Ирина Терешенкова
Конспект занятия по экологии «Встреча в зимнем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель ГБОУ лицей №1451
Терешенкова И. В.
Цели:
1. Расширять представления детей о диких животных (белке, зайце, лисе, волке, ежике, их образе жизни.
2. Закреплять знания детей о роли человека в жизни природы.
3. Воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.
4. Развивать память, логическое мышление, речь, коммуникативные навыки.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по экологии „Встреча в зимнем лесу“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Рассматривание пособий с изображением диких животных, деревьев; рассматривание альбома «Времена года», беседы о зиме, чтение стихотворений о зиме, загадки о животных; чтение сказок о животных.
Материал:Картина «Зимний лес», картинки животных (белка, заяц, волк, лиса, медведь, ёж, полотно (1 – узкое, 2 – широкое, ель искусственная, театр лесных зверей, восковые мелки, клей, тонированные листы бумаги, листы белые, треугольники зеленые (размер: маленькие, средние, большие, фонограмма «Шум леса», «Звуки природы»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный день, мы отправляемся в путешествие, в путешествие в лес! Скажите пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Зима!
Воспитатель: Мы с вами отправляемся в зимний лес, давайте вместе скажем:
Дети: Зимний лес!
Воспитатель: По каким признакам вы видите, что зима?
Дети: На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые – нет листочков, люди одеты в теплую одежду (шуба, валенки, теплая шапка, варежки, теплые штаны, катаемся на лыжах и коньках, лепим снеговика.
Воспитатель: Давайте рассмотрим картинки, иллюстрации о зиме (зима, зимняя одежда, природа зимой)
Дети: Говорят о том, что им больше всего понравилось (деревья в снегу, дети с санками, птицы, звери)
Чтобы попасть в лес, нам надо пройти по тропинке.
Воспитатель: Ой, ребята смотрите в наш волшебный, сказочный, зимний лес ведет две тропинки, какие?
Дети: Широкая и узкая.
Воспитатель: По какой дороге мы с вами пойдем? Почему?
(Ответы детей)
Звучит фонограмма «Шум леса»Воспитатель: Мы с вами дружно пойдем по широкой тропинке, и вот мы подошли к лесу (на ширме закреплен большой плакат с изображением зимнего леса). Посмотрите, какой красивый зимний лес, он укутан белым снегом.
Дети читают стихотворение:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Физкультминутка
- Что ты делаешь мой лес?
--Целый день качаю кроны (движение руками вверху).
-На кого похож ты лес?
--На высокий дом зеленый (встают на носочки и потягиваются вверх)
- Почему ты зелен лес?
--Чтоб меня любили дети (дети обнимают себя руками)
-Сколько лет тебе мой лес?
--Больше всех на белом свете (разводят руки в стороны)
Воспитатель: Природа меняется зимой, но ведь животные – это тоже часть природы и с ними тоже происходят перемены, чтобы узнать какие мы должны встретить их в зимнем лесу.
Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать
- Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам
Он в шубке серенькой зимой
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
-Молодцы ребята узнали белку!
Дети рассказывают о белочке - серый цвет шубки е заметен з мой на деревьях; но бел чья шубка не только меняет свой цвет, она ещё становится и более теплой, а в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Белка натаскает опавших листьев, сухого мха, в дупле сухо, тепло и мягко.
Белка запасает – орешки, желуди, сушит грибы и хранит все в пустых дуплах под мхом, у старых пеньков; собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами, так что голодать белочке не приходится.
Воспитатель: Давайте помашем белочке и пойдем дальше.
- Ой, кто там скачет нам на встречу? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно – это зайчик!
Дети рассказывают стихотворение:
У косого нет берлоги
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги
А от голода – кора!
Воспитатель: Какого цвета зайчик зимой? (белый, а летом (серый)
Молодцы! А кто знает кто главные враги зайчишки?
Давайте с вами с помощью загадок отгадаем:
Какой зверь опасный
Ходит в шубке красной
Снег разгребает
Мышек хватает. (Лиса)
-Молодцы ребята!
Дети: Лиса тоже готовится к зиме: зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу, ходит лиса как в валенках.
Воспитатель: Посмотрите, кто там сидит под деревом?
-На овчарку он похож
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит оскалив пасть
На овцу готов напасть. (Волк)
Дети: Волчья шерсть становится гуще и длиннее – это волка необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом, нос и лапы, спят обычно днем, а ночью охотятся.
Воспитатель: Ребята, а кого мы еще не встретили в лесу?
