Мария Романова
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей средней группы «Как дети озеро спасали»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить и систематизировать знания и представления детей о значении воды для всего живого.
Задачи:
1. Обобщить представления детей о свойствах воды; что вода не имеет цвета, запаха, вкуса.
2. Воспитывать бережное отношение к воде.
3. Развивать память и логическое мышление.
4. Воспитывать аккуратность и концентрировать внимание при проведении опытов.
Ход занятия:
Дети собираются около воспитателя.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь чьи-то следы, кто-то к нам, наверное, приходил. Пойдемте по этим следам.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей средней группы „Как дети озеро спасали“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Дети подходят к бассейну, наполненному водой. В нем плавает различный мусор.
Воспитатель: Это же озеро. Наверное, какие-то плохие люди приходили сюда, набросали мусор в озеро. А вот послушайте, что озеро рассказало о себе.
Дети садятся около озера. Звучит запись:
«Я – озеро с чистой и прозрачной водой. Как много жильцов было в моей воде: и рыбки, и растения, и жуки, и птицы жили около моих берегов. Я всех приглашало в гости: искупаться и отдохнуть. Я всем было радо.
Но однажды ко мне в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать. Сначала папа отправился рыбачить и выловил всю рыбу. Потом мама нарвала букет красивых белых кувшинок, но они завяли, и она их выбросила. Костя наловил из воды много улиток, разбросал их по берегу, а некоторые даже разбил камнем, чтобы посмотреть, что у них внутри. Потом семья развела костер и вкусно пообедали. Когда собрались уходить домой, весь мусор выбросили в озеро.
Гости ушли довольные, а озеро посерело, стало грустным и больше никогда не звало к себе в гости».
Воспитатель: - Почему озеро обиделось на людей? (мнения детей).
- Что же мы будем делать? (спасать озеро).
Воспитатель: Чтобы спасти озеро, мы должны с вами отправиться в Царство Волшебницы-воды, чтобы узнать побольше о воде. А раз волшебницы воды, то мы тоже должны стать маленькими волшебниками.
Дети подходят к воспитателю, у него в руках волшебная палочка.
Сейчас я дотронусь до каждого из вас волшебной палочкой и скажу волшебные слова:
«В руки палочку возьму,
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
В царство воды унесет».
Воспитатель дотрагивается до каждого.
«Раз, два, три – повернись,
В царстве волшебницы-воды очутись!»
Воспитатель: Вот мы и попали в царство Волшебницы-воды.
Дети садятся за столы, где все приготовлено для опытов.
Волшебница-вода говорит мне, чтобы маленькие волшебники могли сделать какое-то волшебство, они должны побольше узнать о воде.
- Сначала скажите, а где в природе еще можно встретиться с водой?
(озеро, пруд, лужа, болото, река, океан).
Воспитатель показывает иллюстрации, на которых изображены река, море, океан; дети определяют.
-А как человек дома использует воду?
(пьем, умываемся, купаемся, мама моет посуду, стирает белье, моет полы).
- Кому она нужна? (людям, растениям, животным – всем).
«Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране!
Без нее нам не умыться!
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить!»
- Сейчас мы с вами оказались в лаборатории волшебницы-воды, где сможем узнать о свойствах воды и проверить все на опытах.
Опыт 1. «Имеет ли вода цвет?»
Дети берут стаканчик с водой, опускают туда ложку, затем стакан с апельсиновым соком – делают то же самое.
В воде ложку видно, в соке – нет.
Вывод: вода прозрачная.
Да, вода прозрачная, но она умеет окрашиваться в разные цвета. Мы же волшебники.
Опыт 2. «Окрашивание воды в разные цвета».
Опыт демонстрирует воспитатель.
Три банки с крышками – на крышках разноцветная гуашь, воспитатель взбалтывает банки.
«Ты вода-водица,
Друг ты мой студеный,
Стань, вода-водица,
Не светлой, а зеленой».
«Ты вода-водица,
Друг ты мой прекрасный,
Стань, вода-водица,
Не простой, а красной».
«Ты, вода-водица,
Светлая, как иней,
Стань, вода-водица,
Не простой, а синей».
Опыт 3. «Имеет ли вода запах?»
Дети нюхают стакан с водой, потом с соком. Говорят, что вода не пахнет, а сок пахнет апельсинами.
Вывод: вода не имеет запаха.
Но если в воду добавить какие-либо вещества, то она приобретает запах.
Воспитатель приглашает детей встать и подойти к нему. Дает понюхать воду с кусочками лимона и с кусочками чеснока. Дети отгадывают, чем пахнет вода.
Опыт 4. «Имеет ли вода вкус?»
Дети пробуют воду, потом пробуют сок. Говорят, что сок имеет вкус апельсина, а вода не имеет вкуса.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Но часто люди говорят: «Какая вкусная вода». Почему же? Когда люди очень хотят пить, то говорят: «Какая вкусная вода!»
Общий вывод: вода – это жидкость, не имеющая запаха, цвета, вкуса.
Теперь мы многое знаем о воде.
Дети возвращаются к озеру.
- С чего начнем? (очистим озеро от мусора).
Дети берут совочки и вылавливают мусор, фантики, бумажки.
- Теперь наше озеро чистое.
- Что дальше? Вспоминаем, что сделал папа. Нужно запустить рыбок.
Воспитатель подходит к банке, накрытой тканью, и говорит волшебные слова:
«В руки палочку возьму,
Волшебство я призову.
Чудо пусть произойдет,
Рыбка оживет».
Снимает ткань, в банке живые рыбки. Выпускаем в озеро.
- Что дальше? Вспоминаем, что сделала мама? (сорвала все кувшинки, и они завяли).
-Нужно, чтобы появились растения.
Подходим к тарелке, накрытой тканью, там сложенные из бумаги цветы (оригами – кувшинки). Воспитатель говорит волшебные слова:
«В руки палочку возьму,
Волшебство я призову,
Чудо пусть произойдет,
И кувшинка оживет».
Дети берут по одной кувшинке, опускают их в воду, они раскрывают свои лепестки и оживают.
- Теперь мы помогли озеру? (Да).
Оно говорит нам «спасибо».
- Вам понравилось путешествовать в царстве Волшебницы-воды? (Да)
Она с нами не прощается, мы обязательно придем к ней в гости еще!