Надежда Тютлина (Алферова)
Конспект занятия по ТРИЗ «Мужчина и женщина» по схеме многоэкранного талантливого мышления А. М. Страунинг
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие на тему : «Мужчина и женщина» по схеме многоэкранного талантливого мышления.
А. М Страунинг
Программные задачи:
1. Научить ребенка видеть главное, целое - состоящее из частей. Мужчина и женщина - это система, состоит из частей.
2. Учить видеть прошлое, будущее системы, ее частей.
3. Рассматривать каждый экран, как самостоятельный и в окружении, лежащих рядом экранов.
4. Развивать у детей мышление, смекалку, самостоятельность.
Публикация «Конспект занятия по ТРИЗ „Мужчина и женщина“ по схеме многоэкранного талантливого мышления А, М, Страунинг» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
5. Воспитывать гуманные чувства: доброта, чуткость, уважение к старшим, заботa о младших.
6. Углублять представления об окружающей действительности.
Предварительная работа:
1. Проведен цикл занятий : «Я - кто это?» А. Й. Никашин, А. М. Страушшг,
2 Чтение произведений: «Дедушка» К. ДУшинский, «Сажал старик яблоню» Л. Н. Толстой, «Волшебное слово» В. А. Осеева.
3 Рисование на тему: «Мой портрет», «Мама», «Папа».
1. Рассматривание иллюстраций «Труд людей».
Словарная работа: пожилые люди, ветеран.
Ход занятий:
Перед детьми вывешена схема системного оператора, дети сидят вокруг на стульчиках (полукругом).
- Дети, перед вами волшебный телевизор с экраном. Если вы интересно и правильно будете отвечать на мои вопросы, то экранчики волшебного телевизора будут загораться.
(Помещаю в центральный экран рисунок мужчины и женщины)
- Кто это?
- Мужчина и женщина, мама и пала, люди.
- Да, это система - мужчина и женщина. Для чего существует на земле мужчина и женщина?
- Для жизни, работы, для продолжения рода на земле и т. д.
- А сейчас рассмотрим подсистему мужчины и женщины.
Что же собой представляют мужчина и женщина?
- Есть внутренние органы, голова, туловище, волосы, руки, ноги, нос, глаза, рот и т. д.
- Одежда, обувь, бижутерия.
- Вы правильно раскрыли подсистему мужчины и женщины, поэтому загорается экран № 2.
- В чем сходство мужчины и женщины?
- Люди они, есть волосы, они живые, одинаковые части тела, внутренние органы, создают семью, трудятся, растят детей и т. д.
- А в чем отличия?
- Женщина может родить детей (ребенка, а мужчина нет, женщина наносит макияж, носит бижутерию.
Женщина слабее, нежнее, выполняет более легкую работу.
А мужчина грубeе, сильнее, выполняет более тяжелую работу.
Женщина ведет домашнее хозяйство, готовит. стирает, а мужчина занимается огородом, машиной и т. д.
Это что-то, часть чего-то
Где чаще всего мы можем встретить мужчину и женщину?
В обществе людей: в театре, семье, на улице, в парикмахерской, на предприятии, на заводе, собрании, в гостях, на концерте и т. д.
В результате ваших ответов загорается следующий экран № 4.
- «Кто-то раньше кем-то был»
- А всегда ли мужчина и женщина были такими?
Нет, они были младенцами, школьниками, дошкольниками, студентами. Загорается экран, это прошлое нашей системы (мужчины и женщины). А теперь разберем подсистему «Мальчик и девочка».
- Есть внутренние органы, слабые, беспомощные, пухлые руки, ноги слабые, волосы пушок. Одежда разная: от ползунков до джинсов, юбок и т. д. Обувь: от пинеток до кроссовок, туфлей, сандалей. Разные игрушки: погремушки. шашки, велосипеды, кубики. Школьные принадлежности: ранец, дипломат.
- Да, верно, загорается экран № 5. С возрастом меняется одежда, игрушки, образ жизни ребенка, он растет, изменяется.
-
Физминутка:
- Под веселую мелодию дети танцуют самостоятельно.
«Вы дети резвые, веселые и танец ваш веселый».
Чтобы загорелся следующий экран - подсистема прошлого мужчины и женщины.
Назовите, где вы можете видеть младенца, школьника, студента, дошкольника?
- В роддоме, яслях, д/садах, школе, училище, институте.
- Молодцы, зажгли следующий экран.
- «Этот кто-то кем-то будет!». А хотите заглянуть в будущее нашей системы? Кем станут в будущем женщина и мужчина?
Стариками, дедушками и бабушками, ветеранами, пожилыми людьми.
- Вот и еще зажгли экран № 7. Сейчас Зина и Андрей расскажут стихотворения. «Бабушка» Е. Благинина «Мой дедушка» Р. Гамзатов
- А сейчас рассмотрим подсистему пожилых людей.
- Такие же органы, только они уже постарели, части тела стали слабыми, беспомощными. Седина, лысина, усы, борода, палочка, валенки, шаль, одежда для пожилых людей, очки и т. п.
Игра на выявление противоречий «Маятник»
- Почему говорят «Что малый - что старый»
- У малышей руки и ноги слабые, они еще не окрепшие, не ловкие.
- У стариков, наоборот, руки и ноги уже слабые, беспомощные - все органы болезненные.
- С малышами обращаться осторожно, учить ходить, говорить, в автобусе стоять им трудно, т. к. ножки еще не устойчивые.
- У стариков ноги слабые, беспомощные, глаза видят плохо от старости, дорогу переходить страшно, шаги семенящие, шаркающие.
- Дети мало знают, всему учатся.
- Старики много знают, умеют и учат молодых, передают свой опыт людям. Как помочь старикам? Как вы заботитесь о стариках?
- Помогаем, жалеем, ухаживаем и т. п.
Инсценирование «Просто старушка» В. Осеевой.
1 Молодость плечами покрепче - а старость головою.
2. Молодой растет, а старый старится, горбится.
3. Молод в холод - стар на печь.
4. Молодого в битву, старого в совет.
5. Сам стар - а душа молода.
6. Старого тянет вниз: а молодого ввысь. ,
7. Старых почитай - а молодых поучай.
8. Молодость пташкой - а старость черепашкой.
- Старики прожили долгую жизнь, много знают, умеют.
- Дети ничего не знают, не умеют, у них вся жизнь впереди.
Остался одни последний экран не зажженный. Где мы будем видеть пожилых людей?
- Собрание ветеранов, на лавочках в скверах, в доме престарелых, на золотой свадьбе, дне рождении.
Дети исполняют песню «Золотая свадьба».