Алия Воробьева
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Дымящиеся горы. Вулкан»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментальной деятельности
Занятие № 34, дата 20.11.2020
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Юный экспериментатор»».
Группа дошкольного возраста, возраст от 5 до 7 лет.
I Год обучения
Педагог: Воробьева Алия Наильевна
Тема занятия : «Дымящиеся горы.»
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Дымящиеся горы, Вулкан“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Горы. Знакомим детей с горами
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: дать детям представление о таком явлении природы, как вулканы. Познакомить с профессией ученого-вулканолога.
Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.
Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
Задачи:
1 Образовательная –знакомить детей с материалом;
2 Развивающая: развивать навыки коллективной работы и совместного поиска решений;
3 Воспитывающая: продолжить укреплять развитие логического мышления, памяти и внимания учащихся
Форма проведения занятия : Комбинированное
Материал для занятия : ноутбук, иллюстрации вулканов, видео-презентация, макет вулкана.
Ход занятия:
I Организационная часть.
1 Приветствие.
Здравствуй, солнце золотое! (поднимаем руки верх)
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, легкий ветерок! (показывают руками из стороны в сторону)
Здравствуй, Маленький цветок! (приседают и начинают потихоньку подниматься)
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень! (обнимают друг друга)
II. Основная часть
Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
И зовут меня Вулкан!
Есть такие необычные горы, из которых извергается лава, называются они вулканы.
Я вам расскажу легенду о вулкане, которую вы еще не слышали.
“Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”
(На экран выводится картинка с изображением бога Вулкан)
Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. Понравилась?
Образование вулканов.
В земной коре образуется трещина, вулкан извергается, лава вытекает, застывает и образует вокруг трещин в земле возвышение, потом опять и опять и в итоге возвышение растет, превращается в гору – конус. Так вырастает вулкан.
Образоваться может вулкан на суше, и даже в воде.
Извергается он потому что внутри Земли очень высокая температура, магма бурлит и пытается вырваться наружу, что ей и удается через трещины в земной коре.
3 Физ. минутка.
Мы шагаем по равнине
Раз-два, раз-два.
А теперь плывём на льдине
Раз-два, раз-два.
Вот идём по плоскогорью
Раз-два, раз-два.
Забираемся на горы
Раз-два, раз-два.
А теперь мы отдохнём
Раз-два, раз-два.
И места свои займем!
Раз-два, раз-два.
4 Закрепление изученного на занятии материала на практике.
А теперь, ребята, давайте рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите внимательно какой формы вулкан, он похож на пирамиду, он конусообразной формы это жерло похоже на красновато – оранжевую пасть, уходящее глубоко в землю.
Обратите внимание на его верхнюю часть, эта часть вулкана называется кратер вулкана из него извергается лава.
Он похож на чашу, дыру, миску и т. д.
А внутри вулкана магма.
И огненная жидкость, выходящая из вулкана которая называется - Лава
А почему внутри магма, а когда выходит наружу-лава? Потому что магма — это расплавленные камни и летучие газы, а когда она выходит наружу то газы испаряются и остаются только расплавленные камни-лава.
Извержение вулкана.
Сначала из кратера поднимается столб дыма и пепел, потом каменный дождь обсыпает склоны гор и начинается извержение.
Лава извергаться иногда как- будто взрывается, выбрасывая лаву вверх и в стороны, а бывает лава вытекает “спокойно”.
Вулкан может извергаться один, два дня, а может и несколько лет.
После извержения остается выжженная пустыня не скоро на этом месте появится жизнь. Но, иногда, благодаря действию вулкана появляется новая, земля- например, Гавайские острова образовались в океане миллионы лет назад благодаря вулканическим процессам
Виды вулканов.
Потухшие-это вулканы, полностью утратившие активность, их извержение маловероятно или не извергавшиеся несколько сотен тысяч лет. Алмазная голова – Гавайи.
Спящими называют вулканы, извержение которых давно не происходило, но всё же оно возможно. Тейде – Испания.
Действующие – это вулканы, извергавшиеся хотя бы раз в памяти человечества. Ключевская Сопка - Россия, Камчатка. И, кстати, это самый высокий действующий вулкан в Евразии.
Как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой? (вид на Корякский вулкан (Корякская сопка) и город Петропавловск-Камчатский — административный центр Камчатского края.)
Потому что перед извержением происходит обычно землетрясение.
Вулканологи – люди этой профессии знают все о вулканах. Этим ученым иногда удается предупредить людей об надвигающейся опасности и жители могут покинуть места вблизи вулкана и спастись. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».
Просмотр видеофильма с извержением вулкана.
Молодцы. На этом наше занятие закончилось.
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
Дети, вам понравилось наше занятие?
- Что вы узнали нового?
- Что больше всего вам понравилось?
- Что вы запомнили интересного?
На этом наше занятие закончено. Всем спасибо. До свидания.