Ирина Лебедь
Конспект занятия по экологии «Вода какая она есть»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №1»
Тема: «Вода. Какая она есть?»
Автор: Колесникова Р. Б.
Г. Михайловск
2018г.
Организация непрерывной непосредственной деятельности в старшей группе «Вода. Какая она есть?»
Публикация «Конспект занятия по экологии „Вода какая она есть“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Автор конспекта ННОД : Лебедь Ирина Владимировна – воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1» г. Михайловск
Цель: Расширение и углубление знаний и представлений детей об окружающем мире
Задачи: 1. Формировать знания детей о свойствах и состояниях воды;
2. Активизировать память и внимание у детей;
3. Развитие воображения и адаптации.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Познавательное развитие» :
- систематизировать знания о живой и не живой природе
- учить выделять отличительные признаки предметов и классифицировать объекты.
«Социально-коммуникативное развитие» :
- продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде.
«Речевое развитие» :
- владение речью, как средством общения и культуры; обогащать словарный запас (метеориты, звездный дождь, воздушный шар).
Помогать детям - употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
«Художественно-эстетическое развитие» : предлагает восприятие музыки
«Физическое развитие» :
- формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни.
«Предметно-пространственная развивающая среда» :
- слайды с изображением метеоритов, облака, птиц, насекомых).
Оборудование: парашют, прозрачные стаканы и кружки (на каждого ребенка; комплект разноцветных бумажных полосок на каждого ребенка, формочка для замораживания воды, блюдца, вода из крана, вода кипяченная, молоко).
Ход непрерывной непосредственной образовательной деятельности:
Содержание ННОД Образовательная деятельность (виды деятельности) Формы работы Наличие средств у детей Образовательные задачи Целевые ориентиры
Вводная часть (содержательный, деятельный этап).
Входит воспитатель: (в руках держит мишку, покрытого разным цветом).
Голос мишки: «Здравствуйте, ребята посмотрите, что со мной произошло, шел я по лесу, захотел пить, вижу из трубы течет розова вода, напился и покрылся розовыми пятнами, потом в фиолетовом ручейке напился и покрылся фиолетовыми пятнами, расскажите мне:
- «Какую воду можно пить? Какая она вода?»
Основная часть (содержательный, деятельный этап).
Прилетели мы в страну опытов и экспериментов, где находится лаборатория по изучению свойств и состояния воды. А сейчас повертелись, покружились и в лаборантов превратились. Как настоящие ученые мы с вами будем проводить опыты с водой, и делать выводы.
Воспитатель: пройдем за первый опытный стол. Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается. Как вы думаете, почему вода растекается по блюдечку.
Ответы детей:
Воспитатель: На столе у вас находятся цветные полоски из картона, возьмите каждую полоску по очереди и поставьте на нее кружку с водой, определите, с какой из полосок совпадает цвет воды.
Воспитатель: С какой из полосок совпадает цвет воды?
Ответы детей: ни с одной полоской.
Воспитатель: Правильно. Какой вывод?
Ответы детей: вода цвета не имеет.
Воспитатель: Мы с вами определили еще одно свойство воды – ее бесцветность. А сейчас возьмите кружки и понюхайте воду.
Воспитатель: Чем пахнет вода?
Ответы детей: ничем
Воспитатель: Правильно ничем! Можно сказать, что у воды нет запаха. Мы с вами только что установили несколько важных свойств воды. Повторим их. Я буду начинать фразу, а вы ее заканчивайте.
1. чистая вода – прозрачная
2. Чистая вода – бесцветная
3. Чистая вода – не имеет запаха.
А сейчас мы с вами поиграем в игру.
Правило игры:
1. Хлопните в ладоши, услышав слово или словосочетание, относящиеся к воде. Жидкая, прозрачная, имеет запах, имеет цвет, твердая, красная, основа всего живого на Земле, непрозрачная.
Поиграли и устали. Пить хотите. Подойдем к следующему столу. Здесь стоять стаканы с водой, которую можно пить. А какую воду можно пить?
Ответы детей: кипяченную.
Воспитатель: Правильно, возьмите кружки и попейте воду. Есть ли у воды вкус?
Ответы детей: нет.
Воспитатель: Правильно, какой ж вывод мы должны сделать?
Ответы детей: у воды вкуса нет. Вода безвкусная.
Воспитатель: Совершенно верно, если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, из крана. Поскольку вода жидкая и может течь, то ее называют жидкостью. Но вода может быть не только в жидком состоянии. Сегодня утром мы с вами налили воды в формочку и поставили в морозильную камеру. Как вы думаете, что случилось с водой?
Ответы детей:
Воспитатель: достаем воду из морозильной камеры и смотрим, что произошло с водой, действительно вода превратилась в лед, значит, вода может быть в твердом состоянии. А когда еще вода превращается в лед.
Ответы детей: зимой – сосульки.
Воспитатель: Ребята, вспомните, когда мама хочет попить чаю, то ставит чайник с водой на плиту и включает газ (все видели, проходит время и в чайнике появляется пар, как вы думаете, откуда он там взялся?
Ответы детей: чайник горячий…
Воспитатель: правильно, когда чайник нагревается до высокой температуры сто градусов, вода в чайнике начинает кипеть и вовремя кипения испаряется, образуя пар. Это состояние воды называется парообразованием. А сейчас ученые – лаборанты сделаем вывод, в каких состояниях бывает вода.
