Получи документы

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Научная лаборатория» в старшей группе

Ольга Кушнер
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Научная лаборатория» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия

по экспериментальной деятельности

в старшей группе

на тему: «Научная лаборатория»

подготовила:

воспитатель старшей группы

МБДОУ г. Иркутска

детский сад № 163

Кушнер Ольга Геннадьевна

30 сентября 2020

Цель:

создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Научная лаборатория“ в старшей группе» размещена в разделах

Задачи:

Образовательные:

упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;

учить в проблемной ситуации находить правильное решение;

объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде, извержение вулкана, танцующее молоко).

Развивающие:

развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память;

познакомить со свойствами воды.

Воспитательные:

воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации;

воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Практические: физминутка, исследование предметов.

Оборудование: бутылка с водой, баночки маленькие, тарелки для молока, пищевой краситель, ватные палочки, жидкое мыло, тазы с водой, набор бумажных цветов, емкость с крупами, сито, миска для просеивания манки, воздушные шары, сода, уксус, пластиковая бутылочка, макет вулкана и реактивы (сода, уксус).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, встанем в круг и начнем наше приветствие.

Давайте друзья, улыбнемся друг, другу.

Улыбки подарим, улыбчивым людям.

Если каждый из нас улыбнется,

Утро доброе начнется!

Доброе утро!

Воспитатель: Оглянитесь вокруг. Мы сегодня превращаем нашу группу в экспериментальную площадку. А что такое экспериментальная площадка? (место, где люди экспериментируют, проводят опыты)

- Как называют людей, которые проводят опыты, эксперименты? (Ученые)

- Сегодня я предлагаю вам, стать учеными. А ученые, что делают? (Проводят опыты, экспериментируют)

Воспитатель: Нам нужно привести себя в научный вид (каждому ребенку воспитатель раздает фартук, шапочку). Одевайтесь, превращайтесь в ученых.

Для начала напомню правила безопасности:

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

• если сидим, вставать с места.

• трогать оборудование и приборы.

• засовывать что-либо в нос, рот, уши.

Воспитатель: Ученые, ребята, постоянно решают разные задачи, занимаются наукой и разными исследованиями. Давайте, и мы с вами, окунемся в ученый мир.

- Согласны?

НАЧНЕМ:

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без. (Вода)

Воспитатель: Отгадку вы сможете увидеть на столе.

- Ребята, какая вода по цвету? (Прозрачная)

- Сейчас с водой мы проведем опыт и увидим, какой может быть вода.

Уважаемые ученые, кто из вас желает показать опыт с водой и превратить её в цветную?

Опыт «Цветная вода»

Вода обычная становится разноцветной! (для проведения необходимо взять 3 банки с закручивающимися крышками. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей).

Воспитатель:Саша, предлагаю тебе, наполнить наши баночки водой. Покажи ребятам, какого цвета вода?

-Правильно, бесцветная, прозрачная.

- Кирилл, аккуратно закрой крышки.

- Вика, Женя, Захар подойдите и потрясите банчки с водой и все вместе посмотрим, какого цвета стала вода?

- Правильно, а почему?

- Фокус в том, что на крышке была нанесена краска. Вода смешалась с краской и стала цветной.

Воспитатель: Уважаемые ученые, приглашаю к другому столу. Нам вновь предстоит разгадать одну из задач, узнать секреты молока.

1. Откуда пришло к нам выражение «Молочные реки, кисельные берега»?

Ответ: из сказок.

2. Кто дает нам молоко?

Ответ: корова, коза.

3. Назовите животных, которые выкармливают своих малышей молоком?

Ответ: корова, овца, коза, самка осла, оленя, верблюд, ежи, кролики киты, дельфины.

4. Какое молоко называют «парным молоко»?

Ответ: это молоко, которое только что дала корова.

4. Есть выражение: «молоко убежало». Но у молока нет ног, почему так говорят?

Ответ: Молоко убегает при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты кастрюлю с молоком, то часть молока из неё просто вытечет.

А наше молоко не только умеет «бегать», но еще и «танцует».

Опыт «Танцующее молоко»

Воспитатель: Итак, наливаем в тарелку молоко, чтобы оно полностью покрыло дно. Дайте ему немного постоять. Теперь капаете пищевой краситель на молоко в центре тарелки. Дальше берем сухую ватную палочку и касаемся ей молока. Что получилось? Верно, ничего. Теперь окуните палочку в жидкое мыло и коснитесь, просто коснитесь, молока в центре на протяжении 10-15 секунд и наблюдайте «Волшебство в молоке».

Воспитатель: Почему так получилось, как вы думаете?

Вывод: В молоке есть жиринки, а жир боится моющего средство, вот и разбегается в разные стороны.

