Наталья Лучина
Конспект занятия «Пресноводные рыбы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
по лексической теме «Рыбы пресных водоемов»
Цель: развитие речи на материале лексической темы «Рыбы пресных водоемов»
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить представления детей о пресноводных рыбах (внешнем виде, строении, образе жизни, месте обитания);
Публикация «Конспект занятия „Пресноводные рыбы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Пресноводные рыбы, речные
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- активизировать активный и пассивный словарь детей по лексической теме, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
-упражнять отвечать на вопросы полными предложениями и употреблять в речи предлоги; продолжать учить согласовывать слова в предложении.
Коррекционно - развивающие задачи:
- развивать общую, мелкую моторики;
- развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные задачи:
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе, экологическую грамотность у детей;
- воспитывать у детей желание и умение слушать друг друга, умение работать сообща;
- воспитывать у детей чувство ответственности; доброжелательность.
Оборудование: презентация «Пресноводные рыбы»; иллюстрация «Строение рыб», набор карточек с изображением пресноводных рыб, разрезные картинки, два таза: таз с рыбками-игрушками, таз с водой, стаканчики, .
Ход НОД:
«Круг приветствия»
Воспитатель: Ребята, вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель:
В воде она живет.
Нет клюва, а клюет.
Дети: рыба.
Воспитатель: Сегодня мы с Вами будем говорить о пресноводных рыбах. Давайте посмотрим презентацию о среде обитания пресноводных рыб, а потом поиграем. (Презентация «Пресноводные рыбы»).
Воспитатель: Все рыбы разные, но у них общее строение. Что общего имеют все рыбки?
Дети: У рыб есть голова, туловище, плавники, хвост, рот, глаза.
Воспитатель: А для чего рыбам плавники?
Дети. Плавники нужны для того, чтобы плавать.
Воспитатель: А еще у всех рыб есть жабры. Как вы думаете, для чего они нужны?
Дети: Для того чтобы дышать.
Воспитатель:“У родителей и деток вся одежда из монеток”. Что это?
Дети: чешуя.
Воспитатель: Да, тело рыб покрыто чешуёй, а для чего нужна чешуя рыбам?
Дети: Чешуя защищает тело рыбки от различных повреждений.
Воспитатель: Правильно, когда рыба проплывает по дну, она может пораниться об острые камни, ракушки, а чешуя защищает тело рыбки.
Воспитатель: Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно.
Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (щука)
Колюч, да не еж, кто же это? (ерш)
-На дне, зарывшись в ил и грязь,
От щуки прячется … (карась)
Есть в лесу колючий ёж,
А в реке – колючий … (ерш)
Игра «Собери и назови обитателя воды».
Воспитатель: предлагаю вам разрезные картинки рыб (карась, сом, щука, окунь). Давайте попробуем их собрать, а потом назвать, что получилось. (Дети по подгруппам собирают картинки и называют рыб).
Воспитатель: Каких рыб называют пресноводными?
Дети: Рыбы, которые живут в реках, озерах и прудах, называются пресноводные.
Воспитатель: мы поиграем в игру «Четвертый лишний ( по признаку: кто где живет)». Когда я буду называть лишнее слово, вам нужно похлопать в ладоши.
Сом, щука, меченосец, судак.
Окунь, лещ, ерш, гуппи.
Пескарь, петушок, карась, щука
Воспитатель: А почему вы хлопали? Какие названия рыб были лишние? Почему?
Дети: Меченосец, гуппи, петушок, потому что это- аквариумные рыбки.
Физминутка «Пять маленьких рыбок»
Воспитатель: Сейчас, давайте, ребята, превратимся в рыбок и поплаваем в водоемах.
Пять маленьких рыбок плескались в реке.
(Имитация движения рыб)
Лежало большое бревно на песке.
(Развести руки в стороны)
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко.
(Имитация ныряния)
Вторая сказала: ведь здесь глубоко.
(Грозят указательным пальцем)
Третья сказала: мне хочется спать.
(Руки сложить под ухо)
Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
(Потереть кистями плечи)
Пятая крикнула: здесь крокодил,
(Руками имитируют пасть крокодила)
Плывите скорее, чтоб не проглотил.
(Прячут руки быстро за спину)
ДИ «Подбери рифму».
Воспитатель: А теперь игра «Подбери словечко»
Плавники у нас росли бы, мы бы плавали как
Дети: рыбы
Воспитатель: Я б хвостом махала гибким и резвилась словно
Дети: рыбка
Воспитатель: Вот с крючка срывает крошки очень мелкая
Дети: рыбешка
Воспитатель: Выплывает, корм ища, пребольшая
Дети: рыбища
Воспитатель:Эх сорвался мой улов, Рассердился
Дети: рыболов.
Воспитатель: Рыба не клюет никак, видно, я плохой
Дети: рыбак
Воспитатель: От обиды чуть не плачет, но сидит весь день
Дети: рыбачит
Воспитатель:Рыбаку ужасно жалко, что не удалась
Дети:рыбалка
Игра «Экологи»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такие экологи?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: Экологи – это специалисты, которые заботятся о нашем общем доме Земля, помогают улучшать природу (окружающую среду). Давайте и мы с вами попробуем быть экологами и спасём рыбок. Представим, что таз – это озеро с рыбой. В озере пересохла вода и рыбкам нечем дышать, нужно принести воды (из другого таза) и заполнить ею таз-озеро. При этом нужно воду носить осторожно, чтобы её не пролить ( поставить два таза: один пустой с игрушечными рыбками, другой таз с водой и рядом стаканчики для детей).
Под фоновую музыку дети выполняют задание.
Игра «Разложи по памяти»
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем еще в одну игру. Предлагаю вам картинки с изображением рыб, а вы запомните последовательность. Потом я все картинки перемешаю, а вы попробуете восстановить, как было.
Воспитатель: Динамическая пауза «Разбудим рыбку»
Ночью темень, ночью тишь
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Подойдем мы к ней, разбудим.
И посмотрим, что же будет.
Рыба привязана к палочке. Воспитатель поднимает рыбку над головами детей, дети подпрыгивают, пытаются достать рыбку.
Воспитатель: Молодцы! Какие вы ловкие.
Итог занятия :
О ком мы сегодня говорили? Вам понравилось наше занятие? А что вам понравилось больше всего?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: Если вам занятие понравилось, выбирайте картинку с золотой рыбкой,
и картинку с ершом, если было неинтересно и скучно.
Дети выбирают.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились на занятии. И в подарок вам набор для коллективной аппликации «Рыбьи чешуйки».