Светлана Вичужанина
Конспект занятия «Кукла «Мокредина»»
▼ Скачать + Заказать документы
«КУКЛА «МОКРЕДИНА»»
Автор: Вичужанина Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования МБО ДО «Станция юных техников» станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края
Описание материала: предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 12 лет по теме: «КУКЛА «МОКРЕДИНА».
Публикация «Конспект занятия „Кукла „Мокредина““» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
КУКЛА «МОКРЕДИНА»
Цели:
– формировать интерес к декоративно-прикладному искусству;
– воспитывать нравственные качества детей;
– формировать эстетический и художественный вкус.
Оборудование:
• палочка или дощечка высотой 25–30 см,
• ветошь,
• ткань,
• нитки,
• трава и цветы,
• ножницы.
Ход занятий
I. Вводная часть.
1. О р г а н и з а ц и о н н ы й м о м е н т.
2. П о д г о т о в к а к з а н я т и я м.
3. И н с т р у к т а ж п о т е х н и к е б е з о п а с н о с т и.
II. Повторение пройденного материала.
В о п р о с ы для повторения:
– Из чего делали куклу «масленица»? (Из соломы или лыка.)
– Что олицетворяла собой солома? (Буйную силу растительности.)
– Чем украшали куклу «масленица»? (Лентами, цветами.)
– Что символизировала кукла «домашняя масленица»? (Крепкий достаток и здоровое потомство в семье.)
– Кукла «перевертыш» имела нескольких названий. Каких? («вертушка», «перевертыш», «девка-баба».)
– В чем оригинальность этой куклы? (У нее две головы, четыре руки и две юбки.)
III. Содержание занятий.
1. Л е к ц и я о музеях народной игрушки.
Учитель. Все предыдущие занятия мы с вами говорили о самодельной русской кукле, учились ее изготавливать. Кроме таких игрушек, существовали еще и другие, которые были сделаны из дерева, глины. Игрушечные промыслы в Подмосковье (бабенская игрушка из дерева, в Костромской губернии (петровская глиняная игрушка, богородская резная игрушка были широко развиты, и все изделия имели общее название «народная игрушка». Этот вид народного творчества давно привлекает внимание ученых. Историки, археологи, этнографы, педагоги, художники исследуют традиции игрушечных промыслов, изучают творчество мастеров-игрушечников. И этот научный интерес обоснован. Создатели традиционных игрушек, как сказители и песенники, тоже носители прошлого, носители национальной духовной культуры. Передавая из поколения в поколение игрушечное мастерство, они смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Их игрушки обладают огромным запасом исторической народной памяти, к которой сегодня вновь и вновь обращаются потомки.
Уже в конце XIX века народную игрушку начали активно коллекционировать. Теперь она хранится в самых больших музеях страны: в Эрмитаже и Русском музее, в Музее народного искусства, во Всероссийском музее народного творчества. Крупнейшая коллекция народной игрушки находится в Художественно-педагогическом музее игрушки.
Этот музей был создан в Москве в 1918 г., а его основателем стал Николай Дмитриевич Бартрам – художник, собиратель, настоящий знаток русского народного искусства и игрушки. Идея создания такого музея была совершенно новой и воплощалась с трудом. Н. Д. Бартрам задумал организовать не академический музей, а Дом детской культуры, где кроме игрушки были бы собраны настольно-печатные игры и книги, детская мебель и детский портрет, где действовали бы кукольный театр и игрушечная мастерская.
В 1920 г. в суровой зимней Москве открылся этот музей. Его первые посетители, полуголодные ребятишки, укутанные в платки, одетые в шубы и валенки, стояли завороженные перед сияющими музейными витринами. И первая афиша с трогательной надписью гласила: «Дети, идите в свой музей». Новый музей быстро приобрел популярность.
Здесь можно было бесплатно смотреть на чудесные игрушки, слушать рассказы музейных работников, самому сделать игрушку. Уникальное учреждение представлял Музей игрушки: он был выставкой, театральным зрелищем, местом детских игр и творческого труда одновременно.
2. В в е д е н и е в п р а к т и ч е с к у ю ч а с т ь.
Сведения о кукле «мокредина»*.
Учитель. Сегодня мы будем изготавливать очень необычную куклу (рис. 6).
Кукла «мокредина» бытовала в Тульской губернии в конце XIX – начале XX веков. Это была кукла-шестиручница, изображавшая женщину-крестьянку, работающую во время дождя, когда особенно тяжело работать и не хватает рук.
Это обрядовая кукла. Женщины носили ее по деревне, затем шли в лес и хоронили, украшая могилу цветами, – считали, что это избавит от ненастья. Если дожди не прекращались, куклу делали еще раз, бо?льшего размера (до 1,5 метра высотой, и хоронили с большими почестями.
«Мокредина» была тряпичной, делалась по типу куклы-закрутки. Острым угольком или карандашом на ее лице рисовали кружочки, похожие на капли дождя; украшали ее травой «кукушкины слезы», лопухами, цветами, зелеными листьями березы и веточками деревьев.
3. Ф и з м и н у т к а.
1. И. П. – сидя за партой, руки к плечам, ноги расставлены. 1–2 – поворот туловища вправо, руки вверх; 3–4 – исходное положение.
2. И. П. – сидя за партой, руки за голову. 1–2 – поднять руки вверх, туловище держать прямо; 3–4 – исходное положение.
3. И. П. – стоя за партой, руки на парту.
1–2 – сесть за парту; 3–4 – исходное положение.
4. И. П. – стоя за партой, руки на пояс;
1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, потянуться; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.
4. П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь.
Учитель. Для изготовления этой куклы нам понадобятся : палочка или дощечка высотой 25–30 см, ветошь, ткань, нитки, трава и цветы (можно искусственные).
Порядок изготовления (см. рис.) :
1) В основе куклы – палочка или дощечка длиной 25–30 см. Основу оборачиваем ветошью, мягкой тканью (рис. 6, а).
2) Полученный стержень (туловище) перевязываем нитками в трех местах – сверху, в центре, внизу (рис. 6, б).
3) Вырезаем прямоугольник белой ткани см (рис. 6, в).
4) Складываем ткань пополам. Формируем голову куклы, подкладывая ветошь (рис. 6, г).
5) На туловище куклы надеваем ткань с подготовленной головой и плотно привязываем ее к туловищу куклы (рис. 6, д).
6) Уголки ткани складываем вместе, подворачиваем внутрь и завязываем – получаются руки или рукава рубахи (рис. 6, е).
7) Вырезаем второй прямоугольник белой ткани и набрасываем на голову куклы. Формируем руки или рукава рубахи так же, как и в первый раз (рис. 6, ё). Таким же образом формируем третью пару рук (рис. 6, ж).
8) Наряжаем куклу в разноцветные лоскутки (рис. 6, з–к).
9) На голову надеваем платок, на юбку – пояс (рис. 6, л).
IV. Подведение итогов. Мини-выставка.