Наталия Куткова (Баранова)
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе на тему
«Волшебница - вода»
Здравствуйте, детки! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебство, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у нас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! Возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу!
Отгадайте загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Правильно, вода. Сегодня мы с вами поговорим о воде и попробуем доказать, что вода может быть волшебницей.
Что у меня в руках? (Глобус)
Глобус – это уменьшенный макет нашей планеты. Как называется наша планета? (Земля).
Детки, рассмотрите глобус. Какого цвета на нём больше всего? (Синий, голубой). А почему? (Синий цвет – это вода). На нашей планете земля много воды: реки, озёра, моря, океаны. Ведь без воды невозможно было бы жить.
Речевая игра «Закончи предложение» : «Вода нужна людям (животным, птицам, растениям) для того, чтобы…».
Ребята, а вы хотите ещё больше узнать о воде, исследовать её? Я приглашаю вас в нашу маленькую лабораторию. (Дети подходят к своим столам.) Напоминаю им о правилах обращения с водой.
Воспитатель: Вода всегда и всем нужна,
Вода тепла и холодна,
А также мокрая она.
И кто с водой неосторожен,
Намочит быстро их она.
Дети, в нашей лаборатории мы превращаемся в учёных-исследователей. Много свойств у воды можно обнаружить, если вооружиться терпением.
Опыт 1. Вода прозрачна. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить коктейльные трубочки. В каком из стаканов они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.
Опыт 2. У воды нет вкуса и запаха. Предлагаю детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: есть ли у нее вкус? Даю им для сравнения попробовать мандариновый сок. Сравниваем вкус, делаем вывод, что вода вкуса не имеет. Потом понюхаем воду в стаканчике, определяем, что вода не имеет запаха.
Вывод: у воды нет вкуса и запаха.
Опыт 3. Тонет-не тонет
У меня есть два мандарина – один целый, второй очищенный. Как вы думаете, какой из мандаринов утонет — в кожуре или без нее? А одинаковые ли они по весу? Какой легче, какой тяжелее? Почему?
Проводится опыт с мандаринами и вопросы по проведённой демонстрации.
Что вы заметили? Какой из мандаринов утонул, а какой остался плавать? Правильно ребята, даже несмотря на то, что мандарин в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нём что? (кожура, а в кожуре что есть? много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды. Этот принцип применяется в настоящих спасательных жилетах.
Физкультминутка.
Мы плывём по тихой речке,
Тихо плещется вода (плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки, разбежались кто куда (потягивания-руки вверх и в стороны)
Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой (движения руками как крыльями)
Наконец она садится на корягу над водой (присесть)
Мы из речки вылезаем.
Чтоб обсохнуть погуляем (ходьба на месте).
А теперь глубокий вдох
И садимся на песок.
Опыт 4. Вода бывает теплой, холодной и горячей. Даю детям попробовать стаканчики с водой разной температуры. Дети определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая тёплая. В реках, озёрах, морях вода разной температуры. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в тёплой воде, другие - только в холодной. В природе есть такие места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой тоже идет пар. В водоёмах вода бывает разной температуры, а, значит, в них живут разные растения и животные. (показ слайда гейзера).
А еще мы можем сделать с детьми дождь. Закипятить в электрочайнике воде, при открывании крышки образуются капли. Объясняю детям про дождь, который тоже образуется от разницы температур земли и воздуха в атмосфере.
Опыт 5. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Размешайте их. Что произошло? Сахар и соль растворились в воде. Добавьте в ваши стаканы с водой несколько капель масла. Что же произошло с маслом в воде? Масло не растворилось в воде, оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками. Можно ли пить такую воду? А почему?
Опыт 6. Фильтрование воды. Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.
Опыт 7. Что тяжелее лед или снег
Перед детьми стоят емкости с водой, снег и лед.
Ребята возьмите ложкой снег и положите его в тарелку с водой.
Что произошло со снегом?
Ответы детей:
Снег постепенно тает и тонет.
Воспитатель:
Правильно, значит, какой вывод можно сделать?
Дети:
Снег – это вода, он превратился в воду и он тяжелее воды.
Воспитатель:
А сейчас положите в воду лед. Что с ним происходит?
Дети: лед постепенно тает, но не тонет.
Воспитатель: смотрите, лед не тонет из-за того, что при замерзании в нем обычно остаются пузырьки воздуха и трещинки, а ещё у льда плотность меньше, чем у воды, поэтому лед легче воды и плавает на поверхности.
Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Всё живое на земле нуждается в воде, поэтому её надо беречь и охранять! Ребята, а как надо беречь, охранять её?
Ребенок читает отрывок из стихотворения Н. Рыжовой
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, океане и в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить: без воды нам не прожить!
Игра «Капля к капле – будет озеро».
- Ребята, давайте из цветных кружочков – капелек составим озеро. Как вы думаете, где озеро глубже – в середине или около берега? Чем мельче, тем цвет озера светлее (голубой). Дальше – глубже (синий цвет, а самая середина – фиолетовая, там очень глубоко. (Дети выполняют задание.)
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Что нового вы узнали о воде? Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? Что показалось самым интересным?