Светлана Васильева
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «В гостях у зимующих птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе
«В гостях у зимующих птиц».
Цели:
- Формирование элементарных экологических представлений.
- Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.
Публикация «Конспект занятия по экологии в подготовительной группе „В гостях у зимующих птиц“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Расширение, обогащение и систематизирование представлений детей о зимующих птицах : их разновидностях, особенностях жизни зимой, зависимости между строением клюва и характером питания птиц.
- Развитие сенсомоторных координаций через активацию разных видов восприятия.
- Воспитание бережного отношения к птицам и желание помочь им в зимнее время.
Ход занятия:
1 часть.
Звучит запись голосов птиц.
Воспитатель: Ребята, послушайте и скажите, чьи голоса вы слышите?
Дети: Голоса птиц.
Воспитатель: Когда и где мы можем услышать голоса птиц?
Дети: Весной в лесу.
Воспитатель: А зимой мы можем услышать голоса этих птиц? Почему?
Дети: Зимой услышать не можем, потому что эти птицы улетают на юг.
Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают на юг?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Каких перелётных птиц вы знаете?
Дети: Утки, гуси, скворцы, ласточки …
Воспитатель: Почему птицы улетают на юг?
Дети: Потому что зимой птицам холодно и голодно.
Воспитатель: А почему птицы возвращаются назад?
Дети: Потому что здесь их Родина.
Воспитатель: А зимой голоса каких птиц мы можем услышать?
Дети: Сороки, вороны, воробья.
Воспитатель: Как называют птиц, которые остаются зимовать?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Хотите поиграть? Поиграем в игру «Четвёртый лишний». Какая птица здесь лишняя?
(Работа с картинками).
Воспитатель: Ребята, кто изображён на картинках? Как их можно назвать одним словом?
Дети: Как вы догадались, что это птицы?
(Работа с моделью «Птицы»).
Воспитатель: Ребята, хотите пойти на прогулку в зимний лес? А пойдём мы с вами как исследователи, что бы выяснить, можно ли птицам прожить холодной, снежной зимой. А раз мы собрались в зимний лес, на чём удобнее отправиться на прогулку, ведь в лесу очень много снега и можно увязнуть в сугробах?
Дети: Удобнее – на лыжах.
Воспитатель: Правильно, на лыжах путешествовать быстрее и удобнее. Тогда одеваемся теплее: тёплые куртки, шапки, не забудьте, варежки и встаём на лыжи. Поехали в лес.
(Имитация движения ходьбы на лыжах).
2 часть.
Воспитатель: Вот мы с вами и в зимнем лесу. Каких только деревьев нет в лесу! Как много снега! В лесу снег белый и чистый и воздух в лесу чистый. Подышите им. Ребята, я вижу высокое, красивое дерево. Подойдём к нему.
(Дети возвращаются на стульчики. На мольберт выставляются картинки ели и клеста).
Воспитатель: Как называется это дерево? На её ветках сидит птица клёст. Как вы думаете, почему клёст поселился на ели?
Дети: Потому что клёст питается семенами ели.
Воспитатель: Ребята, клёст нам что-то говорит. Он говорит, чтобы мы не шумели, не пугали его птенцов. Удивительно, мороз, холод, а у клеста вывелись птенцы!
Вот так новость:
У клестов
Появились пять птенцов!
А метель метёт, метёт,
А отец себе поё т:
- Что нам холод, что нам снег,
Что деньки студёные!
Ребятишки у меня очень закалённые!
Удивительная птица клёст, только у него появляются птенцы зимой. Как вы думаете, почему у клеста появляются птенцы зимой?
Дети: Потому что клёст не боится холода и корма у него достаточно, ведь он питается семенами.
Воспитатель: Посмотрите на клеста и скажите, что у него ещё есть удивительное.
Дети: У клеста кривой клюв.
Воспитатель: Почему у клеста кривой клюв?
Дети: Что бы легко доставать семена из твёрдых еловых шишек.
(Дети обследуют еловые шишки).
Воспитатель: Клёст опять нам что-то говорит. Он говорит, что птенцы рождаются с прямым клювом. Но когда они начинают кормиться сами, то их клюв искривляется. Вот как много мы сегодня узнали о клестах. Но нам надо идти дальше.
(Имитация движения ходьбы на лыжах).
Воспитатель: Ребята, я вижу дерево с красными ягодами. Подойдём к нему. Что это за дерево?
Дети: Рябина.
Воспитатель: Посмотрите, и здесь нас встречают птицы.
(Показ картинок снегиря и свиристеля).
Что такое? Посмотри!
Выпал снег – на нём огни!
Это вовсе не огни,
Это птицы – снегири!
Воспитатель: Посмотрите на птиц и скажите, что удивительного есть у снегиря и свиристеля?
Дети: У снегиря ярко-красное оперение на груди, а у свиристеля на голове хохолок.
Воспитатель: Почему снегиря и свиристеля мы увидели на рябине?
Дети: Потому что они любят лакомиться её ягодами.
Воспитатель: Ребята, снегирь и свиристель что - то говорят. Они говорят, что они – жители Севера. Когда наступают холода, снегири и свиристели прилетают в наши леса. Ведь для них, северных птиц, наши леса, всё ровно, что для перелётных птиц тёплые южные страны. Морозов они не бояться – оперение у них тёплое, а пищи – ягод – предостаточно. А клювы у снегиря и свиристеля очень крепкие, ведь ягоды от мороза очень твёрдые. Своим клювом они могут расколоть даже крепкий орех. А нам пора дальше.
(Имитация движения ходьбы на лыжах).
Воспитатель: Ребята, я слышу какой-то стук. Кто это?
Дети: Дятел.
(Дети возвращаются на стульчики. На мольберт выставляется картинка дятла).
Воспитатель: Посмотрите, какой у дятла длинный и сильный клюв. Зачем ему такой клюв?
Дети: Чтобы долбить дерево.
Воспитатель: А зачем дятлу долбить дерево?
Дети: Он достаёт из-под коры вредных насекомых и их личинок.
Воспитатель: И за это его называют «санитар леса». Ребята, дятел долбит дерево, это хорошо или плохо? От того, что он долбит дерево, оно может погибнуть. Как же быть, дятел должен долбить дерево, что бы добыть корм и не должен долбить, что бы дерево не погибло.
Дети: Дятел долбит больное дерево или погибшее, т. к. в этих деревьях больше вредителей.
3 часть.
Воспитатель: Ну, что замёрзли в зимнем лесу? Пора возвращаться в детский сад.
(Дети имитируют движения ходьбы на лыжах, садятся на стульчики).
Воспитатель: Ну что, маленькие исследователи, могут птицы прожить холодной, снежной зимой? Что им помогает?
Дети: Тёплое оперение, видоизменённый клюв.
Воспитатель: Т. е. зимующие птицы приспособлены к жизни в зимнее время. Хоть зимующие птицы и приспособлены к жизни зимой, но им очень трудно. Как мы можем помочь птицам перезимовать.
Дети: Повесить кормушки, подкармливать птиц.