Архипова Елена Евгеньевна
Конспект занятия по экологии «Поможем Матушке-природе». Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе Тема : «Поможем Матушке природе»
Цель: Способствование формированию основ экологической культуры, поведения в природе, позволяющего сохранить окружающий мир
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по экологии „Поможем Матушке-природе“, Старшая группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательные - продолжать формировать знания детей об экологических проблемах современности и пути их решения, через опытно-экспериментальную деятельность, дид. игры
Воспитательные задачи: бережно относится ко всему живому, использовать знания в повседневной жизни
Развивающие - Развивать любознательность; логическое мышление, познавательный интерес
Предварительная работа: Чтение энциклопедии «Отчего и почему?», чтение художественной литературы В. Бианки «Приключение муравьишки», проведение беседы «Лес и человек»
Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация, столы 7 шт, бутылочки с грязной водой на каждого ребенка, пустой прозрачный стакан на каждого ребенка, воронки на каждого ребенка, ватные диски-фильтры на каждого ребенка, плакат- как вести себя во время опытно-экспериментальной деятельности, дид. Игра «Помоги найти дорогу муравью»(карта-схема, карточки с изображением объекта природы на каждого ребенка, мольберт- 2 шт, корзины с эмблемами для сортировки мусора (бумага, пластик, металл, эмблемы- Защитники природы, смайлики «Грусть», «Радость»- на каждого ребенка
Ход ЗАНЯТИЯ:
(дети заходят в зал)
Воспитатель:
Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся. (дети улыбаются и приветствуют гостей)
Воспитатель: Молодцы, а теперь садимся на стулья.
Ребята сегодня мы с вами поговорим о природе. Как вы думаете, что такое природа?
Дети: рассуждают (Природа-это всё то, что нас окружает).
Воспитатель: верно. мы свами тоже часть природы, как и животные и насекомые и рыбы и растения. Вы знаете, Утром мне по электронной почте пришло необычное письмо. Посмотрите на экран. Сейчас я вам его прочитаю.
1 слайд. «Дорогие друзья! Я обращаюсь к вам с просьбой о помощи!
К нам в лес попали люди, которые не знают правил поведения на природе и не понимают их важность. Они натворили много бед! Пострадали рыбки в речке, муравьишки среди сосен и, да и весь лес с его обитателями. Помогите навести порядок, спасите братьев ваших меньших! Матушка природа»
Воспитатель: Вот такая беда приключилась. Ну что ребята будем делать?
Дети: Помогать
Воспитатель: Тогда нам нужно отправиться в гости к матушке природе и навести там порядок?
Дети: Да
Воспитатель: Но прежде чем мы отправляться на помощь, что нам нужно вспомнить?
2 слайд- Дети рассуждают: вспомнить правила поведения на природе.
Воспитатель: Ребята, что нельзя делать на природе?
Дети:
1. Слушать громко музыку.
2. Бросать мусор.
3. Топтать и рвать цветы.
4. Мыть машины.
5. Ловить жуков и бабочек.
6. Разводить огонь.
7. Разорять муравейники.
8. Не рвать паутины.
9. Не лесть в птичьи гнёзда.
10. Не трогать детёнышей.
11. Не вырезать на деревьях.
Воспитатель: Молодцы, вы всё знаете. Теперь мы готовы отправиться в гости к Матушке природе. Давайте попросим ветерок помочь нам. Встаем, закроем глаза и дружно скажем:
Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей.
слайд 3-На экране появляется картинка леса.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы свами в лесу. А вот и речка, а в ней и рыбки о которых говорилось в письме. (слайд 4) Посмотрите какие они грустные! Ребята как вы думаете почему?
Дети: Вода в реке грязная.
Воспитатель: А как она такой стала? Посмотрите, что это? (слайд 5)
Дети: рассуждают (люди, заводы)
Воспитатель: Правильно. Одна труба берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Талые воды со свалки стекают в реку и загрязняют её. Люди бросают мусор, моют машины Что мы можем посоветовать людям, чтобы река не загрязнялась.
Дети: рассуждают (Перерабатывать отходы, не бросать мусор, строить специальные сооружения-очистные)
Воспитатель: Правильно. Завод должен построить очистные сооружения, а свалку нужно убрать и переработать мусор.
Опытно-экспериментальная деятельность.
Воспитатель: ребята, а давайте поможем нашим рыбкам и очистим воду прямо сейчас. Хотите провести эксперимент? Для этого нам нужно пройти в мини-лабораторию. Захватим с собой воду из речки
Проходим. садимся
Воспитатель: Приглашаю всех за столы. Прежде, чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Посмотрите на плакат
Какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов. ( необходимо: не шуметь, не вертеться, быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами).
Эксперимент «Очистка воды» :
Опыт проводится за столами
Воспитатель: Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Мы будем фильтровать грязную воду через ватный диск. Возьмите воронку вставьте в пустой стакан, а в воронку фильтр – диск. А теперь переливаем грязную воду из бутылочки тонкой струйкой, до половины.
Воспитатель: Ребята, что у вас получилось?
Ответы детей: фильтр стал грязный, на нем остались большие и маленькие кусочки грязи).
Воспитатель:А вода стала чище?
Ответы детей: да.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: ватный диск не пропустил мелкий мусор и грязь. Значит воду можно очистить
Воспитатель: Поэтому и нужны очистные сооружения. Посмотрите, наши рыбки повеселели (слайд 6)
Вот мы потрудились, а теперь отдохнём.
