Татьяна Кудрякова
Конспект занятия по экологическому воспитанию с детьми подготовительной группы «Путешествие на необитаемый остров»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологическому воспитанию с детьми подготовительной группы
Программное содержание:
Образовательные задачи:
• Формировать у детей понятие «экологическое равновесие»
• Углублять и систематизировать знания детей о правилах поведения в природе.
• Активизация словаря: прозрачная, мыльная, фильтруется.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию с детьми подготовительной группы „Путешествие на необитаемый остров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Развивать познавательные умения детей: рассматривать, строить предположения, делать выводы и простейшие умозаключения (игра «Что возьмем в поход»).
Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости (пищевые связи в экосистеме).
Воспитательные задачи :
• Учить детей осознавать собственную значимость среди людей (игра «Мир без тебя…»).
• Развивать коммуникативные умения и навыки: уважение к товарищам, не перебивать, выслушивать, уметь договариваться.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Индивидуальная работа:
-Вопросы к детям с низким уровнем экологического развития.
o –Вопросы к детям с высоким уровнем экологического развития.
Предварительная работа:
• Чтение произведения Д. Дефо «Робинзон Крузо»
• Проведение опыта «Свойства воды» (стр. 108 «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Т. М. Бондаренко).
• Чтение книги В. Танасийчука «Экология в картинках» (М. ; Детская литература, 1989).
Материал к занятию :
• Письмо от Робинзона Крузо.
• Таблица «Правила поведения в природе».
• Карточки к игре «Что возьмем в поход» :
Бинокль Рогатка
Блокнот Магнитофон
Карандаш Перочинный нож
Мешок Сачок
Карта Спички
Лупа Топор
Компас Птичья клетка
Перчатки Капкан
Аптечка Ружье
Сапоги
• Картинка с изображением джунглей.
• Макет болота.
• Карточки для логической задачи «Как помочь Робинзону».
• «Свидетельства Юного Робинзона».
• Музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
В: Ребята, у нас сегодня на занятии гости, давайте им приветливо улыбнемся и поздороваемся. (Здравствуйте)
В: Вы хотите поиграть в игру? (Да, хотим).
- А вам нравится игра «Мир был без тебя неинтересен?» (Да, нравится)
В: Я вам напоминаю, что для этого нужно построить круг, в центр круга выбрать водящего, ему будем дарить свои комплименты. (Выбор «стрелочкой»).
В: Я задаю вопрос, а вы думаете, какой комплимент скажете Сереже:
- Мир был бы без тебя неинтересен, потому, что ты… (хороший друг, умеешь делиться, веселый и т. п.)
В: Молодцы, сколько хороших комплиментов сказали Сереже.
В: А у меня для всех сюрприз. Почтальон принес в детский сад необычное письмо. Очень странный у него обратный адрес – «Необитаемый остров». (Показывает).
- Вы догадываетесь, кто его нам мог прислать? (Робинзон Крузо)
В: Правильно, это письмо с необитаемого острова от великого путешественника Робинзона Крузо.
Читает письмо:
«Здравствуйте, мои дорогие друзья, юные экологи из детского сада Родничок.
Получил ваше письмо, большое спасибо. Я очень рад за вас, что вы стараетесь узнать о природе как можно больше и учитесь помогать тем, кто попадает в беду. Мне тоже нужна ваша помощь, ребята. Жизнь моя на острове была бы прекрасна, если бы…»
В: Все, больше ничего нет, письмо обрывается…
-Если нас просят о помощи, как вы считаете, нужно помочь? (Нужно).
Решено, собираемся на необитаемый остров. Я предлагаю вам собрать рюкзак.
- Прежде, чем укладывать вещи, пожалуйста, вспомните и назовите основной закон экологии. (НЕ ВРЕДИ ПРИРОДЕ)
-Как человек должен вести себя, чтобы не навредить природе? (Не загрязнять воду, не оставлять мусор, не убивать животных, не ломать деревья).
В: Очень хорошо, что вы все это знаете, значит делать этого не будете.
-Итак, перед нами стоит задача из предложенных предметов отобрать вещи, необходимые в походе.
Правило такое: мы берем в поход только то, что не причинит вреда природе. Вещи, которые могут быть опасными для окружающей среды-оставляем.
-Я предлагаю сесть в кружок и решить сообща, какие вещи нам понадобятся, какие нет и почему.
Игра «Что возьмем в поход»
Предлагаются карточки:
Бинокль Рогатка
Блокнот Магнитофон
Карандаш Перочинный нож
Мешок Сачок
Карта Спички
Лупа Топор
Компас Птичья клетка
Перчатки Капкан
Аптечка Ружье
Сапоги
- Ребята, почему мы не возьмем сачок? (Нельзя ловить бабочек).
