Юлия Зайдулина
Конспект занятия по экологии «Встречаем перелетных птиц» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Встречаем перелетных птиц
Разработал: Зайдулина Ю. И.
2022 г.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Встречаем перелетных птиц“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Формировать понятие о перелетных птицах.
Задачи:
Образовательные: Закрепление знаний детей о характерных признаках весны. Расширение представлений детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
Развивающие: Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.
Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе, птицам.
Материалы: мультимедийные технологии: экран, проектор, компьютер; презентация к занятию, предметные (разрезные) картинки перелётных птиц, аудиозапись «Голоса птиц», «Звуки леса», перышко, картинки с изображением птицы (значок) на каждого ребенка, шаблон скворечника на каждого ребенка, ножницы, клей, импровизированное дерево, мяч.
Ход занятия:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Ритуал приветствия «Пёрышко»
Воспитатель: «Я дотронусь пё рышком до своего соседа справа и скажу: «Даниил, я рада тебя видеть». Теперь Даниил берёт у меня пёрышко, дотрагивается им до своего соседа справа и говорит: «Вика, я рад тебя видеть» и так далее».
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Весна (слайд -1).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель: Ребята, как вы узнали, что пришла весна? (по каким признакам вы заметили приход весны) или что происходит весной в природе?
Дети: (варианты ответов) Всё оживает, набухают почки на деревьях, прилетают птицы или
С приходом весны оживает вся природа: ярче светит солнце, теплее и длиннее становятся дни, снег становится рыхлым и тает, бегут, журчат ручьи, возвращаются из тёплых стран перелетные птицы.
Воспитатель: А какой месяц идет?
Дети: Месяц апрель
Воспитатель: А кто вспомнит пословицы, приметы про апрель?
Дети: Апрель с водой – май с травой.
Теплый апрель, мокрый май - значит будет урожай.
Синие облака в апреле — к теплу и дождю
В конце марта — начале апреля прилетают скворцы.
Апрельский цветок ломает снежок.
Снег в апреле: внучек за дедушкой пришел.
В апреле появляются первые весенние цветы:
Апрельские ручьи землю будят.
Мокрый апрель — хорошая пашня.
В апреле земля преет.
Солнышко с апрельской горки в лето катится.
Не ломай печи — еще апрель на дворе.
Днем жарко, ночью прохладно — к хорошей погоде.
Воспитатель: Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Воспитатель: С приходом весны всё оживает вокруг: зеленеет трава, светит ярче и теплее солнце, весело звенят ручьи, звонко поют птицы. Домой возвращаются перелётные птицы. Сегодня, ребята мы с вами собрались поговорить о перелетных птицах.
Воспитатель: Птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям. А вы знаете, какую пользу приносят людям птицы?
(радуют своей красотой, красивым пением, уничтожают вредных насекомых, разносят семена растений)
Воспитатель: Давайте посмотрим, какие птицы прилетели к нам. Чтобы увидеть их, нужно отгадать загадки.
Чёрный, проворный,
Кричит «Крак»,
Червям враг.
Кто это? (грач) (на экране появляется изображение грача- слайд 2)
На шесте дворец.
Во дворце певец,
А зовут его (Скворец) (на экране появляется изображение скворца-слайд 3)
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка) (на экране появляется изображение ласточки- слайд 4)
Кто на ёлке, на суку,
Счёт ведё т: «Ку-ку. Ку-ку?» (кукушка) (на экране появляется изображение кукушки- слайд 5)
Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит в развалочку -
Спотыкалочку. (утка) (на экране появляется изображение утки- слайд 6)
Утёнком «гадким» называли,
И со двора все прогоняли,
Но вырос наш птенец-герой,
Скажите, кто это такой? (Лебедь) (на экране изображение лебедя – слайд-7)
Та птичка хвостиком трясёт
И на земле жучков клюёт.
Живёт она, где есть вода,
Её узнаешь без труда! (Трясогузка) (изображение трясогузки – слайд-8)
На волнах морей и рек
Ей не страшен ветра бег -
Крикнет ветру: "Покачай-ка!"
