Силаева Елена
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Метеостанция в детском саду»
Цель: Создать условия для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции.
Задачи:
Образовательные: учить детей проводить простейшие действия, похожие на явления природы (дождь, ветер, гром); учить детей анализировать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; закреплять умение классифицировать явления природы по временам года; продолжать знакомить детей с явлениями природы;
Публикация «Конспект занятия по экологии в подготовительной группе „Метеостанция в детском саду“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Метеоролог. Конспекты занятий
- Погода и природные явления
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие: развивать познавательные способности детей; развивать наблюдательность, любознательность, мышление; развивать мелкую моторику, воздушную струю;
Воспитательные: воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.
Речевые: развивать связную речь, умение правильно строить предложение.
активизировать словарь детей за счет прилагательных, обозначающих состояние погоды, слов-названий приборов: спутник, барометр, флюгер, метеобудка, рукав, снегомер, дождемер, осадкомер.
Предварительная работа: Беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдение за погодой и ведение дневника, опыты и эксперименты, чтение художественной литературы, слушание звуков природы.
Оборудование: Стол, на котором находятся тазик с водой, поролоновая губка, белое конфетти или ветряная вертушка, барабан, ёмкость для развития воздушной струи; картинки с изображениями предметов, которые нужны для работы метеоролога, и лишние предметы; иллюстрации с явлениями природы; на каждого ребёнка цветные карандаши, лист бумаги.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, становитесь скорее в кружок, давайте поздороваемся друг с другом.
Привет
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему (привет)
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой (привет)
При встрече через много лет
Вы крикните друзьям (привет)
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго (привет)
И вы запомните совет
Дарите всем друзьям (привет!
Даайте дружно все в ответ
Друг другу скажем мы. (привет!
Воспитатель: Дети, о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку:
Есть общее название
Природы состояния.
От времени года
Зависит… (Погода)
Воспитатель: Правильно. У каждой погоды есть свои явления. Ребята, а когда бывает капель?
Дети: Весной.
Воспитатель : А летом, что мы можем наблюдать?
Дети: Росу, туман, радугу, град.
Воспитатель: А какие явления природы мы замечаем осенью?
Дети: Дождь, ветер, листопад, туман.
Воспитатель: А что можно наблюдать зимой?
Дети: Снег, вьюгу.
Воспитатетль: Правильно, как вы думаете, для чего нам нужно знать, какая будет погода?
Дети: Чтобы правильно одеться, выходя на улицу.
Воспитатель: Правильно, но знать, какая будет погода, нужно не только для того, чтобы правильно одеться. Прогноз погоды необходим многим профессиям: для безопасных полётов лётчикам, штурманам кораблей. Строители и водители, геологи и хлеборобы – все эти профессии (специалисты) нуждаются в точном прогнозе погоды.
Послушайте ещё одну загадку:
Он в любое время года
Может предсказать погоду.
Зонтик брать или не брать?
Нужно ль шапку надевать?
Круглый год, зимой и летом,
Слушайте его советы! (Метеоролог, синоптик).
Воспитатель: Это метеоролог, профессия человека, который изучает погоду. И в этом метеорологам помогают специальные приборы. По всей нашей стране работают метеостанции. Метеорологи, используя специальные приборы, наблюдают за погодой, делают определенные расчеты и передают в главный Гидрометеоцентр. Там метеорологи обрабатывают эти данные и делают прогноз погоды, которые мы видим и слышим с экрана телевизора.
Показания наблюдений называют замерами, метеорологи заносят их в дневник. Это дневник наблюдений (показ). Мы с вами тоже ведём такой дневник. Расскажите, какие условные знаки используем для обозначения разных погодных явлений (ответы детей и демонстрация карточек).
Это очень ответственная работа
Для наблюдения за состоянием погоды нашей планеты учёные основали множество метеорологических станций, где находится различное оборудование.
Флюгер и ветряной рукав – показывают направление и силу ветра.
Осадкомер (снегомер и дождемер) – показывает количество выпавших осадков.
Термометр – измеряет температуру воздуха.
Барометр – определяет атмосферное давление.
«Солнечные часы» - определяют время и части суток.