Ответы детей: жидком, твердом, парообразном.
Пройдем за второй опытный стол. На этом столе находятся кружки с водой и стаканы с молоком. Возьмите в руки кружки с водой и поднесите их к глазам, посмотрите сквозь воду в стакане на ваши игрушки. Хорошо ли вам видны игрушки?
Ответы детей: да
Воспитатель: Сейчас возьмите стаканы с молоком, поднесите их к глазам и посмотрите сквозь молоко на игрушки. Хорошо ли вам видны игрушки?
Ответы детей: нет
Воспитатель: Какой же вывод мы сможем сделать из этого опыта?
Ответы детей: вода прозрачная, а молоко нет
Воспитатель: А сейчас мы с вами узнаем, какого цвета вода. Ученые – лаборанты, пришло время сделать общие выводы о состоянии и свойствах воды.
Какие состояния может принимать вода?
Ответы детей: жидкое, твердое и газообразное.
Какие свойства имеет вода?
Ответы детей: прозрачная бесцветная, не имеет запаха, безвкусная.
Воспитатель: Молодцы! Нам пора лететь обратно в детский сад. Покрутились, покрутитесь и в детишек превратились, берем парашют и полетели.
На экране появляются слайды с изображением облаков.
Воспитатель: Ребята, чтобы помочь мишке: - предлагаю отправиться в лабораторию по исследованию воды. Полетим мы на воздушном шаре. А поможет нам в этом путешествии знаменитый профессор Эколог Экологович знакомьтесь : появляется профессор
-«Вы хотите отправиться со мной в путешествие? Со мной отправятся только здоровые, выносливые, сильные ребята. Предлагаю заняться здоровьем «Разминка».
Заключительная часть
Воспитатель: Дети, обратите внимание, что нам встречается по пути?
Ответы детей: облака
Воспитатель: Днем и ночью по небу плывут облака, это скопление крошечных капелек воды или малюсеньких льдинок (в холодную погоду, водяной пар, сгустившийся в атмосфере. По внешнему виду выделяются перистые, слоистые и тучевые облака. Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что каждое облачко на что-то похоже. Вспомни стихотворение «На что похожи облака»
Дети: читают стихотворение.
Воспитатель: Вот мы с вами и приземлились. А сейчас предлагаю вам присесть за столы, вырезать из бумаги облачко, которое вам напомнило чье-то очертание.
(звучит музыка).
Аппликация: «На что похоже облака?».
Обсуждение работ, выводы детей.
Организационно-
Мотивационная
Познавательная социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, физическая Краткая форма
Поисковая деятельность, художественно-поэтическая деятельность «превращение медведя» Учатся слушать, отвечать на вопросы, поддерживать беседу.
Учатся слушать, отвечать на вопросы и поддержать беседу, выполнять действия Познавательная: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий Проявляют интерес к беседе, отвечают на вопросы педагога
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Итог занятия. Молодцы вы сегодня очень хорошо потрудились, справились со всеми заданиями, которые надо было выполнить в лаборатории под руководством. На следующем занятии мы с вами продолжим путешествие на воздушном шаре, познакомимся поближе с облаками и их свойствами. Сделаем аппликацию «На что похожи облака и поместим работы на нашем стенде «Юный эколог» Свободное общение Воспитать любовь к природе и бережное отношение к её явлениям коммуникативная Уточнить знания о свойствах воды и её состоянии. Активизировать словарный запас по теме «Живое неживое», явление в природе.
Стимулирование интереса к исследовательской деятельности и становление у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-нравственного, практично-деятельного отношения к природе. Используют речь для выражения мыслей. Проявляют умение слушать, слышать. Проявляют положительные эмоции при физической активности во время физ. разминки.
Проявилась потребность на активную исследовательскую и трудовую деятельность.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1. Ковинько Л. В. «Секреты природы- это так интересно» - г. Москва
2. А. А. Лопатина «Экологичское воспитание через сказки, стихи, творческие задания»
3. Николаева С. Н. «экологическое воспитание дошкольников»- книга для воспитателей детского сада. г. Москва.
Приложение:
1. План работы нашего исследования
2. Изучение вопроса о свойствах воды и её превращениях.
3. Наблюдение за распространением воды в природе.
4. Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека.
5. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.
Практическая работа.
Опыт №1
1 –я исследовательская группа ответьте на первый вопрос.
Опыт №2. Всегда ли она жидкая?
Опыт№3
Видео – сюжет.
(Слайд на доске Вода – это) диаграмма
Физ. минутка
Сказка про рыбака.
(Слайд фабрики, заводы, бросают мусор, моют машины)
(Видео как правильно экономить воду)
Рефлексия познавательной деятельности.
Что я знал (а? Что я узнал (а?
-вода- это жидкость
- вода бывает горячая и холодная
- в воде можно купаться и нырять - лёд – это вода в твёрдом состоянии
- вода – это пар, газ
- облака, туман, тучи – это вода в газообразном состоянии
- в морях и океанах вода солёная
- в речках вода пресная
- вода- это жизнь
- вода- это здоровье
- вода – это друг человека
- пресной воды на земле мало
- мы должны экономить воду
- чистить берега рек и озёр
- не выбрасывать мусор в водоёмы
Итоговое обобщение.