Евгения Мареева
Конспект занятия «Мама-самый близкий нам человек» для воспитанников старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- Формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Формировать у детей целостное представление образа матери – хранительнице домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека.
- Знакомство с основными правилами почитания и уважения старших.
- Воспитывать чувство глубокой любви, привязанности, уважения к самому близкому и родному человеку – маме.
Задачи:
- Учить понимать смысл послушания, любви, милосердия.
Публикация «Конспект занятия „Мама-самый близкий нам человек“ для воспитанников старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
- Способствовать оптимистическому восприятию мира и жизни ребёнком, развитию понимания значимости нравственных идеалов и моральных норм для жизни семьи.
- Развивать речь детей, её интонационную выразительность. Обогащать словарь детей: любовь, послушание, родители, забота, прощать. Показать значение фольклора (пословиц) в формировании доброго (нравственного) поведения человека.
- Развивать коммуникативные навыки детей, поддерживать доброжелательное общение в играх, совместной деятельности.
- Развивать творческие способности через чтение стихотворений, рисование.
- Воспитывать любовь и уважение к женщине-матери, как человеку, дарующему жизнь, хранительнице домашнего очага, носительнице духовно-нравственных и культурных ценностей.
- Воспитывать послушание, смирение. Способствовать улучшению поведения детей, развитию позитивных отношений в семье.
Средства обучения:
Методическое пособие «Добрый мир».
«Добрый мир». Православная культура для малышей. Книга 2 (с. 48-51,
3 (с. 9-12)
«Добрый мир». Наглядные материалы.
«Добрый мир» СD- диск. Музыкальное сопровождение занятий.
Интеграция образовательных областей:
Духовно-нравственная культура.
Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Речевое развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Педагогические технологии:
ИКТ.
Игровые.
Здоровьесберегающие.
Личностно-ориентированные.
Материалы:
Альбомные листы А4, акварель, кисти, стаканчики с водой, простые и цветные карандаши.
ГЛАВНЫЕ СЛОВА: МАМА, ЛЮБОВЬ, ПОСЛУШАНИЕ.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент
Чтение педагогом стихотворения Н. Саконской «Разговор о маме»
От чистого сердца, простыми словами
Давайте друзья, потолкуем о маме.
Мы любим её, как хорошего друга,
За то, что у нас с нею всё сообща,
За то, что когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
Мы любим её и за то, что порою
Становятся строже в морщинках глаза.
Но стоит с повинной прийти головою
Исчезнут морщинки, умчится гроза.
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце своё.
И просто за то, что она – наша мама
Мы крепко и нежно любим её.
А вы знаете, что мама - это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и нежные руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет – 5 или 50, тебе всегда нужна мама, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к маме, тем радостнее и светлее жизнь.
2. Беседа о маме. (к. 3, с. 8)
- Каждый из нас когда-то родился. Кто дал нам жизнь?
- Кто учил делать первые шаги, поддерживал, чтобы не упали?
- Кто вытирал наши слёзки, гладил ушибы, утешал?
- Кто лечил в болезнях, проводя бессонные ночи у нашей постели?
- Кто заботится о нас?
- Самый родной и близкий нам человек - (мама!
Бог велел детям больше всего любить своих родителей, быть им послушными, заботиться о них, благодарить за заботу о себе.
Благодарить человека – значит уметь видеть, в чём человек нуждается и стараться ему помочь в этом.
- А что делаете вы, чтобы порадовать маму? (ответы детей).
3. Дети читают стихотворения о маме.
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети,
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя.
Ты как солнца яркий лучик,
Даришь радость и тепло.
Никого нет в мире лучше,
Как с тобой мне повезло!
Этим утром поздравляю
Я с днем матери тебя.
Счастья, радости желаю,
Нежно, искренне любя
Мы желаем нашим мамам,
Никогда не унывать.
С каждым годом быть всё краше,
И поменьше нас ругать
4. Пресвятая Богородица – Небесная Мать православных христиан. (К. 2 с. 48 – 51)
Все мамы заботятся о своих детях, а в трудную минуту обращаются с просьбой, молитвой о помощи своим детям к Пресвятой Богородице, потому что Она – Мама Самого Бога. И все православные христиане (те люди, которые верят в Бога и любят Его) знают, что Царица Небесная, Пресвятая Богородица, всегда приходит на помощь людям, покрывает нас своим покровом, защищает от всех бед, потому что Она – наша небесная Мать, самая добрая и самая любимая!
С какими словами православные христиане обращаются с молитвой к своей Небесной Заступнице? («Пресвятая Богородица, спаси нас!»)
На Руси отношение к Матери Божией всегда было трепетным и ласковым. Не зря называют Русскую землю домом Пресвятой Богородицы. В православных храмах, в каждой христианской семье есть множество икон Пресвятой Богородице. Перед её иконами молятся люди об исцелении больных, об избавлении от нужд, печалей и скорбей, о вразумлении детей, о примирении враждующих, о рождении детей.
5. Физкультминутка. Инсценировка по мотивам рассказа «Какая твоя мама?» (К. 3, с. 11)
Дети встают и изображают действия.