Воспитатель: Достаточно метеорологу измерить показания приборов: силу и направление ветра, атмосферное давление, и ему будет ясно, какая будет погода: солнце или дождь, град или ураган, будет ветер или нет. После того как показания сняты с приборов, данные записываются и передаются в метеослужбу.
Для составления прогнозов погоды они также пользуются фотографиями земли, сделанными со спутников. Эти спутники беспилотные, они называются зонды.
Пальчиковая гимнастика: Приплыли тучи дождевые
Приплыли тучи дождевые, (Шагаем на месте.)
Лей, дождь, лей. (Хлопаем в ладоши.)
Дождинки пляшут, как живые. (Шагаем на месте.)
Пей, рожь, пей! (Прыжки на месте.)
И рожь, склоняясь к земле зеленой, (Шагаем на месте.)
Пьет, пьет, пьет. (Хлопаем в ладоши.)
А дождик теплый, дождь неугомонный (Шагаем на месте.)
Льет, льет, льет. (Прыжки на месте.)
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, отвечайте по одному – не перебивайте друг друга. Будьте внимательны, не спешите.
Игра: «Хорошо – плохо».
С помощью картинок дети рассказывают, когда хорошо, когда плохо.
Например:
«Идет дождь» :
Хорошо – поливает огород, цветник -питает землю влагой;
Плохо – лужи, грязь, холодно, можно промокнуть и т. д.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я буду загадывать вам загадки, а кто отгадает, будет показывать отгаданное явление с помощью материала на столе. Подойдите, пожалуйста все к столу.
(Дети подходят к столу, на котором находятся: лейка, контейнер с водой, барабан, кусочки пенопласта,ёмкость для развития воздушной струи).
Воспитатель:
Меня частенько просят, ждут,
А только покажусь,
То прятаться начнут. (Дождь)
(Ребёнок поливает из лейки)
Бежал по тропке луговой —
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой —
Речка сделалась рябой (Ветер)
(Ребёнок дует на воду в контейнере)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела. (Метель)
(Ребёнок дует в ёмкость для развития воздушной струи, в которой лежат мелкие кусочки пенопласта)
В небе молния сверкнёт,
А за нею звук идёт,
Как грохочет камнепад,
Иль петарды, да не в лад. (Гром)
(Ребёнок бьёт в барабан)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я проверю как вы запомнили приборы и поиграть с вами в игру.
Игра: «Что нужно для работы метеоролога?»
На карточках изображены предметы, которые нужны для работы метеоролога, а также предметы, которые не пригодятся в его работе. Дети выбирают нужный прибор и говорят для чего он нужен.
Воспитатель: Вы хорошо справились с этим заданием, помогли выбрать для метеоролога нужные приборы. Как вы думаете,сложно работать метеорологами.
Дети: отвечают
Воспитатель: В любую погоду: в дождь и снег, в мороз и жару, при сильном ветре и под градом – метеоролог должен делать замеры утром, днём, вечером и ночью. Иногда на метеостанции работает один человек. Ему даже поговорить не с кем. Но он не может уехать и оставить свой пост, ведь от его работы зависит жизнь, здоровье людей. Вот это какая важная и нужная профессия – метеоролог! А вы хотите попробовать себя в роли метеоролога?
Дети: Да.
Воспитатель: Метеорологи заносят в дневник результаты наблюдений (показывает дневник). Мы с вами тоже ведём такой дневник. Расскажите, какие условные знаки используем для обозначения разных погодных явлений?
Дети: отвечают
Воспитатель: Предлагаю вам взять наши приборы и провести некоторые измерения погодных условий: определить силу ветра, проверить осадки, измерить температуру воздуха, солнечность или пасмурность дня и заполнить наш календарь природы. Затем вы попробуете определить погоду на завтра.
Дети: выполняют задание.
Воспитатель: Подойдите к стол, возьмите цветные карандаши, листок бумаги и нарисуйте погоду на сегодня.
Итог:
Воспитатель:
- Дети, где мы с вами сегодня были? (ответы)
- О чем говорили? (ответы)
- Как называют людей определяющих погоду? (ответы)
- Назовите приборы, с которыми вы сегодня работали? (ответы)
- Для чего они нужны? (ответы)
- Вам понравилось быть метеорологами? (ответы)
- Что больше всего понравилось делать? (Ответы)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня были замечательными помощниками и на отлично справились со всеми заданиями! Спасибо!