Надежда Привалова
Конспект занятия по экологии в средней группе на тему «Снег и лёд»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.
Учить сравнивать и делать обобщения, анализировать.
Дать знания о роли снега и льда в природе.
Закреплять навыки организованного поведения.
Словарная работа:
Активизировать словарь детей прилагательными: бесцветный, сыпучий, хрупкий, холодный, белый, пушистый, мягкий, твердый, прозрачный, непрозрачный. И существительными: айсберг, ледоход.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по экологии в средней группе на тему „Снег и лёд“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наблюдения за снегопадом, образованием льда на лужах, опыты с водой, чтение художественной литературы о зимних явлениях в природе.
Оборудование и материалы:
Ёмкости со снегом и кубиками льда, тонкую пластинку льда, в которой заморожен предмет, таз с водой, свеча, спички.
Ход занятия:
В - Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает? (Зимой)
В – А сейчас послушайте стихотворение И. Сурикова о зиме.
«Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело».
Вот как красиво поэт описывает зиму.
А чем вам нравится зима?
Д - Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься с горки, на лыжах, коньках, санках. Зимой можно слепить снеговика.
Физкультминутка:
Дети имитируют движение катания на коньках и игры в снежки.
В - Всё это можно делать только зимой. Почему?
Д - Потому, что зимой есть и снег, и лёд.
В - Для чего же нужны снег и лёд? Может быть, и без них хорошо, и они нам не нужны?
Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые и, даже некоторые животные. Снег помогает им перезимовать в сильные морозы.
Лёд толстым прозрачным слоем покрывает водоёмы, чтобы всё живое не погибло от холода.
В – А сейчас послушайте загадки.
Мороз на воду опустился
И мир вокруг преобразился.
Там где раньше все текло,
Превратилось все в стекло. (Лёд)
Бел, да не сахар, нет ног, да идёт. (Снег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
В - Хотите побольше узнать о снеге и льде?
Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются.
На прогулках, мы с вами уже наблюдали за снегом и льдом, давайте вспомним, чем лед отличается от снега.
Д - Снег мягкий, а лёд твёрдый; из снега можно лепить, а изо льда нельзя.
(Воспитатель показывает большую миску с кусочками льда)
В - Что это такое? (Лед)
- Как вы узнали, что это лед, а не снег?
Д - Холодный, твёрдый и т. д.
(Затем показывает большую миску со снегом).
В - А это что? (Снег)
- Как вы узнали?
Д - Холодный, белый, пушистый, мягкий и др.
Физкультминутка
Раз, два, раз, два- (хлопаем в ладоши)
Начинается игра.
Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения)
Строим горку во дворе.
Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)
Двор украшен в феврале.
Раз, два, раз, два (ритмично топаем)
Вот и кончилась игра.
Опыт №1. «Определение цвета».
В - Какого цвета снег? (белый)
В - Какого цвета лёд? (бесцветный)
Если дети называют: белый, голубой, серый показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.
Опыт №2. «Воздействие температуры».
В – Ребята возьмите в руки снег и лед. (Дети держат в руках снег и лед.)
-Что произошло со снегом?
-Что произошло со льдом?
Д- Снег и лед растаяли.
-Почему они быстро тают на ладошке, а на тарелке медленно?
Д – Ладошка теплая, поэтому снег и лед быстро растаяли.
В - -Что получается, когда снег и лед тают?
Д – Вода.
В - Мы с вами на прогулке разливали воду по формочкам. Что произошло с водой? Почему она замерзла? Как вы думаете? (Ответы детей.)
В - Правильно, вода замерзла, потому что на улице мороз. А вода при низкой температуре замерзает.
В - Под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.
В - Про лёд есть много загадок, но вот одна из них:
В огне не горит, и в воде не тонет.
Давайте поверим, так ли это- проделаем с вами опыт со льдом. Сейчас я зажгу свечу и попробую лёд от свечи зажечь.
(воспитатель подносит лёд к свече).
В - смотрите, капает вода, лёд тает, а свеча погасла. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
В - Правильно - от огня лёд не загорелся, а стал от тепла таять и вода погасила огонь. Мы узнали, что лёд в огне не горит, а только тает от тепла.
Давайте дальше проверим- тонет ли лёд в воде?
Опыт № 3. «Тонет, не тонет».
(воспитатель ставит на стол таз с водой).
В -Давайте проведем опыт.
Дети опускают кусочки льда в ёмкость с водой и наблюдают.
Д - Лёд не тает, а плавает на поверхности и медленно тает.
В - Да, лёд в воде плавает и не тонет. А весной, когда тает лёд на реках- плывут большие льдины- это называется ледоход. А в морях и океанах плавают огромные льдины- они называются- айсберги.
В - Вот мы с вами убедились, что лёд в огне не горит, и в воде не тонет.
В – А сейчас, давайте проверим, что произойдет со снегом в воде.
Дети опускают комочек снега в ёмкость с водой.
Д – Снег тоже не тонет, но быстро тает.
Опыт №4. «Определение прозрачности».
Воспитатель показывает детям тонкую пластинку льда, в которой заморожен предмет.
В – Ребята, что вы видите? (ответы детей)
- Лед прозрачный, как стекло в окошке.
Затем воспитатель помещает такой же предмет за комочком снега, и спрашивает, виден ли он теперь.
Д - Нет, предмет не виден. Значит, снег не прозрачный.
Опыт №5.. «Определение прочности».
Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я уронила лёд, что с ним случилось?
В -Правильно. Лёд раскололся на кусочки. Значит что можно сказать про лёд?
Д - Лёд хрупкий.
В – Чем похожи снег и лед?
Д - Это замерзшая вода; и снег и лёд холодные; бывают только зимой. Снег и лёд не тонут в воде.
В - Чем снег и лёд отличаются?
Д – Снег –Белый, а лёд – бесцветный. Снег не прозрачный, а лёд прозрачный. Снег сыпучий, а лёд хрупкий.
В – Молодцы, вы правильно всё ответили. Я очень рада, что сегодня вы узнали еще больше о свойствах снега и льда.