ОЛЬГА ПАВЛЮЧЕНКОВА
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе
Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Свойства воды»
Воспитатель: Павлюченкова О. В.
Тема занятия : «Свойства воды» (средняя группа)
Образовательная область: Познавательное развитие, цикл «Исследование объектов живой и не живой природы»
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Свойства воды“ в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
Интеграция: коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Задача: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.
Цели:
• Познакомить детей со свойствами воды
• Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы
• Активизировать и обогатить словарь детей
• Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру
• Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)
Материал: капелька на магните большая «Капитошка, капли воды маленькие, картинка с магнитами, глобус, воды, апельсиновый сок, молоко, пластиковые стаканчики, разноцветные пуговицы, соль, сахар.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент –
Воспитатель
Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с ними и друг с другом.
-Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое, здравствуй матушка земля, здравствуйте, мои друзья!
-Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Кто знает что это такое?
Дети
-Это глобус!
Воспитатель
- правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети
-Синего, голубого
Воспитатель
-Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? (ответы детей)
Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей земле. А кому нужна вода?
Дети
Животным, растениям, человеку
Воспитатель
- правильно, молодцы
2. Игровая ситуация –
- Ребята, кто-то пришёл к нам в гости! Кто же это?
Дети Капелька
Воспитатель
Да ребята, это капелька, и зовут её Капитошка. Капитошка спрашивает у детей, где живут у нас в группе её сестрички-капельки.
Ребята, давайте расскажем Капитошке, где в нашей группе живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А я буду отмечать ваши ответы приклеивать их на мольберт к Капитошке.
(дети отвечают, где у нас есть вода и какую пользу она приносит: чтобы поливать цветы, мыть посуду, вытирать пыль, мыть игрушки, умываться, пить воду)
- Ребята, а дома как мы используем воду?
(дети отвеют, для приготовления пищи, уборки, стирки одежды)
(Все вместе пересчитывают капельки.)
3. Экспериментальная деятельность «Свойства воды»
Воспитатель
-ребята приглашаю Вас, отправиться в лабораторию и как настоящие ученые провести опыты и узнать о свойствах чудесного вещества- воды.
В лаборатории нужно соблюдать правила поведения:
• Внимательно слушать воспитателя
• Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу
• Не забывать после каждого опыта делать выводы
А сейчас проходите в лабораторию, вставайте вокруг стола, напротив каждого стаканчика.
Опыт № 1
Воспитатель
-ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, вы чувствуете аппетитный запах. А есть ли запас у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт
Возьмите стакан с соком, понюхайте. Какой это сок? (ответы апельсиновый)
Как вы догадались, что сок апельсиновый (пахнет апельсином)
А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет (у воды нет запаха)
- так есть ли запах у воды (изображение карточки с этим свойством) какой Вывод можно сделать: У воды нет запаха!
Опыт № 2
Воспитатель
-ребята, вы пробовали лимон, а какой он на вкус? (кислый)
- а конфета (сладкая)
-интересно, а есть ли вкус у воды? Возьмите стакан (яблочного) сока, попробуйте сок. Какой вкус (яблочного) сока? (вкус яблока)
-а теперь возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она? Сладкая? Кислая? Солёная? (без вкуса)
Так есть ли вкус у воды? (нет)
Вывод: У воды нет вкуса
После сделанного вывода выставляется табличка с изображением «У воды нет вкуса»
Воспитатель
- вы правы ребята, у воды нет в вкуса.
Опыт № 3
Воспитатель
- чтобы приступить к следующему опыту пройдем к следующему столу
-ребята посмотри, что перед вами на столе в тарелочках
Дети
-лёд
Воспитатель
-возьмите его в руки. Какой лёд?
Дети
-холодный
Воспитатель
Что еще можно сказать про лёд. Лёд твёрдый? (да)
Воспитатель предлагает провести простые опыты со льдом: надавить, сжать, постучать по нему
- посмотрите, ребята, лёд на наших ладошках от теплоты рук начал таять? А когда лёд тает, то он во что превращается?
Дети
- в воду.
Воспитатель
Сделаем вывод: лёд – это вода в твердом состоянии. Мы узнали ещё одно свойство воды - она может быть не только в жидком, но и в твёрдом состоянии, когда замерзает, превращается в лёд.
Детям вновь демонстрируется табличка со свойством №3
Мы провели три опыта и чтобы узнать еще одно свойство воды перейдем к следующему столу, встанем вокруг него аккуратно.
Опыт № 4
-посмотрите, ребята, а вы знаете какого цвета молоко? (белого)
- а что вы можете сказать про воду? она белого цвета? Давайте проверим, какого цвета вода? Закройте глаза. Я опущу в молоко пуговицу – ваша задача угадать, какого цвета пуговицу я опустила
- открывайте глаза. Какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком, вы можете сказать (нет) Почему? (ответ детей) теперь предлагаю вытащить пуговицы из молока на салфетку. Погрузите эти же пуговицы в стаканчик с водой. Теперь мы может увидеть какого цвета пуговица (да)
Почему? (потому что вода - прозрачная)
-ребята вы молоды. Сделаем вывод - вода не имеет цвета.
Детям вновь демонстрируется табличка со свойством №4
Опыт № 5
- и последнее свойство, какую форму имеет вода
- Давайте выльем нашу воду в тарелочку. Что произошло (ответы детей) Действительно, она растеклась по тарелке потому, что не имеет формы. Можем ли мы сказать, что вода круглой формы, квадратной или прямоугольной? Нет. Сделаем вывод – вода не имеет формы.
Детям вновь демонстрируется табличка со свойством №5
Воспитатель подводит детей к доске и еще раз повторяет свойства воды по схеме (вода не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, вода может быть, как в твердом и жидком состоянии)
- вам понравилось проводить эксперименты с водой? Что тебе понравилось делать (вопрос адресуется к каждому ребенку) что нового узнали о свойствах воды?
Вывод общий вода - чудесное вещество, она нужна не только человеку, но и растениям, животным для жизни. Без воды нет жизни на земле.