И поймает рыбку… (Чайка) (изображение чайки – слайд-9)
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (журавль) (изображение журавля –слайд-10)
Воспитатель: Кто скажет, чем все птицы похожи?
Дети: (тело покрыто перьями, имеют клюв, несут яйца, выводят птенцов)
Воспитатель: А чем птицы отличаются?
Дети: (размером, клювом, окраской, голосом, местом обитания)
Игра «Собери целое из отдельных частей»
На столе разрезные картины птиц. Ребята должны их собрать.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:
Подвижная игра «Найди пару»
Воспитатель: А теперь давайте поиграем. Я знаю такую игру, называется «Найди пару». Хотите, научу? Каждый из вас превратится в птицу и найдет пару.
Каждому ребенку клеится на одежду картинка с изображением птицы. Звучит музыка «Пение птиц». Дети «летают» по «парку», когда музыка заканчивается, каждый ищет себе пару (игра повторяется 2 раза).
На экране появляется Слайд -11. Обратить вниманье
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, а как одним словом можно назвать этих птиц?
Дети: Зимующие.
Упражнение «Отгадай и присядь»
Воспитатель: Дети, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.
Ворона, соловей, дятел, сорока, ласточка, голубь, синица, лебедь, грач, скворец, снегирь, журавль, воробей, кукушка, чайка, трясогузка.
Воспитатель: Присаживайтесь, ребята, на свои места. Интересно знать, чем же занимаются перелетные птицы, после длительного перелета.
Дети. Птицы начинают строить гнезда.
Воспитатель. Расскажите, из чего же птицы строят гнезда и где?
Дети. Гнезда птицы строят из веточек, прутиков, соломы, грязи и тополиного пуха в разных местах: и на деревьях, в траве, и в камышах, на крышах, и под крышами домов, в горах. (слайд -12)
Воспитатель. Ребята, а есть такая птичка, которая себе гнезда не строит, а свои яйца откладывает в чужие гнезда. Вы, знаете эту птицу?
Дети. Да, это кукушка. (слайд - 13)
Воспитатель. Молодцы. А зачем же птицы строят гнезда? Когда они построили себе гнездышко, что дальше происходит?
Дети. Птицы откладывают яйца. (Слайд-14)
Воспитатель. После того как птицы отложили в гнезда яйца, они садятся на них и высиживают птенчиков. В это время ни в коем случае нельзя подходить к гнезду, трогать яйца, потому что птицы могут покинуть свои дома, и тогда птенцы погибнут. Когда вылупляются птенчики, родители начинают их кормить (Слайд -15). Проходит время, родители – птицы, учат птенцов летать, (слайд -16, затем из птенца вырастает самостоятельная птица.
Игра «У кого какой птенец?»
(проводится с мячом).
у грача – грачонок,
у скворца – скворчонок
у чижа - чиженок
у соловья - соловьенок
у аиста - аистенок
у кукушки – кукушенок
у журавля – журавленок
у лебедя – лебеденок
у утки – утенок.
Воспитатель: Могут ли люди как-то помочь птицам в строительстве гнезд?
Дети: Люди помогают тем, что делают скворечники и развешивают домики на деревьях. (Слайд -17)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам прилетел скворец (слайд 18). Давайте смастерим для него домик. Только перед этим разомнем наши пальчики:
Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»,
Пой-ка, подпевай-ка: (сжимаем и разжимаем кулачки)
10 птичек – стайка. (сжали кулачки)
Эта птичка – соловей, (поднимаем из кулачка по одному пальчику)
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко.
Это – зяблик, это – стриж,
Это развесёлый чиж.
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички по домам! (пальчики спрятали в кулачки)
(И. Токмакова)
Воспитатель: Пока мы работаем, скворчик споет нам свою песенку.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Конструирование «Скворечник» (под пение скворца дети вырезают из бумаги шаблон, складывают по линиям сгиба и склеивают, затем вывешивают готовые скворечники на импровизированное дерево).
Подведение итогов работы. Вопросы к детям:
Кому было трудно и не интересно сегодня?
Кому было не очень трудно, но интересно?
Кому сегодня было интересно и легко.