Калашникова Лариса
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана и профессией вулканолога.
Задачи: Расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы; Развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности;
Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлениях о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях; Активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, вулканолог
Ход занятия:
Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности „Извержение вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы поговорим о очень таинственном, удивительном, загадочном и грозном явлении природы. Для того чтобы узнать, о каком явлении, вы должны будете отгадать загадку. И так слушаем внимательно
Есть природное явление,
Называется «извержение».
Лава из горы течет,
Пепел в небе вьет и вьет.
Расскажите мне теперь,
Кто виновник этих дел?
Вулкан
СЛАЙД 2
Воспитатель: А хотите, я расскажу вам легенду о том, как появился вулкан?
«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».
Воспитатель: Ну что ребята, понравилась вам легенда? Так люди в древности представляли вулкан, а как же дело обстоит на самом деле?
Давайте посмотрим с вами на изображения вулканов.
СЛАЙД 3
Когда вулканы «спят», то мало отличаются от других гор. Посмотрите, с первого взгляда это обычная гора, а называется она спящий вулкан,
СЛАЙД 4. Но иногда они «просыпаются», начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскалённые камни, вулканические бомбы. Это действующие вулканы.
СЛАЙД 5. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.
Посмотрите внимательно на верхнюю часть вулкана, на что она похожа?
СЛАЙД 6.
Ответы детей.
Воспитатель: Да,верхняя часть вулкана, из которой извергается лава, похожа на большую яму, воронку и называется она - кратер вулкана.
СЛАЙД 7.
Воспитатель: Звучат взрывы, по склонам течёт настоящий огненный поток — лава, расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твёрдых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни.
СЛАЙД 8.
А когда куски лавы застывают, получаются новые камни – они называются пемза.
Воспитатель: Чтобы узнать, когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за вулканами следят ученые.
СЛАЙД 9
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, как называются ученые, которые изучают вулканы.
Ответы детей.
Воспитатель: Ученых, которые следят за вулканами и их жизнью, называют вулканологи. И сегодня 30 марта они отмечают свой профессиональный праздник-день вулканолога.
Воспитатель: Мы с вами засиделись, давайте немножко разомнемся и поиграем
Физминутка «Извержение вулкана»
Воспитатель: Давайте мы с вами изобразим как извергается вулкан! Сядем все на корточки или на пол. Представьте что мы – магма в подземной пещере. Теперь начнем закипать и бурлить. Будем плескать руками по воздуху и пытаться вскочить. Так вулкан дрожит, готовится к извержению. А теперь пусть наш вулкан вырывается через жерло наружу. Дети подскакивают и тянут руки вверх. Магма вылилась из жерла через кратер и растеклась по земле, стала лавой.
Воспитатель: Молодцы. Ну а сейчас мы с вами превратимся в маленьких учёных-вулканологов, сами попробуем сделать вулкан и посмотреть на его извержение.
Опыт «Извержение вулкана»
Воспитатель: Посмотрите я для вас изготовила макет вулкана. Но наш вулкан, пока, какой? Спящий. Давайте попробуем его с вами разбудить?
Ответы детей.
Воспитатель: Для того, чтобы разбудить вулкан нам потребуется: лимонная кислота, и питьевая сода.
(Воспитатель приготавливает смесь и аккуратно наливает лимонную кислоту.) Ребята, кажется наш вулкан просыпается, давайте отойдем подальше от вулкана (дети наблюдают извержение вулкана).
Если досыпать соду и доливать лимонную кислоту, то извержение вулкана можно несколько раз повторить. Детям обязательно, понравится этот опыт.
Воспитатель: Ну, вот наше занятие закончилось. Вам понравилось наше занятие? А что понравилось больше всего?
После опыта обязательно проветрить помещение.
На следующий день мы повторили еще раз опыт, но с другими ингредиентами.