Ирина Иванова
Конспект занятия по экологии «Зимние явления в природе»
Конспект занятия по экологии «Зимние явления в природе» (старшая группа)
Цель: расширение представлений детей о зимних явлениях в природе.
Задачи:
-закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом;
-закреплять знания о зимних месяцах;
-формировать умение строить связанные высказывания типа рассуждения.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Зимние явления в природе“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментирования.
-развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать воображение детей.
-воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Словарная работа: снегопад, метель, иней, вьюга, изморозь, наст, оттепель, гололедица, туман.
Предварительная работа: наблюдения за зимней погодой; рисование на темы «Зимний пейзаж», «Иней покрыл деревья», «Зима». Чтение рассказов «Снег», «Изморозь. Иней».
Оборудование: мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук, музыкальный центр, презентация на тему «Зимние явления в природе».
Материалы: запись музыки П. И. Чайковского «Времена года», бумажная снежинка, тарелочки со снегом, формочки, салфетки, картинки с изображением разных времен года для игры «Что лишнее?»
Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская (экспериментирование, двигательная, коммуникативная)
Ход занятия:
1. Организационный и сюрпризный момент.
Воспитатель: Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима щедро укутывает землю серебром снежинок. Зима – это самое волшебное время года. Наша русская зима, словно сказочное царство, где происходят различные чудеса.
Ребята, я сегодня шла в детский сад и нашла волшебную снежинку. А на ней загадка (про зиму). Отгадаем загадку?
В это время года
Ложится спать природа,
Укрывшись белоснежным
Пушистым снегом нежным.
В снегу деревья и дома,
Мы говорим: «Пришла … (зима)».
Воспитатель: Правильно. Сейчас идет зима. Какие приметы зимы вы знаете? А какие зимние месяцы существуют? С какого месяца начинается зима? А с какого – Новый год? Кто мне скажет, каким месяцем заканчивается зима?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Я хочу рассказать вам о зимних явлениях природы, некоторые из них вы уже знаете.
2. Просмотр презентации «Зимние явления в природе».
Под музыку П. И. Чайковского «Времена года» дети просматривают презентацию «Зимние явления в природе».
Воспитатель: Давайте, слушая красивые звуки природы, посмотрим зимние пейзажи. Посмотрите, пожалуйста, какая красота! (слайд №2).
Воспитатель: Ребята, это зимние месяцы (слайд №3). Какие зимние явления природы мы здесь видим? (слайд №4, 5, 6)
Ответы детей: Мы видим снегопад, метель, вьюгу.
Воспитатель: Как называется зимнее явление, когда идёт сильный снег, дует, завывает ветер?
Ответы детей: Это зимнее явление называется метель, вьюга.
Воспитатель: Но зимой бывает и так, что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется твердая корочка «наст» (слайд №7). На крышах и деревьях появляются сосульки (слайд №8). Такое состояние погоды называется «Оттепель».
(слайд №9). Гололед – это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах и т. д.) при замерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана).
(слайд №10). Воздушный пар превращается в капельки воды, когда остывает. Это и есть туман. В мороз туман образуют мельчайшие кристаллики льда, которые потом, падая на деревья, образуют иней, такая зимняя роса. Чаще всего так и бывает. Сначала туман, потом иней. Значит, туман — это слишком насыщенный льдинками воздух.
Воспитатель: А как называется мелкий дождик? Мелкий дождик называется изморозь (слайд №11). Когда заканчивается изморозь и ночью немного подмораживает, на деревьях и кустарниках появляется красивый иней (слайд №12).
Изморозь и иней образуются в морозную погоду из водяного пара, но иней окутывает предметы тонким слоем, а слой изморози довольно толстый и нарастает равномерно со всех сторон. Да и по внешнему виду иней не такой пушистый и нарядный, как изморозь, переливающаяся разными цветами.
По ходу обсуждения звучит спокойная музыка, и показываются на экране картинки.
3. Дидактическая игра «Что лишнее?»
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Что лишнее?» (среди разных картинок надо выбрать только те, которые относятся к зиме).
Физкультминутка. Упражнение «Снег».
Снег сегодня шёл с утра (руки опускаются сверху вниз)
Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)
Снег на ветках (руки вверх, на дорожках (наклонили вниз)
На носах (дотрагиваются до носа) и на ладошках (показывают ладошки) .
4. Экспериментальная деятельность.
Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами отправимся в снежную лабораторию, в которой происходят чудеса со снегом.
(Помощник воспитателя приносит тарелочки со снегом и пустые формочки)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что будет происходить со снегом в тёплом помещении? Какой становится снег?
Ответы детей: Снег становится влажным, липким.
Воспитатель: Давайте его потрогаем. Что можно сделать с таким снегом?
Ответы детей: Можно скатать комочек.
Воспитатель: А что происходит со снегом, когда мы его катаем в руках?
Ответы детей: Снег тает в руках.
Воспитатель: Что произойдёт со снегом, спустя некоторое время?
Ответы детей: Снег превратится в воду.
Воспитатель: Правильно ребята, снег растает и превратится в воду. А если мы эту воду нальём в формочки и поставим на улицу на мороз, что с ней произойдёт?
Ответы детей: Вода замёрзнет и превратится в лёд.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а снег в тарелочках уже превратился в воду. Можно ли эту воду назвать чистой?
Ответы детей: Нет, в ней видны частички грязи, пыли.
Воспитатель: Во время снегопада снег собирает в воздухе частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег белоснежный, в нём содержится много грязи и микробов. Давайте аккуратно выльем воду в формочки.
Дети сливают воду в приготовленные формочки.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет с этой водой, если формочки вынести на холод? А если в эту воду добавить краску? (ответы детей) Я предлагаю вам сделать ледяные украшения, которыми можно будет украсить зимние деревья.
Дети добавляют в воду краску любого цвета.
Воспитатель: Мы с вами в эту воду добавим вот такие петельки и вынесем на улицу наши формочки. Когда вечером вы пойдете домой, то увидите свои формочки, в них уже будет цветной лёд. Вы вытащите из формочки свою цветную льдинку и повесите ее на деревья и кусты возле садика.
5. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами беседовали? Что нового ты узнал? Чем тебе понравилось заниматься? Вам было интересно? Что именно тебе было интересно? Какие зимние явления ты уже знал? О каких зимних явлениях ты узнала сегодня?
Воспитатель: Дети, вы сегодня были внимательны, узнали много нового и закрепили свои знания о зимних явлениях природы. Теперь вы можете поделиться ими со своими младшими товарищами. Спасибо за занятие!