- Медведя (говорят дети).
Воспитатель: Почему?
-Он спит (говорят дети).
Звучит фонограмма (храп медведя)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, где спит медведь?
Дети: В берлоге, медведь с наступлением холодов впадает в спячку, поэтому особых припасов на зиму не делает, заботится только о теплом домике для себя.
Пальчиковая гимнастика
Ёж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Зайца, волка, рысь, лису
И зимой найдешь в лесу.
Идем дальше и встречаем …
Воспитатель: - Ой, кто это шевелится?
Ребенок загадывает загадку:
Что за елочка такая?
Это елочка живая
В колкой одежке
Ходит по дорожке.
Дети: Конечно – это ежик.
Воспитатель: Ребята, ежик зимой тоже спит, но у нас сегодня волшебный день и ежик проснулся от нашего шума.
Он никогда не видел зиму. Не переживай, ежик, сейчас дети расскажут тебе, что такое зима. Давайте вместе с ежиком поиграем в игру: ежик, ты будешь говорить, что бывает летом, а ребята скажут, что бывает зимой.
Игра «Что когда бывает»
*Летом земля покрыта травой, а зимой (снегом)
*Летом на деревьях листья, а зимой….(деревья голые)
*Летом вода в реках тёплая, а зимой….(Речка покрыта льдом)
Ёжик: спасибо вам, ребята, до свидания побегу досыпать.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кого мы встретили в лесу?
Дети: Белку, зайца, лису, волка, ежика.
Воспитатель: А как называют животных, которые живут в лесу?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Молодцы ребята! Снег в лесу – чистый, белый, пушистый, блестит на солнце, серебристый, давайте отдохнем и слепим снеговика.
Физкультминутка
Раз рука, два рука
Лепили мы снеговика (показывают, как лепят).
Мы слепили снежный ком
Вот такой (показывают большой ком)
А потом поменьше ком
Вот такой. (показывают ком поменьше)
А на верх поставили маленький комочек (показывают маленький комочек)
Вот и вышел снеговик, снеговичок.
Снег, ведерко, да морковка (загибают пальчики на руке,
Да уменье и сноровка
И готов снеговичок, очень милый толстячок.
Воспитатель: Ребята, вам понравился зимний лес? Давайте скажем, что такое лес?
Дети: Лес – это сказка.
Лес – это дом.
Лес –это друг, с которым вдвоем
Всегда интересно и радостно быть,
Забыв про невзгоды, обиды забыв.
Лес – это книга
Лес – это мир.
Лес – это счастье увидеть хотим.
Все тайны свои лес откроит тебе
И радостней станет тебе и мне.
Воспитатель: В лесу живет хозяйка леса, и услышав наши голоса, пришла посмотреть, кто же здесь шумит?
Входит девочка из подготовительной группы в костюме хозяйки леса.
Хозяйка леса:
Я очень рада вас видеть, хочу напомнить правила поведения в лесу:
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Дети: Хозяйка леса, мы обязательно запомним эти правила, спасибо за гостеприимство, нам очень понравилось, но пора возвращаться в детский сад. Мы хотим сделать выставку «Деревья в лесу зимой»
Воспитатель: Ребята переходим в нашу мастерскую.
Давайте вспомним главное зимнее дерево – это ель.
Ель мы сделаем из геометрических фигур (уточняем из каких, какого цвета, почему) – ответы детей
Воспитатель: По дороге в детский сад я увидела березку, на толстых ветвях лежал снег, а тонкие были покрыты инеем, поэтому крона напоминала тонкое ажурное кружево, на улице было темно, и белое кружево ветвей четко выделялось на темном фоне неба.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Ребята, я вам предлагаю нарисовать зимнюю березу, на белом листе бумаги белые линии будут не видны, давайте нарисуем на темном фоне восковыми мелками.
Садимся на стульчики и начинаем работать.
Созданные работы выставляем на выставку.
Благодарю всех за внимание и работу.
Используемая литература:
1. О. А. Скоролупова «Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Зима»», Москва 2009 г.
2. Ольга Александрова «Окружающий мир для малышей», Москва 2010 г.
3. Т. Н. Зенина «Ознакомление детей раннего возраста с природой», Москва 2009 г.
4. Н. М. Бачерова «Воспитание гармоничного отношения к природе», Волгоград 2012 г.
5. А. Лопатина, М. Скребцова «Экологическое воспитание дошкольников», школа Доброты 2011 г.
6. С. Н. Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников», Москва 2006 г.
7. С Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2010 г.