Алина Александровна Крикуненко
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Зонтик для Маши» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Зонтик для Маши» в средней группе.
Крикуненко Алина Александровна
Цели: развивать познавательную инициативу детей, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи между ними.
Задачи:
• Расширять представления об окружающем мире через знакомство с основными физическими явлениями;
Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности „Зонтик для Маши“ в средней группе» размещена в разделах
- Зонт. Конспекты занятий на тему зонта
- Зонты и зонтики
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
• Способствовать развитию исследовательских умений в поисковой деятельности (поиск материала для изготовления зонтика);
• Развивать связную речь: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством, расширять словарный запас (ситец, фланель, болонья, гипюр, развивать мелкую моторику пальцев рук;
• Воспитывать культуру труда, аккуратность при работе.
Оборудование и материалы: набор тканей размером 7х7 см (ситец, фланель, болонья, гипюр, пластиковые ложки, салфетки бумажные, миски с водой, лист бумаги формата А4 по количеству детей; образец для показа – бумажный кораблик, выполненный в технике оригами; зонтик от солнца, зонтик от дождя; кукла Маша, ёмкость с водой для запуска корабликов, смайлики трёх цветов.
Ход занятия:
Проблемная ситуация
Воспитатель: - Дети! Посмотрите, кто пришёл к нам в гости! Это же кукла Маша! Ребята, Маше на день рождения подарили зонтик. Но, почему-то она пришла к нам промокшая. (Предположения детей) Давайте спросим у Маши, не забыла ли она зонтик дома?
Маша: - Нет, я не забыла зонтик. Когда пошёл дождь, я открыла зонт, но он не спас меня от дождя. Как же так получилось, что я промокла?
Воспитатель: - Дети, как вы думаете, в чем дело?
Постановка проблемы
Воспитатель вместе с детьми формулирует проблему
Воспитатель: - Что же нужно сделать, чтобы узнать, почему Маша промокла?
Дети: - Проверить, действительно ли этот зонт от дождя.
Выдвижение гипотез
Воспитатель: - Давайте подумаем, как мы можем испытать зонтик Маши?
(Предположения детей)
Воспитатель подводит детей к мысли, что для зонтика нужна другая ткань, спрашивает, какую именно ткань выбрать.
Проверка гипотезы (самостоятельная практическая деятельность детей)
Воспитатель: - Ребята, и ты, Маша, посмотрите на столы (разложен практический материал). Что нам может пригодиться для проведения опыта? (Ответы детей)
Анализ полученного результата
Воспитатель: - Расскажите, что вы делали, чтобы проверить наше предположение о том, что зонтик Маши предназначен для защиты от солнца и не годится для защиты от дождя. (Дети описывают свои действия)
Воспитатель: - Что у вас получилось?
Дети: - Лоскутки из ситца, фланели, гипюра промокли, а из болоньи – нет.
Воспитатель: - Подтвердилось или нет наше предположение?
Дети: - Да.
Формулировка выводов
Воспитатель: - Ребята, какую ткань вы посоветуете Маше для зонтика от дождя и почему?
Дети: - Болонью, потому что она не пропускает воду.
Воспитатель: - Как мы пришли к такому выводу?
Дети: - Провели опыт.
Воспитатель: - Молодцы! Предлагаю вам немного отдохнуть.
Дидактическая игра «Маленький портной»
Цель: закрепить знания детей о тканях: видах, названии, назначении.
Ход игры: Детям раздаются лоскутки ткани разные по фактуре и цвету. Каждый ребенок должен ответить, какую одежду можно сшить из этой ткани и почему.
Физкультминутка «Дождик»
Дождик скачет по дорожке,
Как мальчишка озорной, (Прыжки)
Громко хлопает в ладоши
И от счастья сам не свой. (Хлопки)
Как игрушки в магазине,
Чистые дома стоят. (Повороты с отведенной в сторону рукой)
Небосвод стал синий-синий.
В лужах «зайчики» блестят. (Руки вверх, «фонарики»)
(Л. Гордиевская)
Воспитатель: - Ребята, Маша обратилась к нам с ещё одной просьбой. Она очень любит после дождя пускать в лужах бумажные кораблики, но делать их таки не научилась. Давайте мы сегодня научимся делать кораблики из бумаги и Машу научим.
Изготовление корабликов в технике оригами детьми вслед за показом воспитателя.
Воспитатель: - Я вижу, вы готовы к изготовлению корабликов? Тогда начинаем! Смотрим, слушаем, запоминаем. Я беру лист бумаги и показываю его вам. Ребята, какой формы лист бумаги?
Воспитатель: - Правильно, ребята, это прямоугольник. Сворачиваем лист пополам, а затем ещё раз пополам. Теперь на какую геометрическую фигуру похож лист бумаги?
Дети: - Прямоугольник
Воспитатель: - Вернемся на один шаг назад, разворачиваем лист, чтобы линия сгиба была сверху. А теперь поочерёдно опускаем верхние углы к линии сгиба так, чтобы два верхних уголочка встретились. Линию сгиба я проглаживаю с нажимом. Наши пальчики превращаются в «утюжки». Не забывайте, чем лучше прогладим линию сгиба, тем лучше будет слушаться нас бумага, тем ровнее и аккуратнее получится поделка. Теперь поднимаем нижние края листа вверх. Ребята, какая фигура получилась?
Дети: - Получился треугольник.
Воспитатель: - А теперь я получившийся треугольник беру в руки и соединяю нижние уголки вместе, при этом немного разворачивая его. Что у нас получилось?
Ребё нок: - Квадрат.
Воспитатель: - Правильно, квадрат. Он похож на шапочку с «ушками». Кладём нашу «шапочку» так чтобы нижние края-«ушки» смотрели вниз. Поднимаем «ушки» нашей «шапочки» поочерёдно вверх. Какая фигура получилась?
Ребё нок: - Треугольник.
Воспитатель: - Правильно, теперь мы наш треугольник снова превращаем в квадрат, соединяя нижние уголки вместе. Затем осталось потянуть за верхние уголки и у нас получится кораблик.
Воспитатель: - А теперь я предлагаю опустить наши корабли на воду. Вы согласны?
Дети: - Да. (Дети опускают кораблики в ёмкость с водой)
Воспитатель: - Ой! А какие красивые корабли у нас получились.
Итог занятия :
Воспитатель: - Ребята, расскажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали?
Дети: - Мы выясняли, почему промокла Маша.
Воспитатель: - А почему же промокла Маша?
Дети: - Маша взяла зонт, который предназначен для защиты от солнца и не годится для защиты от дождя. Ткань на этом зонтике пропускает воду.
Воспитатель: - Как называется ткань, которую используют для зонтов от дождя?
Дети: - Болонья.
Воспитатель: - Молодцы ребята, вы старались и справились с поставленной задачей! А сейчас, пожалуйста, выберите себе смайлик. Зелёный смайлик - если вам сегодня понравилось занятие, вы самостоятельно без чьей-либо помощи справились со всеми заданиями. Желтый смайлик - если вам потребовалась помощь, и вы не совсем справились самостоятельно. Белый смайлик - если вы считаете, что вам еще нужно многому научиться, и вам было трудно справиться с заданием самостоятельно.
Воспитатель: - Теперь попрощаемся с Машей, ей пора идти.