Надежда Тютлина (Алферова)
Конспект занятия по ТРИЗ для дошкольников «Как человек ночь победил»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие
«Как человек ночь победил»
Цель. Уточнить представления об источниках света, о свете как источнике тепла; развивать воображение и логическое мышление; продолжать учить разрешать противоречия.
Материал и оборудование. Филя и Степашка (игровые персонажи); картина с изображением ночной реки, поляны, костра и палатки; макет комнаты с различными осветительными приборами; лучина свеча.
Предварительная работа. Беседы и занятия на темы : «Различные источники света»; «Свет как источник тепла»; «Экономь электроэнергию»; чтение соответствующей литературы.
Публикация «Конспект занятия по ТРИЗ для дошкольников „Как человек ночь победил“» размещена в разделах
Ход ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель. Поздняя осень, холодно, сыро. Приятно вспомнить о лете. Расскажите, кто, где отдыхал. (Рассказы детей.) Значит, многие из вас в жаркие летние дни ходили на речку. Отдых у реки - это хорошо, потому что.
Дети. Можно купаться и загорать, ловить рыбу; даже в жару прохладно.
Воспитатель. Но отдых у реки - это плохо. Почему?
Дети. Комары кусают; можно обгореть; ночью темно, страшно.
Воспитатель. В этом убедились и Филя со Степашкой, отправившись на рыбалку. Когда стемнело, им стало страшно и грустно. Как вы думаете: Почему?
Дети: Ночью все спят, поэтому должно быть темно - иначе свет будет мешать.
Воспитатель. В то же время ночью не должно быть темно. Как вы думаете: Почему?
Дети. Чтобы не было грустно и страшно тем, кто спит. Свет дает тепло, так необходимое в ночное время.
Воспитатель. Что же делать Филе и Степашке?
Дети. Развести костер - будет тепло, светло и весело.
Воспитатель. Филя и Степашка так и сделали. Но свет разбудил птиц, рыб, деревья, траву. Они стали выражать свое недовольство, и наши друзья огорчились. Вдруг пошел дождь. Все живое обрадовалось ему, потому что. Дети. Костер погаснет, Филе и Степашке придется перебраться в палатку, станет тихо и природа опять погрузится в сон.
Воспитатель. В палатке было холодно. Филя решил разжечь в ней костер, но Степашка стал бурно возражать. Раз идет дождь, рыбалку придется отложить, поэтому можно спать - свет не нужен. А вот тепло необходимо. Как его добыть?
Дети. Нагреть камни, ведро с водой - они обогреют палатку. Перенести палатку на то место, где разжигали костер. Поставить печку с трубой.
Воспитатель. Друзья так и сделали и спокойно проспали до утра. Вернувшись на следующий день домой, они решили в своей городской
квартире поставить печку. Печка должна быть, чтобы было тепло, и ее не должно быть, потому что.
Дети. Некрасиво, если из окна будет выглядывать труба. Дым. копоть, гарь - все это неприятно.
Воспитатель. Чем же заменить печку? Костер разжечь нельзя, ведра с горячей водой дом не обогреют.
Дети. В квартирах есть трубы и батареи, по которым течет горячая вода.
Воспитатель. А поступает она в дома из теплоэлектростанций.
Но вернемся к Филе со Степашкой. Костер, который они разожгли вечером на берегу реки, давал им не только тепло, но и свет. Если сидеть в палатке вечером, то нужен свет. Значит костер в палатке - это хорошо?
Дети. Хорошо. Светло; дым отпугивает комаров.
Воспитатель. Но костер в палатке — это и плохо. Почему?
Дети. Может начаться пожар. От дыма глаза слезятся.
Воспитатель. Значит, источник света должен быть гораздо меньше. Чем же можно осветить палатку?
Дети. Свечу или лучину зажечь.
Воспитатель, (зажигая свечу и лучину и наблюдая вместе с детьми за тем. как они горят). Свеча, лучина - это хорошо. Почему?
Дети. Огонь меньше чем у костра, света хватает и пожара не будет Воспитатель. Свеча, лучина - это плохо, потому что.
Дети. Они быстро сгорают. При ветре могут погаснуть.
Воспитатель. Дома у Фили со Степашкой было светло. Да и вы обходитесь без свечей и лучин, потому что.
Дети. Есть электрические лампочки.
Воспитатель. Действительно, много лет назад было открыто электричество и изобретена электрическая лампочка. Лампочка - это хорошо. Почему?
Дети. Безопасный источник света.
Воспитатель. Лампочка - это плохо, потому что.
Дети. Может перегореть, ослепляет.
Воспитатель. Лампочка должна гореть ярко, чтобы в помещении было светло, и не должна гореть ярко, чтобы не слепить глаза. Как быть?
Дети. Спрятать ее в плафон.
Воспитатель. Наступил вечер - Степашка улегся перед телевизором, а Филя улегся спать. Ворочался, ворочался, никак заснуть не может: свет мешает. А Степашка все телевизор смотрит и свет не выключает, чтобы глаза не испортить. друзья даже чуть не поссорились. И так, свет должен быть и его не должно быть.
Дети. Света должно быть меньше, можно включить торшер или настольную лампу.
Воспитатель. Степашка так и сделал. И Филя быстро заснул. Посмотрите на их комнату (показывает макет, сколько v них разных осветительных приборов. Зачем?
Дети. Каждый светильник нужен для своих целей: настольная лампа, чтобы читать; ночник, когда спать ложишься.
Воспитатель, Если все светильники разместить рационально, то в помещении будет всегда достаточно светло и электроэнергию можно сэкономить.
(Дети размещают светильники в макете комнаты в соответствии с их назначением.)