Физкультминутка
«Юные пловцы»
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе).
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились (встряхиваем руками).
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед).
Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно).
Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте).
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
Воспитатель: Ребята давайте вспомним, кому ещё была нужна наша помощь (слайд 7) На экране появляется муравей).Что можно сказать про муравьишек? Какие они?
Дети:- Маленькие, трудолюбивые, сильные, они могут поднять палочку, которая больше их в несколько раз.
Воспитатель:- Ребята, а вы знаете, что муравьев называют санитары леса, как вы думаете, почему. Какую пользу они приносят?
Дети рассуждают
Воспитатель:- они истребляют массу вредителей, особенно гусениц, удобряют и рыхлят почву. А еще, Муравьи помогают птицам, они опускаются на муравейник, вытягивают крылья и так сидят несколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и ей уничтожают вредных насекомых, которые кусают птицу
Воспитатель:- Как называется дом у муравьёв? (Муравейник) А из чего он сделан? (Из палочек и хвойных иголочек, среди деревьев). Иногда случается так, что муравей далеко уходит от домика и сбивается с пути. Как вы думаете, Что же помогает ему найти дорогу домой?
Дети рассуждают
Воспитатель: Муравьи определяют, куда идти по запаху. Но не только по запаху. Оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью. Они запоминают, что расположено около домика, какие деревья, цветы, кустарники, и так находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьёв от своих, и не терпят когда к ним заползает чужой муравей. Ребята, а у нашего муравья беда -Пропала муравьиная тропа. Давайте поможем муравью вернутся домой.
Посмотрите, перед вами тропинка, по которой муравей возвращался домой, но пришел в лес человек, поломал деревья, кусты, потоптал цветы, ягоды, грибы. Нам нужно с вами восстановить тропинку. Готовы? (Да) Тогда подойдите пожалуйста к столу, перед вами карточки. Возьмите каждый себе по одной, переверните и посмотрите у кого что изображено. Я вам сейчас буду называть обЪекты природы, который встречал муравей на своем пути, а вы должны будите их правильно расположить
Дидактическая игра «Помоги муравью»
Ход
1-По дороге домой муравей сначала увидел справа от дороги Пруд
2-Пройдя вперед, он увидел Ель, она стояла слева от дороги
3-Потом повернув на право (здесь дорога на карте расходится в два направления-право и лево) он увидел Березу
4-за березой росли Грибы
5-продолжая бежать вперед, муравей справа от дороги увидел Куст Малины
6-Дальше слева Дуб
7-На против дуба росли Полевые цветы
8-Пройдя вперед слева от дороги стояли 2 Клена
9-за ними березы
10- справа от дороги стояли 2 сосны, между ними и находился муравейник
Воспитатель: Ну что, давайте посмотрим, справились ли мы (слайд 8). Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьям восстановить их тропинку. Посмотрите муравьи довольные, теперь пойдём дальше, что-то ещё случилось в этом лесу. (слайд 9) (Изображение леса в мусоре)
Посмотрите внимательно.
за ширмой, оформленный как лес - ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки).
Выслушиваются ответы детей.
- Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? Мусор содержит вредные вещества для здоровья человека и окружающей среды. Наиболее опасным для человека является стекло, особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет. Пластиковые бутылки долго не разлагаются. Деревянные, картонные и бумажные предметы, разлагаются быстро, но их лучше закапывать, чтобы они не портили внешний вид природы).А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей).
Правильно! А как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы мусора на нашей планете стало меньше?
Дети: Надо собирать мусор и перерабатывать как вторсырье.
Воспитатель: Правильно! мусор можно разделять и отправлять на вторичную переработку? А вы знаете, Что получается после вторичной переработки? Например, из пластиковых бутылок можно сделать флисовый плед или куртку, а из старой бумаги можно получить новую бумагу. Для этого мусор нужно сортировать раздельно
Воспитатель: Я предлагаю вам сейчас помочь лесу
убрать весь этот мусор (за ширмой, оформленный как лес - ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки). Только собирать мусор мы будем сортируя его, пластик положим в контейнер для пластиковых отходов, бумагу- в контейнер для бумажных отходов, жестяные банки в контейнер для металла (дети собирают мусор).
Заключительная часть
Воспитатель: Ну вот мы всем и помогли. Посмотрите, какие все довольные и как стало чисто в лесу. Вы большие молодцы слайд 10
Ребята, а нам с вами пора возвращаться в детский сад. (Встаём в круг) Давайте закроем глаза и скажем:
"Ветерок подуй сильней унеси нас в сад скорей"
Открываем глаза мы с вами в саду.
Воспитатель: Посмотрите ребята, а у нам опять по электронной почте пришло письмо (слайд 11)
«Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы навели порядок в нашем лесу и позаботились о моих детях! Теперь я вижу, что вы мои настоящие друзья. Я официально назначаю вас защитниками природы и высылаю вам эмблемы юных эколят. До новых встреч! Матушка Природа»
Воспитатель: Ребята ну раз мы теперь защитники природы, то и дальше будем спешить на помощь к братьям нашим меньшим, правда?
А теперь,посмотрите на нашем столе разложены карточки с эмоциями. Выберите карточку с такой эмоцией, какая осталась у вас после нашего занятия и скажите, почему именно эту эмоцию вы выбрали
Работа с карточками (ответы детей) :
Я хотела поблагодарить Вас дети за активное участие. Надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно для Вас.