- На ярмарке в толпе заблудилось дитя. Бегает. Плачет. Кричит, ищет мать. (дети бегают хаотично и изображают растерянность и испуг).
Дети: Мама! Где же моя мама?
- Народ спрашивает у дитяти: «Какая же твоя мать?»
- А дитя сквозь слё зы говорит: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех».
Дети выражают радость, обнимают друг друга и садятся на свои места.
6. Игра: «Кто больше назовёт добрых и ласковых слов о маме»
Посмотрите какой красивый сундучок, давайте подберём для своей мамы самые нежные и самые ласковые слова и сложим их в сундучок.
Я буду вам задавать вопросы, а вы на них попробуете ответить:
- когда мама обнимает вас, гладит по голове, целует. Какая она (ласковая)
- когда мама модно одевается, делает причёску. Какая она? (красивая, модная)
- когда мама улыбается, смеётся. Какая она? (весёлая)
- когда мама не ругает за то, что вы шалите. Какая она? (добрая)
- а если вы маму любите, то какая она? (любимая)
- когда мама много трудится, какая она? (трудолюбивая)
- когда мама много знает и обо всём вам рассказывает. Какая она? (умная)
- когда мама обо всех заботиться. Какая она (заботливая)
- если мама дороже всех на свете. Какая она? (дорогая)
- если мама хлопочет по хозяйству. Какая она? (хозяйственная)
- если мама всех вас любит. Какая она? (любящая)
- Молодцы! Вот сколько чудесных слов мы собрали в сундучок для мамы. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не забылись и чтобы вы почаще говорили их своим мамам.
А теперь давайте мы вместе споем песню «Ах, какая мама».
7. Как Бог учил относиться к родителям «Добрый мир». Православная культура для малышей. Книга 3 (с. 9-12)
Дети, скажите пожалуйста
- Мир, в котором мы живём, называется наш…. (дом!
- Кто построил мир наш добрый, одарил его красой,
Подарил нам мир, покой? (Бог).
- У всего живого в мире
Есть родные и друзья,
Есть и дружная семья.
- Каждому из нас Бог дал родителей – отца и мать – и заповедь (поучение, наставление, правило жизни, как нужно относиться к родителям. Как? (ответы)
- Дети должны уважать своих родителей, почитать.
- Дети должны любить своих родителей, не обижать их ни словом, ни поступками.
- Дети должны благодарить своих родителей за заботу.
- Дети должны заботиться о своих родителях, помогать им в трудах.
- Дети должны быть послушными.
- Откуда мы это знаем? (из мудрой книги Библии).
- Вот какими словами говорится об этом в Библии: «Чти отца и мать твою, да благо тебе будет и долго будешь жить на земле».
8. Художественное творчество, рисование «Портрет мамы»
Читаем рассказ «Мама» (К. 3, с 9)
Мы уже с вами говорили, что самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово – которое произносит человек….
У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь…
И сколько бы ни было тебе лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
Пальчиковая гимнастика «Маму я свою люблю».
А теперь давайте мы вместе поиграем нашими пальчиками:
Маму я свою люблю, (пальчиками делают сердечко)
Я всегда ей помогу: (сжать руки на груди)
Я стираю, (потереть кулачок о кулачок)
Полоскаю, (кулачки сжимать-разжимать)
Воду с ручек отряхаю, (стряхиваем воду с пальчиков)
Пол я чисто подмету (погладить одну ладошку другой)
И игрушки убиру. (постучать кулачком по ладони свободной руки)
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать. (сложить ладошки вместе и положить под щечку)
Я на цыпочках хожу, (указательный и средний пальцы ходят по ладони свободной руки)
И ни разу, и ни разу я словечка не скажу. (указательный палец к губам)
И под конец нашего занятия давайте порадуем своих мам и сделаем портрет Для этого нам понадабятся: альбомные листы А4, акварель, кисти, стаканчики с водой, простые и цветные карандаши.
(Фоном звучит песня о маме – CD – диск №42)
В конце оформляется выставка «Наши мамы».
Итог:
- О чём мы сегодня говорили?
- В какой книге это написано? (Библия)
- Как зовут самую главную маму? (Пресвятая Богородица)
- Какой подарок для мамы мы с вами сделали? (портрет)
Заключение. Оценка результатов проекта.
Данное занятие – продукт целенаправленной системной работы по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям, формированию элементарных представлений о роли матери в жизни каждого человека, воспитанию осознанного, глубокого нравственного отношения к ней. В ходе занятия дети были активны, увлечены. Работы получились очень интересными. Развитие нравственных ценностей у детей шестого года жизни – это естественный и верный путь духовно-нравственного воспитания. Дети стали проявлять нравственные чувства: доброту, отзывчивость, бережное отношение и внимание к маме.
Больших положительных результатов работы с детьми удалось добиться в совместной деятельности с родителями.
Список используемой литературы:
- Детская Библия.
- «Добрый мир». Книга 2. (Хорошо-плохо)
- «Добрый мир». Книга 3. (Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья)
- «Добрый мир». Наглядные материалы.