»
Вода обычная становится разноцветной! (для проведения необходимо взять 3 банки с закручивающимися крышками. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей).
Воспитатель:Саша, предлагаю тебе, наполнить наши баночки водой. Покажи ребятам, какого цвета вода?
-Правильно, бесцветная, прозрачная.
- Кирилл, аккуратно закрой крышки.
- Вика, Женя, Захар подойдите и потрясите банчки с водой и все вместе посмотрим, какого цвета стала вода?
- Правильно, а почему?
- Фокус в том, что на крышке была нанесена краска. Вода смешалась с краской и стала цветной.
Воспитатель: Уважаемые ученые, приглашаю к другому столу. Нам вновь предстоит разгадать одну из задач, узнать секреты молока.
1. Откуда пришло к нам выражение «Молочные реки, кисельные берега»?
Ответ: из сказок.
2. Кто дает нам молоко?
Ответ: корова, коза.
3. Назовите животных, которые выкармливают своих малышей молоком?
Ответ: корова, овца, коза, самка осла, оленя, верблюд, ежи, кролики киты, дельфины.
4. Какое молоко называют «парным молоко»?
Ответ: это молоко, которое только что дала корова.
4. Есть выражение: «молоко убежало». Но у молока нет ног, почему так говорят?
Ответ: Молоко убегает при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты кастрюлю с молоком, то часть молока из неё просто вытечет.
А наше молоко не только умеет «бегать», но еще и «танцует».
Опыт «Танцующее молоко»
Воспитатель: Итак, наливаем в тарелку молоко, чтобы оно полностью покрыло дно. Дайте ему немного постоять. Теперь капаете пищевой краситель на молоко в центре тарелки. Дальше берем сухую ватную палочку и касаемся ей молока. Что получилось? Верно, ничего. Теперь окуните палочку в жидкое мыло и коснитесь, просто коснитесь, молока в центре на протяжении 10-15 секунд и наблюдайте «Волшебство в молоке».
Воспитатель: Почему так получилось, как вы думаете?
Вывод: В молоке есть жиринки, а жир боится моющего средство, вот и разбегается в разные стороны.
Воспитатель: Красивый узор? На что похоже? (на радугу, на небе облака, гром, северное сияние)
Воспитатель: Что ж, молодцы друзья. Двигаемся дальше, но для начала немного
разомнемся.
Предлагаю игру «Зеваки»
(Пока звучит бубен, дети идут по кругу, бубен замолкает, дети делаю 4 хлопка, берутся за руки и идут в другую сторону)
Воспитатель: Ну, что ж, хорошо. Ждет своего решения следующая задача. Ученые разгадывают разные загадки, порой они бывают очень трудными, но они находят на них ответы. Попробуем и мы, это непростое занятие.
*
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк.
Ответ: Одуванчик.
*
Звоночек синенький висел.
Ни разу в жизни не звенел.
Ответ. Колокольчик.
*Золотая шапочка, белая рубашка.
Как зовут цветок?
Ответ. Ромашка.
Воспитатель: Молодцы, у вас получилось разгадать все загадки, и поэтому, я хочу подарить вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).
Воспитатель: Ребята, а приходилось ли вам наблюдать, как распускаются цветы? (Ответы детей)
- Я предлагаю вам увидеть все своими глазами.
Опыт «Цветок расцвел»
Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы «распускаются».
Воспитатель: Понравилось? Как вы думаете, почему цветы распустились? (Делает вывод вместе с детьми)
Воспитатель: Продолжаем. На этом столе в тарелке лежит только крупа. Рассмотрите ее внимательно. Кто знает, какая? (Ответы детей)
-Что с ней делать, подсказки нет. Как вы думаете, что нам надо сделать (Ответы детей)
-Помните, в сказке она помогла Золушке отправиться на бал, и ей не пришлось отделять разные крупы друг от друга. Нам надо разобрать крупы.
Опыт «Поможем Золушке»
(Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы. На столе лежат детские ситечки)
Воспитатель: Да, работа идет очень медленно. Что же делать?
- Ребята, а это что? (если дети не справляются дать подсказку)
Воспитатель: [/i]Знаете, что надо сделать? Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы?
Дети: Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается в тарелку.
Дети просеивают крупы.
Воспитатель: Все справились, и нас ждет очередной эксперимент. Здесь самый настоящий вулкан и шары. Да только ученым некогда их надувать, а у нас время найдется! Давайте надуем шары и закрепим прищепкой (дети берут шары и прищепки)
Воспитатель: Как правильно надуваем шар? (Носом вдох и выдыхаем ртом воздух в шар) – дыхательная гимнастика.
Дети надувают.
Воспитатель: Посмотрите на шарики. По моему сигналу отпустим шары и посмотрим, чей шар улетит дальше или выше.
Дети отпускают.
Воспитатель: Чей шар улетел дальше? Почему?
Вывод: Потому что он был больше, а значит, в нём было больше воздуха. Воздух выходил сильнее и быстрее
Воспитатель: Но это не беда! Шары сами умеют надуваться.
Опыт «Надувание шарика»
В шар предварительно насыпают соду, в бутылку наливают уксус и надевают шарик на горлышко бутылки. В ходе реакции идет бурное выделение углекислого газа - шар надувается.
Воспитатель: Наша работа в лаборатории подходит к концу, но
напоследок, предлагаю маленькое извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.
Вот вулкан – это гора,
А внутри горы – дыра.
Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала,
Магма лавой побежала,
Не ходи ты, милый там,
Где проснувшийся вулкан.
Опыт «Извержение вулкана»
Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане (место уксуса можно использовать лимонную кислоту с водой)
Воспитатель: Вот и потух наш вулкан. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? А что самое интересное? (Заслушиваются ответы детей)
Воспитатель: Ну, что ж дорогие мои, до новых встреч и до новых открытий! У нас с вами все еще впереди!