-Для чего нам могут понадобиться перчатки? (Собирать мусор)
-Как вы думаете, нам может понадобиться компас? (Да, чтобы не заблудиться).
-Какой вред природе может причинить магнитофон? (В лесу нельзя шуметь)
В: Вот теперь все готово. Мы взяли только самые необходимые вещи. Да заодно еще вспомнили правила поведения в природе.
-Ребята, как вы считаете, на чем можно добраться до необитаемого острова? (На самолете, на лодке, на вертолете).
Звучит музыка. Дети имитируют движение на выбранном транспорте.
В: Вот мы и на острове. Жара-то какая! Солнце печет, пить хочется. А вот и болото. (Рассматривают).
Не проедешь, не пройдешь,
Обойдешь сторонкой.
И водицы не попьешь
С зеленоватой пленкой.
-Я думаю, что здесь мы сможем воды напиться.
-Как, дети, вы думаете, можно ли пить воду из болота и почему? (Нельзя, она грязная, можно заболеть).
В: Ребята, смотрите, вот какая-то записка. Может быть это продолжение неоконченного письма Робинзона Крузо?
(Читает)
«…жизнь моя на острове была бы прекрасна, если бы не загрязнение окружающей среды. Помогите мне найти питьевую воду. Определите, пожалуйста, какая это вода по своим качествам?.»
В: Записка опять обрывается.
-Давайте попробуем выполнить задание Робинзона.
( Даны три банки с водой: вода чистая, вода грязная, вода мыльная)
В: Какая это вода? (мыльная)
-Где ее используют? (стирают белье, можно мыть полы, стулья, игрушки)
В: А какая это вода? (Грязная)
-Как можно ее очистить? (Профильтровать)
-Из чего можно сделать фильтр? (Из тряпочки, из салфетки, воронку можно сделать из бутылки)
В: Давайте этот опыт проделаем. (Взять для опыта чистую банку, воронку, салфетку)
-Какая вода стала? (Чистая)
-Куда может пригодиться эта вода? (полить растение, но пить ее нельзя)
В: Что мы можем посоветовать Робинзону? Где ему взять воду пригодную для питья? (Найти родник, но воду фильтровать, кипятить)
-Что нужно делать, чтобы сохранить чистую воду в водоёмах? (Не бросать мусор, очищать берега рек и озер)
В: Хорошо отдохнуть на берегу реки, вода успокаивает, бодрит, восстанавливает силы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, - это брасс,
Один, другой – это кроль,
Все как один – поплыли как дельфин.
В: Ребята, а вот еще какая- записка. (читает)
«…. Жизнь моя была бы прекрасна, если бы не комары, которых стало очень много, после того, как я прогнал лягушек и жаб с моего любимого озера…»
В: Ребята, я считаю, что надо помочь Робинзону найти выход из трудного положения. Помогут нам эти картинки. (Карточки для логической задачи)
В: Давайте с помощью карточек восстановим ход событий.
Робинзон пишет, что сначала все было хорошо.
- Какая карточка подходит под это описание? (Дети выкладывают)
- Что произошло потом? (Робинзон прогнал лягушек и жаб).
- Как вы думаете, кому стало плохо, когда на озере не стало лягушек? (Стало плохо цаплям, они улетели)
- На озере не стало птиц, лягушек и жаб, но появилось… (большое количество комаров).
В: Ребята, какая же взаимосвязь между лягушками и комарами? (Пищевая, это звенья одной пищевой цепочки).
Правильно, прогнав лягушек, Робинзон разорвал пищевую цепочку.
НАРУШИЛОСЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.
В: Что мы посоветуем Робинзону в этой трудной ситуации?
- Как восстановить экологическое равновесие? (Вернуть лягушек на озеро. Прилетят птицы. Если мешают лягушки, дом можно построить в другом месте.
В: Молодцы, ребята, я считаю, вы правы, что посоветовали Робинзону помириться с лесными обитателями.
- Как вы думаете, Робинзону наш совет поможет? (Поможет, надо жить дружно, нельзя мешать диким животным)
В: Наше путешествие окончилось, пора в обратный путь.
(Дети выбирают транспорт и возвращаются в детский сад).
В: Ребята, мы так были заняты, что не заметили еще одну записку.
(Читает,
«Дорогие друзья! Уважаемые юные экологи! Я был уверен, что вы мне поможете, что справитесь с непростыми экологическими задачами. Большое вам спасибо. Я дарю вам «Свидетельство Юного Робинзона».
Дети получают «Свидетельства», рассматривают, делятся впечатлениями.