Воспитатель: Красивый узор? На что похоже? (на радугу, на небе облака, гром, северное сияние)

Воспитатель: Что ж, молодцы друзья. Двигаемся дальше, но для начала немного

разомнемся.

Предлагаю игру «Зеваки»

(Пока звучит бубен, дети идут по кругу, бубен замолкает, дети делаю 4 хлопка, берутся за руки и идут в другую сторону)

Воспитатель: Ну, что ж, хорошо. Ждет своего решения следующая задача. Ученые разгадывают разные загадки, порой они бывают очень трудными, но они находят на них ответы. Попробуем и мы, это непростое занятие.

*

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелёк.

Ответ: Одуванчик.

*

Звоночек синенький висел.

Ни разу в жизни не звенел.

Ответ. Колокольчик.

*Золотая шапочка, белая рубашка.

Как зовут цветок?

Ответ. Ромашка.

Воспитатель: Молодцы, у вас получилось разгадать все загадки, и поэтому, я хочу подарить вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).

Воспитатель: Ребята, а приходилось ли вам наблюдать, как распускаются цветы? (Ответы детей)

- Я предлагаю вам увидеть все своими глазами.

Опыт «Цветок расцвел»

Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы «распускаются».

Воспитатель: Понравилось? Как вы думаете, почему цветы распустились? (Делает вывод вместе с детьми)

Воспитатель: Продолжаем. На этом столе в тарелке лежит только крупа. Рассмотрите ее внимательно. Кто знает, какая? (Ответы детей)

-Что с ней делать, подсказки нет. Как вы думаете, что нам надо сделать (Ответы детей)

-Помните, в сказке она помогла Золушке отправиться на бал, и ей не пришлось отделять разные крупы друг от друга. Нам надо разобрать крупы.

Опыт «Поможем Золушке»

(Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы. На столе лежат детские ситечки)

Воспитатель: Да, работа идет очень медленно. Что же делать?

- Ребята, а это что? (если дети не справляются дать подсказку)

Воспитатель: [/i]Знаете, что надо сделать? Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы?

Дети: Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается в тарелку.

Дети просеивают крупы.

Воспитатель: Все справились, и нас ждет очередной эксперимент. Здесь самый настоящий вулкан и шары. Да только ученым некогда их надувать, а у нас время найдется! Давайте надуем шары и закрепим прищепкой (дети берут шары и прищепки)

Воспитатель: Как правильно надуваем шар? (Носом вдох и выдыхаем ртом воздух в шар) – дыхательная гимнастика.

Дети надувают.

Воспитатель: Посмотрите на шарики. По моему сигналу отпустим шары и посмотрим, чей шар улетит дальше или выше.

Дети отпускают.

Воспитатель: Чей шар улетел дальше? Почему?

Вывод: Потому что он был больше, а значит, в нём было больше воздуха. Воздух выходил сильнее и быстрее

Воспитатель: Но это не беда! Шары сами умеют надуваться.

Опыт «Надувание шарика»

В шар предварительно насыпают соду, в бутылку наливают уксус и надевают шарик на горлышко бутылки. В ходе реакции идет бурное выделение углекислого газа - шар надувается.

Воспитатель: Наша работа в лаборатории подходит к концу, но

напоследок, предлагаю маленькое извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

Опыт «Извержение вулкана»

Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане (место уксуса можно использовать лимонную кислоту с водой)

Воспитатель: Вот и потух наш вулкан. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? А что самое интересное? (Заслушиваются ответы детей)

Воспитатель: Ну, что ж дорогие мои, до новых встреч и до новых открытий! У нас с вами все еще впереди!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Научная лаборатория»Фотоотчет «Научная лаборатория» .

Конспект НОД «Научная лаборатория мыльных пузырей» в старшей группеКонспект НОД «Научная лаборатория мыльных пузырей» в старшей группе Цель: изготовить цветной мыльный пузырь, используя классические рецепты. Задачи: 1. Расширить представления о детской забаве – «мыльные.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?»Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Куда делась вода?» Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины»Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины» Воспитатель: Ряполова П. С. 2019г. Цель. Расширять и закреплять знания детей о свойствах камней песка и глины. Задачи: Формировать у детей.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха» Конспект по экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Свойства воздуха» Познавательно-исследовательская деятельность.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная вода» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей проводить несложные опыты с водой.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун» Сегодня, 12 апреля 2018 года, на базе нашего детского сада прошло открытое мероприятие, показ практических занятий, для слушателей Амурского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Научная лаборатория» в старшей группе
Опубликовано: 30 сентября 2020 в 18:12
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Научная лаборатория» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кушнер (УИ 1923841) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД